Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемый господин Генеральный секретарь,

Дамы и господа,

На протяжении десятилетий с этой высокой трибуны звучит тревога: "Куда идет мир?", "Куда идет ООН?". На рубеже тысячелетий эти вопросы становятся все более острыми.

Мир изменился. Маятник истории качнулся в сторону нового насилия: волна террора, локальные войны, этнические конфликты, за которыми – возрастание нищеты и увеличение пропасти в развитии между странами. Это не "проблемы того парня". Это единые глобальные вызовы для всех нас.

Каким мы хотим видеть наш общий дом? Думаю, прежде всего – безопасным. Домом, в котором наши дети не погибали бы от рук террористов, от голода, болезней, взрывов противопехотных мин, "умных" бомб и ракет.

Что мы должны сделать для этого? Ответ очевиден: создать полноценную систему международной безопасности, включая военную, экономическую, экологическую, социальную, информационную. Систему, основанную на верховенстве права во внутренних и международных делах. Ответ очевиден, однако, трудно достижим.

На прошлой сессии Генеральной Ассамблеи Республика Беларусь сделала главный акцент своего выступления на верховенстве права в международных отношениях. То, что сегодня в нашей общей дискуссии эта тема звучит лейтмотивом, вселяет надежды на реальность этой цели.

Сегодня ни один здравомыслящий человек не может остаться равнодушным к отвратительным актам терроризма, с которыми ассоциируется начало XXI века. Рутинными подходами, в основе которых останутся эгоизм и односторонние преимущества, с этим злом не справиться. Требуются нетрадиционные, долгосрочные, комплексные решения. Кто и как может их обеспечить? Только ООН и ее ключевая роль. Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН должен стать настоящим, практическим инструментом сдерживания роста международного терроризма, укрепления антитеррористической коалиции под эгидой ООН, контроля за выполнением требований резолюции 1373 и прекращения практики двойных стандартов по отношению к террористам и террору.

В практическом плане прямая связь Комитета с региональными организациями, закрепление практики открытых заседаний Совета Безопасности на министерском уровне смогут реально содействовать глобальной борьбе с терроризмом под флагом ООН.

Однако такая борьба будет успешной, только если ее общая, разделяемая всеми цель – создание справедливого и гуманного мироустройства. Беларусь стремится внести свой вклад во все измерения этой борьбы.

Первого марта нынешнего года для Беларуси вступила в силу Конвенция о запрещении противопехотных мин и об их уничтожении. У нас седьмой в мире арсенал таких мин, доставшихся нам в наследство бывшего Советского Союза. Мы не производим, не экспортируем и не применяем противопехотные мины ни у себя и нигде в мире. И тем не менее, руководствуясь общими интересами, мы ратифицировали Оттавскую конвенцию и рассчитываем на помощь мирового сообщества в уничтожении нашего минного арсенала.

Завтра мы депонируем грамоты о ратификации и присоединении Республики Беларусь к таким важным международным соглашениям в области безопасности, как Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма и Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Сегодня весьма серьезные вызовы – нелегальная миграция, трансграничная преступность, наркотрафик, торговля людьми, безопасность энергетической инфраструктуры. В борьбе с угрозами в этих сферах Беларусь, контролирующая крупный европейский перекресток, является немаловажным гарантом стабильности в Европе.

Наша страна играет также принципиальную роль в евроазиатском транзите энергоресурсов. С этой трибуны сегодня мы предлагаем всем соседям, НАТО и Евросоюзу организовать региональное сотрудничество в обеспечении безопасности объектов критической инфраструктуры: нефтепроводов, газопроводов, электростанций, включая атомные. Кроме того, существует такая ответственная область сотрудничества, как предотвращение чрезвычайных ситуаций, в том числе, создаваемых террористами. Беларусь уже заявила в этих целях в международные структуры соответствующие контингенты и ресурсы.

Вклад Республики Беларусь в региональную и международную безопасность, начавшийся с ядерного и обычного разоружения в начале 90-х годов, продолжает быть весомым и реальным. Мы признательны международным организациям и отдельным странам за помощь в вопросах укрепления пограничной и таможенной инфраструктур. Результаты укрепления этих инфраструктур ощутимы во всем европейском регионе.

Двойные стандарты становятся все возрастающей проблемой не только применительно к терроризму. Этот неприглядный инструмент используется, прежде всего, против государств, имеющих смелость проводить собственную внешнюю политику, таких как Республика Беларусь, не подчиняющуюся указаниям из мировых центров силы. Лидерство в международных отношениях не следует путать с диктатом, а тем более мессианством. Пока эта практика двойных стандартов присуща в основном евроатлантическому пространству, но отдельные страны усиленно пытаются внедрить ее и в Организации Объединенных Наций. Это опасные для стабильности и эффективности системы ООН усилия. Беларусь призывает все государства, не равнодушные к роли и самостоятельности ООН, не допускать этого.

Важнейшее условие устойчивого развития государств – экономическая безопасность. Для большинства государств мира это условие по-прежнему за чертой горизонта.

Как единственное европейское государство – член Движения неприсоединения Республика Беларусь хотела бы подчеркнуть: концепция "центр-периферия", противопоставляющая промышленно развитые страны развивающимся странам, явно в кризисе. Она ведет к затягиванию поиска выхода из разрыва в экономическом развитии.

