В Беларусь без визы

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при ОБСЕ А.Сычёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ 5 мая 2005 года

О наблюдении за всеобщими выборами в Великобритании

Уважаемый господин председатель,

Сегодня в Великобритании проходят всеобщие выборы.

На заседании Постоянного совета 14 апреля мы уже поднимали вопрос о парламентских выборах в Великобритании и благодарны уважаемому послу Монро за те подробные разъяснения, которые он нам представил.

Хотели бы сегодня отдельно затронуть проблему международного наблюдения за данными выборами, в том числе и со стороны ОБСЕ.

Воспользовавшись любезным приглашением делегации Великобритании, распространенным в Постоянном совете 7 апреля, а также принимая во внимание прозвучавшее на совещании 21 апреля предложение почетного председателя ПА ОБСЕ Брюса Джорджа направить в Великобританию представителя Беларуси, чтобы поучиться опыту 150-летней демократии, Беларусь высказала намерение участвовать в наблюдении за этими выборами.

Не имея какой-либо официальной информации о реакции БДИПЧ ОБСЕ на данное приглашение, мы напрямую обратились в Бюро за разъяснениями в отношении направления в Великобританию Миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами и возможности включения в ее состав представителей Беларуси.

К нашему удивлению, оказалось, что БДИПЧ ОБСЕ, даже не проинформировав должным образом государства-участники, уже сформировало так называемую Миссию по оценке выборов в Великобритании из числа "экспертов" БДИПЧ. Как нам было разъяснено, представитель Беларуси не может быть включен в данную миссию, поскольку в списке "экспертов" БДИПЧ нет ни одного представителя Беларуси.

В этой ситуации речи о направлении наблюдателей из Минска и быть не могло, и мы попытались самостоятельно аккредитовать представителей Республики Беларусь в Великобритании в качестве международных наблюдателей, обратившись с соответствующим запросом в Министерство иностранных дел и по делам Содружества.

Однако, как оказалось, законодательство Великобритании не только не разрешает присутствие международных и внутренних наблюдателей на избирательных участках, но и, вообще, не предусматривает процедуру их аккредитации, а значит, не предоставляет им никаких прав и полномочий.

Единственное, на что нами было получено разрешение, - это на присутствие представителей нашего Посольства в Лондоне на процедуре подсчета голосов в ряде избирательных округов (при условии наличия соответствующей предварительной договоренности, что, конечно, полностью исключает возможность наблюдателей самостоятельно и в любой момент решать, на каком участке им находиться). Мы благодарны Министерству по конституционным вопросам Великобритании за оказанное содействие, но, как вы понимаете, это даже не полумера. Поэтому я очень просил бы британскую делегацию передать нашу благодарность Брюсу Джорджу за его приглашение и пояснить ему, по каким причинам нам в полной мере не удалось наблюдать.

Кстати, нам интересно, почему ПА ОБСЕ по каким-то причинам также не смогла направить своих наблюдателей.

Возвращаясь к взаимодействию с БДИПЧ, отмечу, что нашему посольству в Великобритании так и не удалось встретиться с представителями Оценочной миссии БДИПЧ для обмена мнениями о предстоящих выборах и получения дополнительной информации о работе БДИПЧ на месте.

Не подтверждена возможность для представителей нашего посольства присутствовать на заключительном брифинге, якобы, из-за нехватки свободных мест (хотя наши представители заблаговременно обратились в соответствующие британские ведомства).

В случае с наблюдением за выборами в Великобритании мы еще раз убедились в отсутствии транспарентности и единообразия в работе БДИПЧ ОБСЕ, предвзятости в подходах к отдельным государствам-участникам, а также необходимости серьезной корректировки методов его работы.

Я имею в виду уже отмеченные выше факты неинформирования Постоянного совета о принятии решения о направлении/ненаправлении наблюдателей, о формате наблюдательной миссии и т.д. Замечу, что мы обратили внимание на новое, пятое издание Руководства по наблюдению за выборами, подготовленное БДИПЧ (также без консультаций со странами-членами). В частности, что бросается в глаза – это пункт 2.4.2., посвященный пояснению критериев, на основании которых направляется оценочная миссия. Оказывается, что такая миссия отправляется работать в "старые или устоявшиеся демократии и будет сосредоточена только на отдельных аспектах выборов". А в остальные страны – полномасштабные миссии. Что это, как не проявление двойных стандартов в подходах БДИПЧ.

Вернусь еще раз к набираемым БДИПЧ "экспертам". У нас нет оснований сомневаться в их компетентности, но неясны критерии их подбора, нигде не прописана процедура предоставления экспертов в БДИПЧ (на сайте БДИПЧ есть только информация о том, как стать краткосрочным наблюдателем).

Также очевидна необходимость проведения сравнительного анализа избирательного законодательства стран-членов ОБСЕ, хотя бы в отношении отдельных его аспектов, таких как наблюдение за выборами (права международных наблюдателей, их аккредитация), чтобы избежать повторения в будущем ситуаций, подобных выборам Великобритании.

В свете вышесказанного, а также с учетом прошедшей недавно в Вене Дополнительной встречи по выборам и состоявшейся в ее рамках обстоятельной дискуссии мы ожидаем от Действующего председательства конкретных и оперативных шагов в данном направлении, в частности безотлагательного создания специальной рабочей группы при Постоянном совете ОБСЕ.

Спасибо, господин председатель.