Размер шрифта:

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций Андрея Дапкюнаса в ходе общеполитической дискуссии шестьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН (29 сентября 2008 года)

Общеполитическая дискуссия, как и проведенные на прошлой неделе другие мероприятия высокого уровня, в очередной раз убеждают нас в необходимости скорейшего перевода международных отношений из плоскости конфронтации на почве узких национальных интересов в плоскость равноправного взаимоуважительного диалога и сотрудничества. Иначе невозможно добиться прогресса в решении актуальных глобальных и региональных проблем, стоящих перед человечеством.
В XXI веке, на который возлагалось так много надежд, мир так и не смог избавиться от войн как средства достижения целей. Навязывание своей воли, диктат, давление со стороны отдельных государств усиливают противоречия, делая их неразрешимыми. Сегодня мы имеем дело с рядом глобальных вызовов, каждый из которых не только серьезно замедляет человечество в его развитии, но угрожает самому его цивилизованному существованию. Любой, даже периферийный локальный конфликт подвергает опасности весь мир.
Складывающаяся ситуация требует особой ответственности всех субъектов международных отношений, независимо от их географической принадлежности, геополитического веса, общественно-политического устройства. Равноправие, неконфронтационность, взаимное уважение, корректный диалог – ключи к преодолению проблем, эффективному развитию и прогрессу.
Мы часто в последние годы говорили о необходимости повышения эффективности деятельности Генеральной Ассамблеи ООН, ее влияния на общемировые процессы. Этого можно добиться лишь в том случае, если каждое государство, стремящееся внести свой пусть скромный, но положительный вклад в решение глобальных проблем, будет уверено в том, что в рамках Ассамблеи его подходы и предложения будут внимательно и непредвзято рассмотрены.
Восемь лет, прошедших с момента проведения Саммита тысячелетия, убеждают нас в том, что Цели развития тысячелетия, за которыми стоят миллионы человеческих судеб, так и останутся на бумаге, если наиболее крупные развитые государства не перестанут рассматривать создание благоприятных условий для развития стран Юга и оказание им финансово-экономической помощи через призму своих геополитических интересов. Давайте честно признаем: неоднократно продекларированного в резолюциях Генеральной Ассамблеи глобального партнерства в целях развития на практике все еще нет.
Без решительных скоординированных действий развитых и развивающихся стран нам не преодолеть энергетического и продовольственного кризисов, не предотвратить чудовищных по своим последствиям изменений климата. Международные организации и институты, в особенности финансово-экономические, должны действовать в общих интересах, а не обслуживать пожелания узкой группы влиятельных стран.
Необходимо четко определить направления концентрации наших усилий и действовать системно. Вызовы, с которыми мы имеем дело, взаимосвязаны. Изменения климата, дефицит энергоресурсов и продовольствия – все это, по большому счету, следствия сложившейся структуры энергопотребления. Увеличение антропогенного давления на атмосферу и биосферу, разрушение экосистем за счет расширяющейся жизнедеятельности человека ведет к изменениям климата, которые, в свою очередь, приводят к сокращению сельскохозяйственных угодий, тем самым усугубляя продовольственный кризис. 
Таким образом, мы имеем дело с одним многомерным глобальным вызовом.И ценность нынешней сессии многократно увеличится, если на этом международном форуме прозвучат новые обоснованные дальновидные предложения по скоординированному реагированию на него международного сообщества.
Такой подход должен быть и в основе работы над посткиотским соглашением. Уже сегодня ясно, что переговоры по нему должны включать в себя более широкий аспект, нежели согласование количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу.
Беларусь уже неоднократно заявляла о том, что будущее в решении дилеммы «как обеспечить экономический рост, не нанося ущерба окружающей среде» – за налаживанием международного сотрудничества по распространению в мире энергосберегающих технологий, технологий использования альтернативных и возобновляемых источников энергии. Неотъемлемым и принципиально, жизненно важным элементом такого сотрудничества должно стать обеспечение справедливого доступа всех государств к этим технологиям через создание в рамках ООН глобального механизма, регулирующего этот процесс.
Первый шаг в этом направлении уже определен и может быть предпринят в самое ближайшее время. На министерской встрече в Тегеране страны Движения неприсоединения по инициативе Беларуси предложили провести на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН тематические дебаты об обеспечении доступа для всех государств к технологиям энергосбережения и использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, естественно, с должным учетом темы интеллектуальных прав.
Особое внимание необходимо уделить формированию многомерной энергетической повестки дня ООН. Эта повестка дня должна учитывать интересы производителей, стран транзита и потребителей энергоресурсов. Налаживание ответственного энергетического взаимодействия может стать ключевым фактором безопасности регионов. Как актуальное и перспективное мы рассматриваем предложение Туркменистана об обсуждении путей и способов обеспечения надежности транзита энергоносителей.
