Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел В.Гайсёнка на пленарном заседании 51-й сессии Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (Вена, 19 сентября 2007 года)

Уважаемый господин Председатель!

Позвольте от имени делегации Республики Беларусь поздравить Вас и Ваших заместителей с избранием на высокие посты пятьдесят первой сессии Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии. Мы также выражаем признательность Генеральному директору Мохамеду ЭльБарадею за представление всестороннего доклада о деятельности Агентства.

Наша делегация приветствует Королевство Бахрейн, Республику Бурунди, Республику Кабо-Верде, Республику Конго и Непал в качестве новых членов организации.

Господин Председатель!

За прошедшие со дня основания МАГАТЭ полвека Агентство приобрело исключительный статус ведущей международной организации, призванной способствовать безопасному использованию ядерной энергии в мирной деятельности и обеспечивать эффективный контроль за выполнением международных обязательств по нераспространению ядерного оружия.

Республика Беларусь выражает свою полную поддержку деятельности Агентства в целях реализации главного девиза МАГАТЭ – «Атомы во имя мира». Считаем, что все имеющиеся у МАГАТЭ механизмы должны быть максимально эффективно задействованы для достижения этой цели.

Одним из таких механизмов, безусловно, является техническое сотрудничество.

Беларусь рассматривает техническое сотрудничество в рамках МАГАТЭ в качестве важнейшего инструмента передачи и внедрения передовых идей, технологий и опыта в ядерной области. Как и для многих других государств-членов Агентства, техническое сотрудничество для Беларуси – это существенная помощь в ряде областей, связанных с возможным применением ядерных знаний и технологий. Для Республики Беларусь, испытавшей всю тяжесть последствий чернобыльской трагедии, успех взаимодействия по линии технического сотрудничества МАГАТЭ, по сути, способствовал созданию комплекса социально-экономических и медицинских условий для восстановления пострадавших регионов и обеспечения их устойчивого развития.

Беларусь высоко оценивает профессионализм и компетентность, с которыми Секретариат МАГАТЭ подходит к реализации проектов Программы технического сотрудничества. Считаем, что Секретариат и в дальнейшем при подготовке и осуществлении проектов технического сотрудничества должен руководствоваться взвешенным профессиональным подходом, ориентированным на конкретный результат. При этом политический подтекст или какое-либо давление извне должны быть и впредь исключены из механизмов технического сотрудничества МАГАТЭ.

Скоординированные усилия государств-участников и Секретариата МАГАТЭ способствовали формированию положительной тенденции в отношении финансовых показателей выполнения Программы технического сотрудничества. Убеждены, что в будущем и Секретариату, и государствам-участникам необходимо продолжить активную работу по обеспечению Фонда технического сотрудничества достаточными финансовыми ресурсами для реализации Программы технического сотрудничества. Со своей стороны, Беларусь на протяжении ряда лет своевременно и в полной мере выплачивает свои добровольные взносы в Фонд технического сотрудничества. В 2008 году мы также обязуемся выплатить в полном объеме свой взнос в данный Фонд.

Господин Председатель!

Одним из приоритетов технического сотрудничества для Республики Беларусь является преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В этой области в рамках МАГАТЭ в течение ряда лет успешно реализуются проекты, направленные на минимизацию последствий этой аварии и создание предпосылок для возрождения загрязненных районов на территории Беларуси и других пострадавших стран. В настоящее время по линии Программы технического сотрудничества МАГАТЭ в Беларуси реализуется проект «Восстановительная деятельность на территориях, затронутых чернобыльской аварией, с использованием экологически обоснованных технологий». Его основная цель – способствовать улучшению жизненных условий населения территорий, подвергшихся загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, путем применения сельскохозяйственных технологий, способных существенно уменьшить попадание радиоактивных элементов в продукты питания. Таким образом, проект будет также содействовать повышению экономического потенциала соответствующих районов в целях их устойчивого развития и общему улучшению экологической ситуации.

Значение подобных проектов для комплексной реабилитации загрязненных районов трудно переоценить. При активном участии МАГАТЭ Беларусь внедрила технологии, позволяющие производить в загрязненных районах чистую продукцию одновременно с реабилитацией сельскохозяйственных угодий. Взаимодействие с Агентством также способствовало внедрению эффективных средств для обеспечения национальных нормативов по содержанию радионуклидов в продуктах питания и древесине.

Говоря о вкладе МАГАТЭ в международное чернобыльское сотрудничество, позвольте напомнить о резолюции прошлогодней сессии Генеральной конференции Агентства «Укрепление деятельности Агентства в области технического сотрудничества». В пункте 19 этой резолюции Генеральная конференция предложила Секретариату продолжать активную работу в рамках Программы технического сотрудничества в интересах оказания помощи наиболее пострадавшим от чернобыльской катастрофы странам в целях смягчения ее последствий и создания предпосылок для устойчивого развития пострадавших районов. Надеемся, что МАГАТЭ продолжит активную работу в рамках Программы технического сотрудничества на чернобыльском направлении.

Господин Председатель!

Сегодня ядерная энергетика обеспечивает производство около 16 процентов общемирового объема электроэнергии. В настоящее время возрастает роль экологически безопасных и экономически оправданных технологий для удовлетворения потребностей человечества в производстве электроэнергии.

