Размер шрифта:

ВЫСТУПЛЕНИЕ Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации В.В.Григорьева на пресс-конференции в Посольстве по случаю Дня Независимости (Дня Республики) 30 июня 2003 года

Уважаемые представители российских

средств массовой информации!

3 июля белорусский народ празднует День Независимости Республики Беларусь (День Республики). 3 июля 1944 года белорусская столица – город Минск – была освобождена от фашистских захватчиков.

Эта дата прочно вошла в календарь праздничных дат нашей страны.

Страны, народ которой не понаслышке знает, что такое свобода и какой дорогой ценой она достается.

Новые поколения белорусов склоняют головы перед ветеранами Великой Отечественной войны, перед победителями, перед теми, кто, не щадя себя, отстаивал свободу и независимость нашей Родины.

Справочно: в Беларуси проживает 109 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, 34 тысячи членов семей погибших и около 60 тысяч бывших узников фашизма.

Мы вступили во второе десятилетие новой белорусской истории.

Истории демократического государства, главная цель которого – достаток, благополучие и безопасность граждан.

Прошлое преподало нам немало суровых уроков. Белорусский народ сполна испил их чашу. В первые годы суверенитета – годы, не побоюсь этого выражения, необузданной свободы, которой далеко не все умели пользоваться разумно, – исключительно важно было научиться принимать самостоятельные решения. И сегодня я вижу главный внутриполитический итог нашей Независимости в гражданском мире и межнациональном согласии, которыми белорусское общество ответило на взвешенную политику государства во главе с Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко – политику, направленную на гармонизацию интересов всех социальных и этнических групп, на обеспечение достойных условий жизни белорусского народа.

Революция в Беларуси 90-х годов произошла именно в сознании наших людей, которые окончательно убедились, что отныне сами в ответе за свои судьбы, свои семьи, свое благосостояние. Народ сам выбрал ту оптимальную форму государственного устройства, опираясь на которую, мы сегодня можем с уверенностью смотреть в будущее.

Напомню, недавно – 11 мая – в Беларуси отмечался День государственного флага и герба. Красный цвет на флаге обозначает символ побед белорусской армии, это цвет полков и дивизий Красной Армии и партизанских бригад. Зеленый цвет – цвет надежды, весны и возрождения. Белорусский орнамент на флаге – символ культуры народа.

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические перемены, основанные на реальных гражданских свободах и верховенстве Закона, в полном смысле слова выстраданы белорусами. А потому – ими востребованы. Это – результат колоссального напряжения всех интеллектуальных, нравственных и физических сил нации, нашей слаженной созидательной работы.

Опыт 90-х годов красноречиво свидетельствует: успешное,

не сопряженное с чрезмерными издержками обновление нашей экономики и шлифовка политики не могут быть достигнуты простым переносом на белорусскую почву абстрактных моделей и схем, списанных из зарубежных учебников. Не приведет к успеху и механическое, бездумное, без учета нашей национальной специфики, копирование опыта других государств.

Я благодарен истории и судьбе за то, что мне выпала честь

и ответственность быть в России Послом страны, в которой живет такой гордый и мудрый народ.

В новом Белорусском государстве – новом, прежде всего, в отношениях с гражданином и обществом безусловно господствуют авторитет и сила Закона. Это нужно не только нам самим, но и нашим друзьям, нашим партнерам во всем мире. В этом – гарантия уверенного продвижения к достойному будущему.

К настоящему времени в Беларуси состоялся без преувеличения гигантский поворот. Изменилась сама природа белорусской власти, государственности. Власть обрела новую, демократическую основу.

Народом откорректирована Конституция страны, в которой сбалансированы ветви власти.

Сформирована современная политическая система, основанная на плюрализме и многопартийности. Белорусы создали общество, где проводятся свободные выборы, где реально действует восемь политических партий различной политической направленности и идеологии, а часть из них представлена в Парламенте.

Общество, в котором действуют более одной тысячи общественных объединений.

Справочно: в соответствии с действующим законодательством в стране зарегистрировано и функционирует свыше 1000 общественных соединений с республиканским статусом, в том числе 39 профсоюзов, 35 ветеранских, 37 молодежных и 19 женских организаций. Они действуют в соответствии со своими уставами и формально охватывают практически весь социальный, экономический и мировоззренческий спектр белорусского общества.