Из пятидесяти наименее развитых государств только семь стран достигли уровня ежегодного 7-процентного экономического роста, который является непременным условием двукратного сокращения к 2015 году количества людей, живущих в условиях абсолютной нищеты. Каждые 4 секунды один человек на планете умирает от голода. Эта цифра стала банальной. В ее банальности – чудовищность проблемы и чудовищность равнодушия мира. Трудность задачи не должна останавливать нас перед поиском новых путей решения проблемы нищеты. Поэтому Беларусь поддерживает инициативу Президента Бразилии Луиса Лулы да Силва по борьбе с голодом и нищетой на планете. В своей стране, несмотря на переходный период и развал цельной экономики на огромном пространстве бывшего СССР, мы первыми на этом пространстве практически решили проблему недоедания. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН число недоедающих от общего числа жителей в Беларуси составляет 2 процента. Сегодня мы ведем уверенную борьбу по преодолению бедности. Удельный вес малообеспеченного населения в Беларуси снизился по сравнению с 1995 годом почти вдвое и составил в 2004 году около 20 процентов.

Переживаемые трудности преобразований в экономике не останавливают Беларусь от экономического стимулирования развивающихся стран. Подавляющему большинству из них Беларусь предоставила в одностороннем порядке торговые преференции.

Одновременно мы обеспокоены возможным снижением внимания ООН к проблематике стран с переходной экономикой. Беларусь считает важной роль программ и фондов ООН в оказании помощи странам с переходной экономикой в области развития. Однако в нынешних условиях, когда одни государства региона входят в "большую восьмерку", а другие по своим основным макроэкономическим показателям едва опережают наименее развитые страны, такое содействие должно быть адресным.

Это подразумевает учет уровня социально-экономического развития стран и степени их интегрированности в международные торговые и финансовые институты при планировании и осуществлении органами ООН страновых программ. Такой подход мы намерены заложить в основу проекта соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи и надеемся на его поддержку государствами – членами ООН.

Проблемы финансирования развития чрезвычайно актуальны для стран развивающегося мира и государств с переходной экономикой. Проводимого в рамках сессий Генеральной Ассамблеи двухдневного диалога на высоком уровне явно не достаточно для осуществления постоянного контроля за реализацией решений Международной конференции по финансированию развития. Для этого необходимо создать отдельный функциональный орган ЭКОСОС.

Беларусь убеждена: Саммит 2005 года в Нью-Йорке, посвященный выполнению Целей тысячелетия, придаст серьезный импульс всем инициативам, направленным на стимулирование экономического роста в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Общей заботой должно стать сокращение технологического и информационного разрыва между развитыми и развивающимися государствами.

На информационном Саммите в Женеве в 2003 году Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко настоятельно высказался за создание под эгидой ООН специального фонда для компенсации затрат производителям программного обеспечения при поставках продукции в развивающиеся страны по сниженным ценам. Определение формата и механизма работы такого фонда – задача для целевой рабочей группы в рамках подготовки следующего Саммита.

Испытав и продолжая испытывать на себе Чернобыльскую катастрофу, Беларусь особенно остро ощущает: человечество не вправе игнорировать проблему радиационной безопасности. Слишком масштабны и слишком несоизмеримы по времени с продолжительностью человеческой жизни последствия радиационных катастроф. ООН не должна ни в коей мере снижать внимание к проблеме преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Необходимо дальнейшее развитие международного чернобыльского сотрудничества, поддержка ООН инициатив на национальном уровне, улучшение его координационных механизмов.

Мы поддерживаем деятельность Международного агентства по атомной энергии, направленную на обеспечение режима ядерного нераспространения, укрепления ядерной и радиационной безопасности. Взгляд в будущее, поиск путей обеспечения нормальных условий жизни людей на пострадавших территориях будет темой международной конференции, которую планируется провести в Минске в 2006 году в трагическую годовщину аварии на Чернобыльской АЭС. Приглашаем все заинтересованные государства, руководство Секретариата ООН и международные организации принять участие в подготовке и проведении этой конференции.

Уважаемый господин Председатель,

Дамы и господа,

ООН не раз подвергалась критике. Звучало немало пессимистических оценок ее деятельности и потенциала. Многое, очень многое из этого справедливо. Но давайте просто и прямо посмотрим правде в глаза: в мире по-прежнему нет альтернативы ООН как важнейшему механизму коллективного решения глобальных и региональных проблем. Как нет альтернативы и многосторонним подходам. Действительность убеждает нас в этом каждый день.

Поэтому Беларусь с большим интересом ожидает результаты деятельности Группы высокого уровня по глобальным угрозам, вызовам и переменам, которая призвана выработать эффективные многосторонние подходы к реагированию на современные вызовы и угрозы.

Как государство – член Движения неприсоединения Беларусь выступает за должный учет консолидированной позиции государств – членов Движения Группой высокого уровня ООН по глобальным угрозам, вызовам и переменам при выработке предложений по повышению эффективности реформы ООН.

В основе этого процесса должны лежать устранение дисбаланса между членским составом Совета Безопасности и составом Организации, соблюдение принципа справедливого географического распределения мест.

Считаем целесообразным увеличение состава непостоянных членов с учетом интересов всех региональных групп. В категории постоянных членов должны быть предоставлены дополнительные места странам трех развивающихся регионов Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, а также двум развитым государствам, представляющим Европу и Азию, которые внесли наиболее ощутимый вклад в поддержание международной безопасности.

Уважаемый господин Председатель,

Дамы и господа,

Вернусь к тревожным проблемам: «Куда идет мир?» и «Куда идет ООН?»

Ответ на вопрос, куда придет мир, должен зависеть от ООН. Это главное. Пока это не так: горькая правда, но правда. Изменить ситуацию в наших общих силах и общих интересах – и малых, и великих государств, и богатых, и развивающихся – в интересах объединенных наций.

Благодарю за внимание.

Нью-Йорк, 29 сентября 2004

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by