В контексте создания справедливой системы международных экономических отношений самого серьезного внимания требует работа над кодексом поведения транснациональных корпораций при разработке нефтяных, газовых месторождений, а также залежей полезных ископаемых в развивающихся государствах. Необходимо поставить надежный заслон практике, при которой международные нефтяные картели заключают концессионные сделки на фантастически выгодных для себя и рабских для принимающей страны условиях. Когда легальность таких сделок оспаривается, нефтяные гиганты организовывают в СМИ травлю, в результате которой предъявленные им справедливые требования искусно представляются в виде «диктаторского управления» и «угроз стабильности в регионах».
С интересом ожидаем обсуждения этих важных инициатив и проблем в ходе нынешней сессии Генеральной Ассамблеи.
Стремление получить доступ к ресурсам является едва ли не основной причиной современных конфликтов. Речь идет не только о нефти или иных энергоресурсах. Из-за локальных конфликтов, связанных с недостатком питьевой воды, людей гибнет не меньше.
С учетом того, что 97 процентов мирового запаса воды находится в океанах и морях, поиск практичного способа опреснения морской воды должен рассматриваться в качестве приоритетной задачи научных разработок в ближайшие десятилетия. Роль ООН могла бы заключаться в определении будущего таких технологий. На наш взгляд, они должны принадлежать всему человечеству. Для этого необходимо четко зафиксировать механизм, который позволит избежать концентрации этих технологий в руках немногих избранных.
Одно из главных условий успешного решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, – это достижение на самом раннем этапе договоренности о согласованных действиях всего международного сообщества. Промедление, уже допущенное в отношении климатических изменений, недопустимо при решении других важнейших вопросов международной повестки дня.
Одно из приоритетных мест в ней, по нашему мнению, должна занимать такая важнейшая предпосылка устойчивого гуманитарного развития как своевременное предупреждение эксплуатации наций и отдельных людей.
Разработка плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми станет фундаментальным шагом в нашем противостоянии современным формам рабства. Все необходимые в рамках ООН шаги для того, чтобы приступить к работе над упомянутым планом, уже сделаны: создана межучережденческая координационная группа, приняты резолюции Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС, проведены тематические дебаты в Генассамблее. Мы призываем все делегации принять активное и конструктивное участие в предстоящем процессе, который призван вывести борьбу с торговлей людьми на качественно новый уровень.
Неадекватное реагирование на эту угрозу придаст импульс эксплуатации целых народов. Будут налажены новые цепочки торговли живым товаром. Количество новых рабов будет регулярно расти. В ряды своих жертв преступники начнут отбирать самых лучших. Вслед за человеческими ресурсами будут выкачиваться природные. В результате вновь получит развитие колониальное мышление, уже на новом уровне глобализации, что сделает эту проблему особо масштабной и особо опасной. Допустить это мы не вправе.
Организация Объединенных Наций изначально задумывалась государствами-учредителями как наиболее демократичный международный институт, универсальный механизм вовлечения всех стран и народов в формирование нового справедливого миропорядка.  
Как государство-учредитель Беларусь всецело разделяет инициативу председателя 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, преподобного Мигеля д’Эското Брокмана уделить особое внимание процессу демократизации Организации. Беларусь всегда была сторонником честных демократических отношений в системе ООН, приверженцем предоставления всем государствам-членам равных возможностей, установления для всех членов ООН одинаковых правил игры. Другими словами, мы выступаем за неукоснительное соблюдение тех заповедей, которые содержатся в священном писании ООН – ее Уставе.
Ориентированным на практический результат предложением по демократизации системы ООН мы считаем, в частности, расширение членского состава Научного комитета ООН по действию атомной радиации (НКДАР). После трагической катастрофы на Чернобыльской АЭС в Беларуси в течение более 20 лет накапливался уникальный опыт по изучению воздействия радиации на людей и окружающую среду. Мы хотим получить возможность делиться этим опытом с другими государствами в рамках НКДАР. Мы призываем все государства поддержать решение о принятии Беларуси в члены научного комитета, которое должно быть оформлено по рекомендации Четвертого комитета в резолюции «Действие атомной радиации».
Мы также предлагаем усилить и ускорить процесс демократизации в Секретариате ООН. В руководстве каждого из департаментов Секретариата должен строго соблюдаться принцип равной географической представленности: высшие пять постов в любом из департаментов должны быть распределены между пятью региональными группами. Реализация этого принципа станет серьезным шагом в установлении климата доверия между государствами-членами.
Мы находимся на пороге ряда важнейших международных мероприятий. В Дохе состоится международная конференция по финансированию развития, продолжится работа над посткиотским соглашением, в новую фазу вступает обсуждение проблемы реформирования Совета Безопасности ООН. Будут ли они результативными, зависит от всех нас. От того, сможем ли мы обеспечить на них доминанту конструктивных, неконфронтационных подходов, прийти к более глубокому, нежели сегодня, пониманию общих сущностных интересов всех народов мира.
Большинство ответов на ключевые вопросы современности лежит в нашей истории. Необходимо лишь заглянуть в нее и вовремя извлечь правильные уроки из прошлого.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by