Общество, в котором информационное пространство является предельно открытым: в белорусском государстве не ограничен объем вещания зарубежных телеканалов; из более чем тысячи действующих печатных изданий менее трети являются государственными.

Справочно: по состоянию на 1 июня 2003 года в стране зарегистрировано 1472 печатных СМИ, из которых государственными являются лишь 398.

Общество, в котором нет межконфессиональных конфликтов, в котором нормально развиваются различные религиозные общины.

Справочно: В настоящее время численность населения республики составляет 9 млн. 904 тыс. 700 человек. 81% жителей Беларуси – белорусы. 19% населения представляют более 140 национальностей, в том числе: 11% – русские; 3,9% – поляки; 2,4% – украинцы; 0,3% – евреи.

В Республике Беларусь осуществляют свою деятельность свыше 2,5 тысяч религиозных общин, относящихся к 26 конфессиям. Отождествляют себя с православием около 80% респондентов, с католицизмом – 14%, с протестантизмом - 2%. Таким образом, Республика Беларусь - многоконфессиональная страна, в которой каждый в соответствии со своими верованиями может найти храм по душе. Всего их насчитывается почти 2000.

В истории Беларуси, становлении и развитии ее духовности и культуры наиболее важную роль играла и продолжает играть православная церковь. Она объединяет 1261 общину. В состав церкви входят 10 епархий, 16 монастырей. Действуют 983 православных храма, еще 135 строятся.

Общество, в котором достаточно высок уровень согласия по принципиальным вопросам развития страны.

Дан старт конструктивной совместной работе законодательной и исполнительной власти.

Тот, кто имел возможность побывать в Беларуси, особенно в последние годы, подтвердит: в нашей стране – мирная, спокойная трудовая жизнь без национальных и межконфессиональных противоречий.

Реформируется властная вертикаль. Управленческие функции переходят либо вниз, на места, либо, в определенных случаях, и вовсе выводятся из сферы деятельности государства. Административный аппарат заметно сокращен в количественном, но вырос в профессиональном отношении.

Приоритеты нашего государства – наука и образование. Сегодня удельный вес затрат на науку в бюджете республики больше, чем в советские времена. На 1000 человек, занятых в народном хозяйстве нашей страны, приходится около 400 специалистов с высшим и средним специальным образованием. Сегодня фундаментальные и прикладные научные исследования ведут 44 тысячи научных и научно-технических работников, более 1000 из них имеют ученую степень доктора наук. Мы гордимся тем, что белорусский научный потенциал востребован в России.

По уровню грамотности взрослого населения Беларусь находится в одном ряду с Канадой, Норвегией, США, Японией, Бельгией, Францией, Швейцарией, Германией и выше Италии, Испании, Греции, Португалии, других высокоразвитых стран. Кстати, это стало возможным благодаря тому, что мы не пошли, как нам советовали, по пути рыночной ломки системы среднего и высшего образования, не только сохранив в итоге лучший советский педагогический опыт, но и преумножив его за счет молодых, перспективных специалистов.

Формирование здоровой, уверенной в своих силах нации, способной достичь высот современного экономического и социального прогресса – задача белорусского здравоохранения. Мы горды тем, что по обеспеченности врачами республика опережает такие страны, как Канада, США, Япония, Бельгия, Франция, Германия и многие другие. По квалификации наши медицинские работники не уступают зарубежным.

С 1992 года Республика Беларусь располагает собственными Вооруженными Силами. В настоящее время проводится их модернизация. Создается мобильная, компактная армия. Высокая степень ее боеготовности была неоднократно наглядно и убедительно продемонстрирована в ходе комплексных оперативно-тактических учений, таких, к примеру, как «Неман-2001» и «Березина-2002».

Опровергая прогнозы пессимистов и недоброжелателей, мы достаточно эффективно освоили основы демократии и рыночной экономики. Научились сами, без подсказок, строить свою жизнь.

Страна вошла в фазу экономического роста. Фактически впервые в новейшей истории Беларуси появились твердые основания говорить о стабильной, предсказуемой жизни не как о цели или перспективе, а как о свершившемся факте, времени оправдавшихся надежд.

