В Беларусь без визы

Расширенные тезисы выступления Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова на заседании Совета Министров иностранных дел ОБСЕ (г. Маастрихт, 1 декабря 2003 года)

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Дамы и господа,

Республика Беларусь видит основную задачу Организации по безопасности и сотрудничества в Европе в создании и постоянном совершенствовании системы всеобъемлющей безопасности в регионе.

Сегодня эта задача является несомненным приоритетом повестки дня. Геополитическая ситуация в евро-атлантическом регионе за последние годы серьезно изменилась и продолжает меняться. Развиваются интеграционные процессы, идет трансформация военно-политических блоков и союзов. Одновременно эволюционирует природа рисков и вызовов, представляющих реальную угрозу для всего международного сообщества.

В настоящее время мы не можем констатировать, что эти процессы адекватно отражаются в развитии единой системы европейской безопасности, которая должна учитывать интересы всех стран региона.

Несколько лет назад ОБСЕ оказалась в ситуации, которая заставила членов Организации серьезно задуматься о ее будущем, дальнейших перспективах.

Диалог, который мы ведем сегодня, чего бы он ни касался, по сути посвящен вопросам реформирования ОБСЕ. На актуальные вопросы, которые ставит перед Организацией жизнь, должны быть найдены адекватные ответы. Иначе ОБСЕ утратит ценность и значимость в глазах тех, кто ее составляет. Поэтому, когда мы говорим о реформе, речь идет о будущем – или отсутствии такового – нашей Организации.

Во исполнение решения СМИД в Порто мы разработали Стратегию ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в 21 веке, которая призвана стать для нас руководством к действию, по крайней мере, на несколько предстоящих лет.

Мы по-прежнему считаем, что главной угрозой безопасности и стабильности является терроризм во всех его проявлениях. Государства-участники и наша Организация в целом должны наращивать совместные практические усилия по борьбе с этим злом. В этой связи Республика Беларусь полагает важным принятие решений по созданию антитеррористической сети ОБСЕ и повышению стандартов для документов для поездок. Мы также удовлетворены активной работой, которую проводит антитеррористический отдел Секретариата ОБСЕ по оказанию содействия государствам-участникам в осуществлении обязательств по борьбе с терроризмом. Рассчитываем на усиление региональной и субрегиональной составляющих деятельности ОБСЕ по данному направлению, включая повышение взаимодействия с другими организациями и институтами.

Существенное влияние на безопасность и стабильность в регионе ОБСЕ продолжают оказывать так называемые «замороженные конфликты». В этой связи мы высоко оцениваем усилия, направленные на скорейшее решение приднестровского конфликта. Критерий здесь должен быть один – приемлемость урегулирования непосредственным сторонам конфликта. Надеемся, что в следующем году удастся сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Республика Беларусь, являясь членом Минской группы ОБСЕ, готова внести свой посильный вклад в данный процесс.

Контроль над вооружениями продолжает оставаться жизненно важной основой и неотъемлемым инструментом гармонизации интересов национальной безопасности государств-участников. Однако мы серьезно обеспокоены дальнейшей судьбой европейской системы контроля над вооружениями и ее основных инструментов – Венского документа и адаптированного Договора ОВСЕ. Проблема кроется в очевидном отставании данных режимов в их нынешнем виде от современной военно-политической ситуации в Европе и уровня развития вооруженных сил государств-участников.

В этой связи мы призываем государства-участники Договора ОВСЕ незамедлительно выполнить ключевое стамбульское обязательство – ратифицировать Соглашение об адаптации Договора ОВСЕ. Кроме того, Форуму по сотрудничеству в области безопасности необходимо заняться анализом Венского документа 1999 года с точки зрения соответствия данного документа реалиям сегодняшнего дня.

Одновременно, понимая, что адаптированный договор не вступит в силу в 2004 году, мы предлагаем нашим партнерам по Договору и прибалтийским соседям рассмотреть возможности обеспечения дополнительных гарантий сдержанности в переходный период.

Состоявшаяся в этом году первая Ежегодная конференция ОБСЕ по обзору в области безопасности оправдала наши ожидания на интенсификацию диалога по широкому спектру вопросов безопасности. Мы надеемся на дальнейшее развитие этого диалога.

Беларусь поддерживает и приветствует реализацию конкретных инициатив в области легкого и стрелкового оружия, а также уничтожения излишков боеприпасов для обычных вооружений. В этом году наша страна первой в ОБСЕ задействовала механизм Документа ОБСЕ о ЛСО. Со своей стороны мы сделаем все необходимое для того, чтобы этот первый опыт стал успешным для нас и нашей организации.

Мы также приветствуем принятие Документа ОБСЕ по обычным боеприпасам по инициативе Франции и Голландии. Подтверждаем заинтересованность Республики Беларусь в уничтожении излишков обычных боеприпасов с использованием нового механизма ОБСЕ.

Полагаем также, что в 2004 году Организация могла бы найти возможность более активного участия в минной проблематике.

Считаем важным дальнейшее усиление экономического и экологического измерения ОБСЕ для создания системы всеобъемлющей безопасности. В этой связи полагаем, что принятие нового Документа-стратегии ОБСЕ в области экономического и экологического измерения будет способствовать достижению этой цели. Республика Беларусь внесла существенный вклад в разработку данного документа, имея честь председательствовать в этой работе.

