Размер шрифта:

Выступление делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации на заседании Рабочей группы «Б» Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (г.Вена, 11 июня 2003 года)

11 июня 2003 года на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в Вене от имени делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации выступил Глава Российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями В.Чернов. В выступлении содержатся основные подходы двух стран к контролю над вооружениями на современном этапе в контексте формирования архитектуры европейской безопасности в 21 веке. Текст выступления приводится ниже:

Господин Председатель,

Выступая от имени делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации, хотел бы прежде всего отметить отсутствие должного внимания со стороны организаторов нашей работы к подготовке дискуссии в Рабочей группе «Б» по документу «Концептуальная база для контроля над вооружениями».

А между тем «Концептуальная база» – это действующий документ, одобренный главами государств и правительств стран – участниц ОБСЕ, причем документ, устремленный в будущее и являющийся долгосрочной стратегией нашей Организации в деле отражения вызовов и угроз безопасности средствами контроля над вооружениями.

Если по прошествии 7 лет со дня принятия «Концептуальной базы» на саммите в Лиссабоне отношение к ней у кого-то изменилось, то хорошо бы об этом сказать всем другим государствам-участникам. Объяснить, почему бытует мнение, будто контроль над вооружениями утрачивает свою актуальность. Как мыслится дальнейшее формирование единого пространства безопасности в регионе ОБСЕ? По-прежнему ли безопасность признается неделимой и т.д., причем для такого разговора сейчас самое подходящее время – ведь вся наша Организация, включая Форум, ведет дело к завершению работы над новым документом – Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке.

Ожидая таких разъяснений, мы готовы представить нашу точку зрения относительно «Концептуальной базы» и применимости ее положений к этой стратегии.

Прежде чем анализировать упомянутый документ, необходимо ответить на главный вопрос: какова роль контроля над вооружениями в деле обеспечения стабильности и безопасности на пространстве ОБСЕ в новых условиях? Подробно об этом будет сказано в выступлениях представителей России и Белоруссии на предстоящей Конференции по обзору проблем в области безопасности. Сегодня же мы ограничимся констатацией того факта, что военно-политические изменения последних лет, несмотря на их масштабность, пока не привели к формированию единой системы безопасности. Сегодня на пространстве ОБСЕ существуют лишь группы государств, придерживающиеся различных подходов к ее обеспечению. Избранный одной из них вариант расширения собственных военно-политических структур вместо укрепления общеевропейского фундамента сохранит такую ситуацию еще на долгое время.

В условиях отсутствия общей военно-политической стратегии, несовпадения геополитических интересов, появления признаков ремилитаризации международных отношений, наличия неурегулированных региональных проблем, возникновения новых угроз и вызовов, имеющих и военно-политическое измерение, ключевая роль в поддержании стабильности в регионе ОБСЕ по-прежнему остается за контролем над вооружениями. Тем более, когда речь идет о продолжающейся трансформации военно-политического «ландшафта» в регионе ОБСЕ, связанной в первую очередь с расширением существующих и формированием новых военно-политических структур.

В ближайшее время ожидается очередное расширение НАТО. Как известно, альянс разрабатывает свои планы и предпринимает действия автономно. Зачастую эти решения напрямую затрагивают интересы других государств – участников ОБСЕ. На этой почве возникают проблемы. Но их могло бы быть еще больше, если бы политический диалог с участием НАТО не велся при наличии четких договоренностей об ограничении вооружений и мерах укрепления доверия и безопасности.

Для ряда государств, в направлении которых расширяется этот военный союз, важна, например, уверенность в том, что на территории новых членов альянса не будет размещения существенных боевых сил на постоянной основе, а в случае временных развертываний не произойдет дестабилизации военной обстановки в прилегающих регионах. Со своей стороны, сами эти государства несут жесткие обязательства в сфере ограничения и сокращения вооружений, что благоприятным образом влияет на ситуацию в сфере безопасности на пространстве ОБСЕ в целом.

Контроль над вооружениями играет важную роль не только в отношениях «Восток – Запад». В ряде случаев он способствует урегулированию конфликтов и улучшению отношений между отдельными государствами, являющимися как членами одной и той же организации, так и не входящими ни в какие военно-политические структуры.

Следует признать, что именно уверенность в отсутствии потенциальных военных угроз создает условия для развития качественно новых отношений партнерства, а не наоборот. Именно поэтому контроль над вооружениями остается материальной основой безопасности для всех государств – участников ОБСЕ.

Если ключевая роль контроля над вооружениями в будущей архитектуре безопасности на пространстве ОБСЕ очевидна, то какова должна быть наша стратегическая линия в этой области? Делегации Белоруссии и России убеждены в том, что «Концептуальная база для контроля над вооружениями» дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.

В интересах реализации принятой ОБСЕ всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве концепции безопасности, необходимо продвигаться к созданию системы взаимоувязанных и подкрепляющих друг друга юридических и политических обязательств в области контроля над вооружениями. Одновременно следует предпринять энергичные усилия по укреплению основы этой системы – безотлагательно ввести в действие Соглашение об адаптации ДОВСЕ и приступить к разработке новой редакции Венского документа. Следует и далее укреплять действенность и эффективность Договора по открытому небу с целью расширения транспарентности и открытости в военной области на пространстве региона ОБСЕ.

Какие бы меры в военно-политическом измерении ОБСЕ мы ни предпринимали, нельзя забывать о таких принципах, зафиксированных в «Концептуальной базе», как неделимость безопасности, обеспечение взаимодополняемости между подходом в рамках ОБСЕ и региональными подходами, отказ от укрепления своей безопасности за счет безопасности других государств, достаточность, транспарентность и т.д.

Разрабатывая вклад в Стратегию XXI века, мы не должны упускать из виду, что в соответствии с «Концептуальной базой», «ключевую роль в осуществлении увязки между собой многочисленных самостоятельных начинаний, которые как по отдельности, так и в совокупности способствуют безопасности и благосостоянию всех государств – участников ОБСЕ, призван сыграть Форум по сотрудничеству в области безопасности».

Господин Председатель,

Делегации Республики Беларусь и Российской Федерации считают, что вывод, который мы должны отразить в нашем вкладе в Стратегию XXI века, мог бы состоять в следующем:

1. «Концептуальная база для контроля над вооружениями» сохраняет свою актуальность в контексте всеобъемлющей концепции безопасности ОБСЕ, а также полного выполнения и дальнейшего развития договоренностей о контроле над вооружениями как основы обеспечения стабильности и безопасности на пространстве ОБСЕ в XXI веке.

2. Создание системы взаимоувязанных и подкрепляющих друг друга юридических и политических обязательств по контролю над вооружениями в регионе ОБСЕ требует постоянного внимания со стороны Форума по сотрудничеству в области безопасности, в том числе с точки зрения оценки соответствия предпринимаемых мер принципам и положениям «Концептуальной базы для контроля над вооружениями». В этом контексте следует предусмотреть дальнейшее развитие повестки дня Форума, что вытекает из основных задач, сформулированных в этом документе.

3. Потенциал «Концептуальной базы» весьма значителен: по мере реализации ее основных положений могут быть найдены дополнительные и качественно новые инструменты контроля над вооружениями, способные эффективно противодействовать угрозам и вызовам безопасности и стабильности в XXI веке.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by