Мы живем по средствам и находим возможность платить свои долги. У страны с 10-миллионным населением внешний государственный долг составляет всего 786 миллионов долларов США.

Мы доказали миру, что в любых условиях белорусы не просто готовы к переменам, но способны их самостоятельно осуществлять.

Безусловно, в белорусской экономике есть еще ряд нерешенных вопросов. Сегодня главное – не опускать руки, настойчиво двигаться вперед. Несмотря ни на что, мы сохранили свой интеллектуальный и кадровый потенциал. Не утрачен целый ряд перспективных научно-технических разработок, передовых технологий. С нами остаются наши природные ресурсы.

Так что достойное будущее у страны есть.

В то же время мы сможем рассчитывать на эффективную реализацию задуманного только в том случае, если сумеем универсальные принципы рыночной экономики и демократии органически соединить с объективными реалиями Беларуси. Именно в этом направлении ведется научная, аналитическая, экспертная работа. Именно на это ориентирована деятельность органов власти всех уровней, политических и общественных организаций.

Не секрет, что основная часть нашего народа проявляет больше мудрости и ответственности, чем многие политики, или те, кто так себя именует. Люди желают устойчивости, уверенности, возможности планировать будущее – свое и своих детей – не на день или месяц, а на годы, десятилетия. Они могут и желают трудиться – но в условиях мира, безопасности, прочного правового порядка. Они хотят использовать те возможности и перспективы, которые открывают многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, цивилизованные рыночные отношения.

На этой основе начался процесс усвоения нашим обществом международных, общечеловеческих ценностей – вернее, их грамотной адаптации на национальной почве. Белорусы приняли такие завоевания мировой политической истории, как: свобода слова, неприкосновенность личности, экономическая самостоятельность. Мы все дорожим тем, что можем иметь собственность, заниматься предпринимательством, создавать состояние. И, поверьте, этот перечень можно продолжить.

В такой атмосфере выросло уже целое поколение молодых белорусов, для которых свобода – как политическая, так и экономическая — стала неотъемлемой, интегральной части частью их жизни и сознания.

Другая опора консолидации общества – то, что можно назвать исконными, традиционными ценностями белорусов. Сегодня эти ценности видятся вполне отчетливо.

Патриотизм. Это слово нередко используется сегодня в ироническом, пренебрежительном или даже ругательном смысле. Однако для большинства белорусов оно сохранило свое истинное, глубокое, позитивное значение. Патриотизм – это чувство гордости за свое Отечество, за его историю и свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости, заносчивости, не замараны имперскими амбициями, – в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, действительно способный на великие свершения.

Социальная солидарность. Неоспоримый факт, что в нашей стране тяготение к коллективному подходу к жизни всегда доминировало над индивидуализмом. Факт и то, что улучшение своей жизни большинство белорусов привычно связывают не только с собственными усилиями, инициативой, предприимчивостью, но и с помощью и поддержкой со стороны государства и общества. Не буду пытаться дать ответ на вопрос, хорошо это или плохо. Важно то, что такие настроения преобладают. И потому не считаться с ними нельзя. Нельзя и не учитывать их в первую очередь в социальной политике.

Мы находимся на этапе, когда даже самая верная экономическая и социальная политика может дать сбой из-за неспособности государственной власти, органов управления эффективно и действенно проводить ее в жизнь. Поэтому ключ к подъему Беларуси находится сегодня в государственно-политической сфере.

Республика Беларусь нуждается в сильной государственной власти. Это не призыв к тоталитаризму. История убедительно свидетельствует: все диктатуры, авторитарные системы правления преходящи. Стабильными, жизнеспособными оказываются только системы демократические. При всех их недостатках ничего лучшего человечество не придумало. Поэтому сильная государственная власть в Беларуси — это не только демократическое, правовое государство, но и государство дееспособное.