В данной связи содействие со стороны МАГАТЭ странам, заинтересованным в создании национальных ядерных энергетических программ, приобретает особое значение в создании фундаментальных основ безопасной работы атомной энергетики. Системная деятельность МАГАТЭ на данном направлении имеет особое значение в связи с постоянным ростом количества государств, заявляющих о своем намерении осуществлять собственные программы развития ядерной энергетики, включая проекты строительства атомных электростанций на своей территории.

Беларусь находится в числе государств, заинтересованных в предметном диалоге в рамках Агентства по всем вопросам, связанным с возможностью запуска национальной ядерной энергетической программы. В настоящее время Правительство Беларуси рассматривает различные варианты дальнейшего развития энергетической отрасли для обеспечения устойчивого экономического роста страны. В качестве одного из вариантов обсуждается создание собственной ядерной энергетики. Мы намерены активно поддерживать комплексные усилия Секретариата МАГАТЭ по предоставлению государствам-участникам помощи в запуске национальных программ ядерной энергетики. При этом призываем Секретариат уделять первостепенное внимание мерам, направленным на обеспечение безопасности и надежности атомной энергетики в целом.

В контексте рассмотрения перспектив устойчивого развития атомной энергетической отрасли особый интерес представляют новые подходы к ядерному топливному циклу, призванные обеспечить гарантированные поставки ядерного топлива. Мы убеждены, что изучение данных инициатив должно происходить без излишней спешки и максимально прозрачно с участием всех заинтересованных сторон. В конечном итоге государствам-членам предстоит определить контуры подлинно справедливых многосторонних рамок для гарантий поставок ядерного топлива всем пользователям мирной ядерной энергии. Любая страна, обеспечивающая выполнение своих обязательств в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, должна иметь беспрепятственный доступ к развитию ядерной энергетики.

Господин Председатель!

Наше государство является убежденным и последовательным сторонником укрепления и универсализации международного режима ядерного нераспространения и неукоснительно выполняет свои обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия и Соглашению о применении гарантий.

Вместе с тем мы осознаем всю сложность и многогранность вопросов, связанных с выполнением этого Договора. Это, в частности, наглядно подтвердила состоявшаяся недавно в Вене первая сессия Подготовительного комитета Обзорной конференции ДНЯО.

Республика Беларусь считает, что сотрудничество в рамках ДНЯО должно вести к накоплению позитивного опыта выполнения всех положений Договора, включая соглашения о гарантиях с МАГАТЭ.

Мы намерены и дальше активно взаимодействовать с МАГАТЭ в вопросах укрепления международного режима нераспространения и выражаем в этой связи свою поддержку высокопрофессиональной деятельности Агентства по применению гарантий в государствах-членах. Вместе с тем, определенные опасения у нас вызывает тенденция к превращению МАГАТЭ исключительно в структуру по применению гарантий. По нашему мнению, однобокий подход к выполнению уставных функций может нанести непоправимый ущерб авторитету Агентства как ведущей в ядерной области международной организации.

Господин Председатель!

Важное внимание в рамках деятельности МАГАТЭ традиционно уделяется вопросам ядерной и радиационной безопасности и сохранности. За прошедший год на данном направлении была проведена значительная работа.

В частности, усилия были направлены на универсализацию и выполнение международных договоров в области ядерной и радиационной безопасности – Конвенции о ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников. Существенное внимание уделялось содействию деятельности национальных инфраструктур и мирового экспертного сообщества для обеспечения радиационной защиты, безопасности ядерных установок, исследовательских реакторов, обращения с радиоактивными отходами, транспортировки. Поддерживая деятельность МАГАТЭ и его Секретариата в сфере безопасности, Беларусь рассматривает проводимую на национальном уровне работу в качестве неотъемлемой части общих усилий Агентства по обеспечению глобального режима ядерной и радиационной безопасности.

Господин Председатель,

Республика Беларусь отмечает роль Агентства в укреплении совместно с государствами-участниками режима безопасности объектов, представляющих радиационную опасность в трансграничном контексте. Мы заинтересованы в том, чтобы МАГАТЭ продолжило свою конструктивную работу в данной области.

Успешным примером такого взаимодействия государств-участников и Агентства, по нашему мнению, стало проведение в 2005 году миссии МАГАТЭ по оценке безопасности проектируемого хранилища радиоактивных отходов Игналинской АЭС. Полагаем, что реализация выводов миссии будет способствовать повышению надежности планируемого объекта, что соответствует национальным интересам всех сопредельных государств.

Господин Председатель,

Особое внимание Беларусь как транзитное государство уделяет вопросам противодействия незаконному обороту ядерных и радиоактивных материалов через государственную границу. Беларусь принимает участие в Базе данных МАГАТЭ о незаконном обороте ядерных и радиоактивных материалов. В 2006 году нами совместно с МАГАТЭ проведен национальный семинар «Реагирование на события, связанные с непреднамеренным перемещением или незаконным оборотом ядерных и радиоактивных материалов через государственную границу». В начале сентября 2007 года Беларусь приняла региональные учебные курсы по противодействию незаконному обороту ядерных и других радиоактивных материалов. Данные мероприятия являются значительным вкладом в повышение эффективности проводимой на национальном и региональном уровне работы по борьбе с незаконным ядерным оборотом.

Беларусь рассчитывает на дальнейшее плодотворное сотрудничество в рамках МАГАТЭ по всем вышеперечисленным направлениям.

В заключение, господин Председатель, разрешите от имени Правительства Беларуси положительно оценить деятельность Агентства за прошедший период и предложить утвердить Ежегодный доклад.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by