В Беларусь без визы

Выступление исполняющего обязанности Постоянного представителя Республики Беларусь при ООН О.Иванова на сессии Рабочей группы ООН по легкому и стрелковому оружию (г.Нью-Йорк, 15 июня 2004 г.)

Уважаемый господин Председатель, уважаемые участники сессии.

Разрешите присоединиться к поздравлениям в связи с открытием основной сессии Рабочей группы открытого состава для ведения переговоров относительно международного документа, позволяющего государствам своевременно и надежным образом выявлять и отслеживать незаконное стрелковое оружие и легкие вооружения.

Позвольте также поздравить Вас, господин Председатель, с избранием на высокий и ответственный пост Председателя группы. Учитывая Ваш дипломатический опыт, мы уверены, что работа сессии будет активной и плодотворной. Вы можете рассчитывать на сотрудничество и поддержку со стороны белорусской делегации.

Республика Беларусь придает первостепенное значение проблематике ЛСО.

Совершенствуется национальная законодательная база. Приняты соответствующие нормативные акты, регулирующие оборот ЛСО на территории Беларуси, а также экспорт-импорт специфических товаров и технологий, продукции военного назначения, включая ЛСО. 1 июля 2003 года было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О маркировке и учете легкого и стрелкового оружия и боеприпасов к нему, производимых в Республике Беларусь». Во исполнение данного постановления министерством обороны разработана соответствующая Инструкция.

Проводится активная практическая работа на национальном и международном уровнях в данной сфере.

В рамках реализации Программы действий ООН проводятся мероприятия по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом ЛСО, выявлению и изъятию из оборота незаконного ЛСО и боеприпасов. На регулярной основе реализуются программы добровольной сдачи оружия населением. Изъятые и собранные в результате всего комплекса мероприятий оружие и боеприпасы подлежат уничтожению. В частности, в 2002 году было уничтожено более 2300 единиц ЛСО.

Большое внимание уделяется вопросам транспарентности и информационного обмена. В 2002 и 2003 годах были подготовлены Национальные отчеты Республики Беларусь о политике экспортного контроля, экспорта вооружений и военной техники. Беларусь подготовила и направила в Секретариат ООН подробный отчет о реализации Программы действий ООН.

Получает свое развитие диалог по проблематике ЛСО с неправительственными организациями и гражданским обществом. В ноябре 2002 года в Минске состоялся международный семинар по вопросам транспарентности в вопросах торговли ЛСО с участием национальных и международных экспертов, в том числе представителей НПО «Saferworld», Small Arms Survey, NISAT и других. В ходе семинара были обсуждены меры по расширению прозрачности в вопросах экспорта, обеспечению безопасности хранения запасов и уничтожения излишков ЛСО.

Беларусь традиционно придает большое значение развитию регионального измерения в данной сфере. В первую очередь это относится к Документу ОБСЕ о ЛСО. Беларусь приняла участие во все трех информационных обменах в соответствии с положениями Документа.

Беларусь является одним их наиболее активных сторонников развития сотрудничества между ОБСЕ и ООН. В июле 2002 года Беларусь инициировала принятие решения Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности №9/02 «Представление в ООН стандартного ответа в контексте обмена информацией в соответствии с Документом ОБСЕ о легком и стрелковом оружии», а также в добровольном порядке передала государствам-членам ООН информацию, подготовленную в рамках Документа ОБСЕ о ЛСО, о национальном законодательстве и существующей практике в сфере экспортного контроля.

В июне 2003 года Форум принял решение №5/03 «О наилучших практиках осуществления Документа ОБСЕ о легком и стрелковом оружии». При разработке данного решения Беларуси стала одним из инициаторов разработки и включения в него блока положений, предусматривающих передачу сборника «наилучших практик» в ООН. По нашему мнению, все вышеперечисленное является практическим вкладом ОБСЕ в деятельность ООН по борьбе с незаконным оборотом ЛСО.

Дальнейшим логическим шагом, на наш взгляд, могла бы стать подготовка и передача консолидированной информации о национальных законодательствах и существующей практике и принципах в области экспортного контроля, каталога маркировок государств-членов ОБСЕ. Вообще, стоит подумать об «экспорте» опыта и практик ОБСЕ на «почву» ООН. ОБСЕ является «передовиком» в области ЛСО, и ее опыт был бы весьма полезным для стран-членов ООН, которые только начали развивать деятельность в этой сфере.

Беларусь поддерживает и приветствует усилия ОБСЕ, направленные на уничтожение излишков боеприпасов для обычных вооружений. В настоящее время получает развитие сотрудничество Беларуси и ОБСЕ в данной сфере.

В сентябре 2003 года наша страна первой в ОБСЕ задействовала механизм Документа ОБСЕ о ЛСО относительно оказания материально-технической и финансовой помощи по утилизации и повышению безопасности хранения ЛСО. В октябре 2003 года в Минске МИД Беларуси совместно с белорусскими НПО организовал международный семинар-практикум по дальнейшей реализации этого механизма.

В апреле 2004 года состоялся визит в Беларусь представительной оценочной миссии ОБСЕ по вопросам ЛСО для оценки ситуации и подготовки предложений по оказанию материально-технической помощи Беларуси в процессе утилизации ЛСО и повышения безопасности его хранения.

В ходе визита состоялись посещения объектов министерства обороны, на которых эксперты ОБСЕ были ознакомлены с существующими процедурами утилизации ЛСО, обеспечения безопасности его хранения, а также существующими проблемами. В настоящее время группой экспертов готовится отчет, на основании которого Беларусь и ОБСЕ продолжат работу на данном направлении.

С учетом важности усилий по предотвращению попадания в руки террористов особо опасных видов ЛСО, прежде всего переносных зенитно-ракетных комплексов, мы включили в список уничтожаемых вооружений определенное количество ПЗРК, противотанковых и ручных гранатометов.

Говоря о проблемах и трудностях, стоящих перед Республикой Беларусь в данной области, следует отметить недостаток финансирования процесса утилизации ЛСО и обеспечения безопасности его хранения. Выделяемых из государственного бюджета средств явно недостаточно, и в этой связи мы придаем большое значение развитию международного сотрудничества на данном направлении. Беларусь была бы весьма признательна тем государствам, которые способны оказать финансовую помощь для решения вышеуказанных вопросов.

Беларусь вносит свой вклад в международные усилия по предотвращению незаконной торговли ЛСО. Мы выражаем готовность к активизации работы на национальном уровне и дальнейшему развитию международного сотрудничества. Считаем, что обмен информацией и транспарентность в данной сфере ведет к снижению угроз и озабоченностей, повышению доверия, снижению рисков вооруженных конфликтов и укреплению международного мира и безопасности в целом.

Спасибо за внимание.