Один красноречивый пример. В 2002 году на основании указов Президента гражданами нашей страны стали 2231 человек (почти в два раза больше, чем в 2001 году). Из них наибольшее количество – выходцы из Украины, России и Казахстана. В то же время, число тех, кто по разным причинам выбыл из рядов граждан Беларуси, из года в год остается приблизительно одинаковым (в 2002 году – 231, в 2001-м – 274). Вряд ли нашлись бы желающие жить в «диктаторском» государстве, – а ведь именно этот ярлык пытаются нацепить на Беларусь отдельные «радетели за демократию».

Особо отмечу: Республика Беларусь будет интегрирована в мировое космическое пространство. У нас будет свой национальный космический спутник. Это – совместный белорусско-российский проект создания белорусского национального космического спутника. Курирует проект Глава государства – Александр Григорьевич Лукашенко.

И еще один аспект, о котором невозможно говорить без боли.

Уже 17 лет минуло с того чудовищного дня, когда грянул атомный гром Чернобыля. Но его грозные раскаты слышны и сегодня, особенно в моей родной Беларуси, на многострадальной земле которой эта катастрофа оставила свой самый тяжкий след. Как известно, две трети выброшенных из разрушенного реактора радионуклидов выпали на территории нашей республики. От последствий аварии пострадал каждый пятый белорус.

Даже по заниженным оценкам ущерб, нанесенный Беларуси чернобыльской аварией, составил 235 млрд. долларов. Наша страна вынуждена ежегодно тратить до четверти своего государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии.

Уважаемые корреспонденты!

Судьба распорядилась так, что в начале 90-х годов Беларуси пришлось серьезно корректировать, а во многом и заново определять свои внешнеполитические приоритеты. Тем не менее, мы начинали отнюдь не с чистого листа. В силу сложных зигзагов нашей истории формирование внешней политики Республики Беларусь пошло по пути синтеза наших исторических традиций, положительных наработок советского периода с принципиально новыми подходами, продиктованными кардинальными изменениями в нашей стране и на мировой арене.

Очевидно, что существующие системы международной безопасности должны играть на опережение. В противном случае придется иметь дело с крайне тяжелыми последствиями, как это случилось, например, в Югославии и Ираке. Только так возможно обеспечить необходимый мирный, стабильный диалог между народами, — диалог, которого человечество добивается на протяжении многих веков. На создание именно такой системы направлены усилия Республики Беларусь.

Белорусы могут по праву гордиться тем, что наша страна зарекомендовала себя как государство, которое в полной мере осознает возложенную на него ответственность за упрочение мира

и безопасности. Именно поэтому ядерное разоружение Беларуси

– не просто страница нашей истории. Решение очистить территорию страны от ядерной смерти прямо и непосредственно коснулось судеб всего мира, сделав его безопаснее. Поэтому мы призываем всех наших соседей по континенту также не размещать на своей территории оружие массового поражения, активно выступаем в поддержку подобных инициатив в других уголках планеты.

За годы независимости создана необходимая дипломатическая инфраструктура за рубежом: сегодня нашу страну за рубежом представляет 51 дипломатическое представительство в 45 странах мира; в том числе 42 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях и 7 генеральных консульств. За границей также функционируют 11 отделений посольств Республики Беларусь (десять в регионах Российской Федерации и отделение в г. Бонне, Германия).

Сформирована прочная международно-правовая основа нашей внешней политики (справочно: в настоящее время Республикой Беларусь осуществляется исполнение свыше 2,3 тыс. международных договоров).

Белорусское государство убедительно заявило о себе, как

о твердом, последовательном стороннике интеграции и многостороннего сотрудничества. Такая политика экономически мотивирована и политически оправдана.

Несомненно, наши экономические и политические достижения во многом связаны с поступательным развитием белорусско-российского сотрудничества.

Лидеры Беларуси и России – рука об руку – четко определили межгосударственную стратегию дальнейшего белорусско-российского объединения.

В своем ежегодном Послании белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь 16 апреля белорусский лидер Александр Григорьевич Лукашенко четко заявил: «Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. К числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что нам удалось сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и принципы, на которых основывается Союз. У российского руководства есть понимание позиции белорусской стороны и готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на основе принципа суверенного равенства».