Успешная реализация данной стратегии будет зависеть не только от готовности стран-членов предпринимать конкретные шаги по ее имплементации, но и от активной позиции Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ.

Развитие демократии, укрепление верховенства закона и подлинное уважение прав человека, безусловно, остаются неотъемлемыми условиями стабильного развития наших стран и региона в целом.

В этой связи внимание, которое сегодня уделяется вопросам нетерпимости и дискриминации, полагаем оправданным и своевременным. Важный вклад в осмысление этих угроз и выработку мер по противодействию им внесли состоявшиеся конференции ОБСЕ по антисемитизму, расизму, ксенофобии и дискриминации, а также принятие Плана действий ОБСЕ по улучшению положения Рома и Синти.

Проблема торговли людьми, являвшаяся одним из приоритетов голландского председательства ОБСЕ в 2003 году, также остается серьезным вызовом нашей безопасности. Уверены, что принятие Плана действий по борьбе с торговлей людьми и создание специального механизма ОБСЕ позволят активизировать и повысить результативность наших усилий по противодействию "рабству 21 века".

Нарастает и острота проблемы нелегальной миграции в регионе ОБСЕ. Она оказывает существенное влияние на безопасность и стабильность Беларуси, расположенной на пути основных миграционных потоков из Азии в Европу. Представляется, что только совместные усилия государств-участников ОБСЕ могут принести здесь позитивный результат.

Надеемся, что вопросы торговли людьми и незаконной миграции останутся в центре внимания нашей Организации и в следующем году. В этой связи Республика Беларусь поддерживает дальнейшую разработку концепции ОБСЕ по безопасности и управлению границ.

Существенное влияние на развитие региона ОБСЕ оказывают сегодня интеграционные процессы. Нельзя игнорировать тот факт, что зачастую они затрагивают интересы не только их непосредственных участников, но и других стран ОБСЕ. Для Беларуси огромное значение имеет процесс расширения Европейского союза. В этой связи мы приветствовали разработку и поддерживаем реализацию концепции Евросоюза "Большая Европа" в отношении новых соседей. Заявляем о своей готовности к тесному сотрудничеству с Евросоюзом во всех областях на основе равноправия партнеров и взаимного уважения.

Будущее ОБСЕ зависит от ее ценности и эффективности с точки зрения всех государств-участников. Принципиальное значение для нашей общей безопасности имеет учет мнений всех членов, дальнейшее развитие транспарентности и мер доверия внутри региона перед лицом общих внешних и внутренних вызовов и угроз. В этой связи появление новых разделительных линий, что мы, к сожалению, сегодня наблюдаем, недопустимо. Недопустимо, ибо противоречит основному принципу деятельности нашей Организации – обеспечению безопасности через сотрудничество.

Серьезные задачи, стоящие перед Организацией, и новые приоритеты обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования деятельности различных органов и инструментов ОБСЕ, включая полевые присутствия.

Республика Беларусь неоднократно излагала свое видение вопросов реформы ОБСЕ, которая является залогом релевантности и эффективности нашей Организации в будущем.

При этом считаем, что реформа должна идти без отхода от основополагающих принципов функционирования нашей Организации, включая незыблемость принципа консенсуса.

Отмечаем принятие в 2003 году ряда важных документов по административно-финансовым вопросам деятельности ОБСЕ, которые были разработаны в рамках Консультативного комитета по управлению и финансам, и в первую очередь нового Положения о персонале и решения по совершенствованию бюджетного процесса Организации.

В то же время мы разочарованы итогами работы в 2003 году Группы ОБСЕ по реформе и «группы друзей» по миссиям ОБСЕ. Несмотря на четкие задачи, поставленные нами в Порто, по-прежнему не решены такие принципиально значимые для будущего вопросы, как правоспособность Организации, реформирование Секретариата ОБСЕ, пересмотр повестки дня Постоянного совета ОБСЕ и реформирование полевой деятельности. Открытыми остаются также вопросы новых Финансовых правил ОБСЕ и новой шкалы взносов.

В этом году вместе с рядом стран мы представили комплексную программу реформирования и совершенствования деятельности миссий ОБСЕ. Деятельность данного инстумента ОБСЕ должна быть четко регламентирована и нацелена на оказание реального сотрудничества принимающим государствам в соотвтетсвии с их пожеланиями.

Надеемся, что наши предложения будет серьезнейшим образом изучены и поддержаны нашими партнерами. Отсутствие оперативных и конкретных действий по данному направлению ведет к общему кризису организации.

От эффективности реформы полевой деятельности ОБСЕ в целом будет зависеть и дальнейшее отношение Беларуси к сотрудничеству с Офисом ОБСЕ в Минске, которое в настоящий момент развивается конструктивно и сбалансированно.

Современная архитектура европейской безопасности должна основываться на принципе неделимой безопасности, которая не может быть поделена между несколькими организациями, гарантирующими безопасность лишь для своих членов. Только через подлинное партнерство и сотрудничество всех институтов безопасности мы можем создать всеобъемлющую систему безопасности, которая адекватно реагирует на современные риски и вызовы. В этой связи надеемся, что идея создания специального механизма консультаций международных организаций и институтов под эгидой ОБСЕ найдет позитивный отклик наших партнеров.

Позвольте в заключение высказать слова благодарности Действующему председательству, Нидерландам, за ее вклад в работу Организации и подготовку данной встречи. Хотели бы также пожелать Болгарии успешной работы на посту председателя ОБСЕ в 2004 году.