В свою очередь, Глава России Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в Минске 20 января нынешнего года, особо отметил: «Курс на создание Союзного государства – стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия… Россия рассчитывает на Белоруссию как одного из самых значительных своих партнеров в решении глобальной задачи противодействия и нейтрализации угроз в современном мире». А в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая Президент Российской Федерации подчеркнул: «Нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества Независимых Государств. Эти страны – наши ближайшие соседи. Нас объединяют многовековые исторические, культурные, экономические связи».

Основа, костяк интеграции, по моему глубокому убеждению, лежит именно в прагматичной экономической области. Народнохозяйственные комплексы Беларуси и России вследствие сложившейся за десятилетия специализации не утратили потенциала взаимодополняемости и в новых, рыночных условиях.

За 2002 год товарооборот между Беларусью и Россией составил около 11 млрд. долларов США. С 1995 года, товарооборот между двумя нашими государствами увеличился вдвое.

Сегодня Россия является основным экономическим и торговым партнером Беларуси. На долю Российской Федерации в 2002 году приходилось 60 процентов общего объема внешней торговли нашей республики.

Особо хочу подчеркнуть: Беларусь пришла в Союзное государство не бедной сиротой, как это нередко представляют отдельные ангажированные СМИ. Наша страна также является одним из ведущих партнеров России в её внешней торговле, занимая 2-е место (справочно: доля Беларуси в общем объеме внешнеторгового оборота России в 2002 году составила около 6,5%).

Как видите, достигнутые в последнее время главами наших государств договоренности отнюдь не явились рядовыми мероприятиями, просто пополнившими хронологию нашей интеграции.

Наше прагматичное сотрудничество сконцентрировано прежде всего в тех областях, где двустороннее взаимодействие приносит наиболее ощутимую обоюдную выгоду. Я говорю о развитии экономической кооперации, совместном обеспечении обороны наших стран, партнерстве в отстаивании общих интересов в международных делах.

Как видите, наше Союзное государство уже существует де-факто.

Белорусы и россияне достигли этих результатов, несмотря на сомнения многочисленных скептиков.

Несмотря на противодействие внутренних сил в наших странах, не заинтересованных в стабильном, конструктивном существовании Беларуси и России, общественном консенсусе.

Несмотря на мировые финансовые кризисы.

Это – лучшая иллюстрация способностей возможностей, и энергии наших народов!

В настоящее время идет дальнейшая разработка политической основы союзнических белорусско-российских отношений. Очередным шагом на этом пути станет принятие Конституционного Акта Союзного государства.

Напомню, что в настоящее время в России проживает более 2 миллионов белорусов и действует свыше 60 общественных организаций белорусов. Это землячества, культурно-просветительские общества, культурные центры, национально-культурные автономии. Наиболее многочисленными из них являются автономии в Москве (около 300 тыс. чел.), Калининграде (150 тыс.), Санкт-Петербурге (80 тыс.).

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О национально-культурной автономии» в России создано 13 региональных национально-культурных автономий белорусов (всего за рубежом сегодня, по неофициальным данным, проживает около 3,5 миллиона белорусов. В странах мира созданы 130 белорусских общественных объединений).

Уверен, в перспективе отношения между Беларусью и Россией сохранят присущую им устойчивую позитивную динамику. Добрые традиции и накопленный уже на сегодняшний день потенциал взаимодействия позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее. Убежден: наши страны, объединив свои усилия в рамках Союзного государства, займут достойное место в динамично меняющемся мире, уверенно ответят на глобальные вызовы современности.

Сегодняшние узы дружбы и стратегического партнерства Республики Беларусь с другими странами Содружества Независимых Государств являются прочным фундаментом совместного поступательного движения вперед. Общая задача, стоящая перед нами – укреплять и развивать многоплановое союзническое взаимодействие в рамках СНГ, Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), Организации региональной интеграции, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В то же время в нашей стране никто не сомневается, что мы

не вправе замыкаться в узкогеографических пределах, ограничивать себя акциями лишь на одном направлении. Такие действия шли бы

вразрез с потенциалом государства, его стратегическими интересами. Иными словами, многовекторность – отличительная черта современной внешней политики нашей страны. Именно это обеспечивает ее эффективность, возможность быстро реагировать на происходящие в мире процессы, служит мощным позитивным стимулом для последовательного закрепления позиций нашего государства на международной арене.

В лексиконе белорусских дипломатов нет понятия «второстепенный партнер». Мы намерены развивать и сегодня развиваем сотрудничество со всеми государствами и международными организациями, которые готовы строить свою политику по отношению к Республике Беларусь на основе международного права, взаимного уважения и обоюдной выгоды.

В первую очередь я веду речь о странах и межгосударственных структурах европейского континента. Ключ к интенсификации отношений с ними — прагматизм.

Прагматизм экономический. Республика Беларусь является страной с высокой степенью открытости экономики. Если в среднем по всем странам мира объем внешнеторгового оборота сопоставим с 38-39% мирового валового продукта (примерно таков он и в России), то для Беларуси это соотношение в последние годы колеблется в пределах 116-119%. По этому показателю Беларусь входит в число стран-лидеров по степени открытости экономики, а следовательно, и зависимости от мировых экономических процессов.

Республика занимает всего 0,15% общей площади обитаемой суши, на ее территории проживает около 0,18% населения Земли. Тем не менее, белорусы производят 11% мирового объема калийных удобрений, 8% тракторов, 1,3% холодильников.

Экспорт является одним из приоритетов экономического развития Республики Беларусь. Белорусы по праву гордятся тем, что сегодня практически во всех уголках земного шара можно встретить торговый знак «Сделано в Беларуси».

Страна экспортирует 90-95% произведенных тракторов и автомобилей, 70-75% металлорежущих станков, 70-80% холодильников и морозильников, половину телевизоров, 80-90% калийных удобрений, 60-80% химических волокон и нитей. Экспортная ориентация экономики обусловлена сложившейся структурой хозяйственного комплекса, традиционно ориентированного на производство товаров для внешнего рынка, а также отсутствием в достаточном количестве собственных материально-сырьевых ресурсов. Таким образом, внешняя торговля является одним из основных факторов, создающих положительную динамику экономического роста и содействующих повышению эффективности производства.

В настоящее время вторым после России торговым партнером Республики Беларусь является Европейский Союз. На долю ЕС приходится около 17% общего товарооборота республики, а также половина прямых иностранных инвестиций. В 2002 году объем внешней торговли Беларуси со странами ЕС увеличился почти на 40% и приблизился к трем миллиардам долларов.

Мы объективно заинтересованы в привлечении инвестиционных ресурсов ЕС, его технологического потенциала. Европейские страны, в свою очередь, диверсифицируя топливно-сырьевые источники, не могут упускать из вида транзитный потенциал нашей страны. Остается комплекс невостребованных возможностей взаимовыгодной кооперации в производстве товаров и услуг.

Прагматизм политический и стратегический. Без участия Беларуси невозможно полноценное обеспечение безопасности транзитных и коммуникационных путей в Европе, существенно понизится эффективность борьбы с транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.

Беларусь сумела выстроить стабильные и предсказуемые взаимоотношения с соседними государствами. По периметру наших границ идет работа по созданию пояса добрососедства.

В свою очередь, опыт нашего конструктивного равноправного сотрудничества с государствами африканского, азиатского

и латиноамериканского регионов свидетельствует о том, что наше партнерство основывается на взаимных симпатиях, совпадении интересов и обоюдном доверии.

Интегральной частью белорусской внешнеполитической стратегии стало взаимодействие с ООН и ее структурами, ОБСЕ, Европейским Союзом, Советом Европы, Движением Неприсоединения, другими международными институтами.

Республика Беларусь поддерживая торгово-экономические отношения со 166-ю странами мира, стремится к интеграции в мировое экономическое сообщество, к деятельному участию в международном разделении труда (в прошлом году белорусские товары поставлялись на рынки 124 государств; импортировалась продукция из 152 стран).

Мы заинтересованы в равноправном участии в регулирующих механизмах мировой экономической системы, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Беларусь готова присоединиться к ВТО, мы ведем интенсивные переговоры на эту тему с нашими основными партнерами.

Мы напряженно и достаточно продуктивно работаем с многосторонними финансовыми организациями – Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития.

Несомненно, Беларуси в одиночку, как и любой сопредельной стране, не реализовать выгодный транзитный потенциал. Это необходимо делать совместно, сотрудничая тесно и ко взаимной выгоде.

Мировые и внутренние проблемы, конечно, будут вносить в нашу жизнь свои коррективы. Но основной рецепт ясен: рост белорусской экономики невозможен без становления разумно регулируемого открытого рынка, создания благоприятного климата для внешних и внутренних инвестиций. Да, иностранный инвестор прагматичен, даже жёсток, потому что он живет за счет прибыли и вложит свои средства только туда, где ее получит. Наш бизнес, управленческие структуры должны убедительно продемонстрировать свое умение и способность к консолидации ресурсов для решения ответственной задачи привлечения инвестиций.

В условиях глобализации мы самым непосредственным образом ощущаем тесную взаимосвязь между внутренней и внешней политикой. Экономические достижения страны, стабильность общества — надежные предпосылки ее успеха.

Внешняя политика – та сфера деятельности государства,

успехи и неудачи которой напрямую отражаются на психологическом климате в обществе. Поэтому исключительно важно, что усилия белорусской дипломатии опираются на поддержку большинства политических сил, общественного мнения нашей страны.

Базовые, магистральные подходы независимого белорусского государства к мировым делам в целом определены. Но это не значит, что на данном этапе можно поставить точку. Наша внешняя политика должна быть гибкой и динамичной, учитывать трансформации, перманентно происходящие в системе международных отношений. Жесткое отстаивание собственных позиций – важнейший, но не единственный принцип успешной дипломатии. Не менее важны готовность к диалогу, грамотный поиск взаимоприемлемых решений, достижение компромисса.

Реалии XXI века диктуют свои условия, которые неумолимо свидетельствуют: формирование одномерного, однополюсного международного порядка не имеет исторической перспективы. Вокруг этой темы разворачивается сегодня основная дискуссия в политических

и академических кругах многих стран мира.

Позиция Беларуси по этому вопросу четкая: без взаимного доверия, на неравноправной основе строить прочные и стабильные отношения между государствами невозможно в принципе.

Естественно, эффективная реализация национальных интересов нашей страны на международной арене в значительной степени зависит от того, насколько благоприятно внешнее окружение Беларуси, а также от того, как мировое сообщество воспринимает нашу внутреннюю и внешнюю политику.

Современная Беларусь стремится быть понятной и предсказуемой для своих партнеров. Мы и действуем соответственно, потому что это – наш естественный выбор, отражение глубоких демократических преобразований в нашей стране.

Государство взяло на себя обязательства, связанные

с соблюдением и защитой фундаментальных прав и свобод человека. Беларусь является участником основных международных конвенций, защищающих права человека, прилагает максимум усилий для их выполнения.

В нынешней исторической ситуации демократию невозможно построить на руинах, порожденных социальным хаосом. Иными словами, альтернативы эволюционному процессу развития демократии в нашей стране не существует.

В результате реформ демократические процессы в Беларуси обретают устойчивый характер. У международного правозащитного сообщества

не должно быть сомнений в том, что наше государство является его неотъемлемой частью, стремится к дальнейшему расширению демократических прав и свобод человека. Республика Беларусь решительно настроена на дальнейшее сотрудничество со всеми международными организациями, прежде всего системы ООН, а также правозащитными институтами.

Это – наша осознанная и последовательная политика.

Уважаемые журналисты!

За все время существования Республики Беларусь животворным родником, питающим силы и добрые помыслы белорусских граждан

и их соотечественников за рубежом на благо Родины, была наша Независимость.

Все, что пережито за эти годы, весь наш опыт – и успехов, и ошибок – убедительно свидетельствует: любые реформы имеют смысл только тогда, когда они служат людям. Если реформы не в пользу народу — они обречены на провал.

В этом состоит основной урок белорусского развития, белорусской демократии. О нем белорусы обязаны говорить.

Говорить именно в День Республики.

Демократия и гражданские свободы – это достояние белорусского общества.

Сегодня общая задача всех белорусов – доказать, что демократия

в Беларуси – не на время и не на чей-то президентский срок. Она в нашей стране – навсегда.

Ежегодно нашу страну посещает около 60 тысяч человек по туристическим визам и более 300 тысяч – по деловым.

Добро пожаловать в Беларусь!

Благодарю за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by