Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Виктора Гайсёнка в ходе шестьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН (10 октября 2008 года)

Необходимость укрепления системы международной безопасности и совершенствования механизмов контроля над вооружениями в свете событий последнего времени очевидны. У нас, в частности, особое беспокойство вызывает состояние системы европейской безопасности. Недавние события на Кавказе показали насколько эта система хрупка и не эффективна. Она очевидно устарела. В этой связи Беларусь приветствует предложение Российской Федерации о необходимости создания новой архитектуры безопасности в Европе и выражает готовность активно участвовать в этой работе.
Снижение уровня доверия между отдельными участниками международных отношений, которое мы наблюдаем сегодня, может поставить под сомнение перспективу сохранения и дальнейшего развития ключевых договоренностей в области стратегических наступательных вооружений. Призываем США и Российскую Федерацию к разработке нового соглашения взамен Договора о стратегических наступательных вооружениях, срок которого скоро истекает. Это был бы весомый практический вклад в выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Позитивно отмечаем намерение двух крупнейших ядерных держав осуществлять сокращение стратегических наступательных потенциалов до минимального возможного уровня. Важным позитивным сигналом в поддержку ДНЯО могла бы стать и ратификация уже существующих договоров, прежде всего, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Первостепенное значение имеет и повышение взаимного доверия между обладающими и не обладающими ядерным оружием государствами. Считаем предоставление юридически обязывающих негативных гарантий безопасности неядерным государствам одной из важнейших мер доверия. Призываем выполнять решения предыдущих обзорных конференций ДНЯО.
При комплексном рассмотрении процессов нераспространения и разоружения не следует забывать, что каждое государство-участник обладает неотъемлемым правом на осуществление мирной ядерной деятельности. Беларусь уверена, что имеющиеся у мирового сообщества механизмы должны содействовать обеспечению равного, недискриминационного доступа всех заинтересованных стран к производству ядерной энергии.
В условиях сохраняющейся угрозы международного терроризма важной задачей остается и предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Беларусь проводит ответственную политику экспортного контроля и предпринимает все необходимые меры для выполнения резолюции Совета Безопасности 1540.
Современный уровень развития технологий делает возможным не только совершенствование существующих вооружений, но и создание принципиально новых типов оружия, в том числе и массового уничтожения. Отсутствие на данный момент прямых доказательств разработки новых видов такого оружия не может служить основанием для замалчивания этой темы. В этой связи белорусская делегация намерена внести на рассмотрение Первого комитета проект резолюции о запрещении разработки и производства новых видов ОМУ. Проект резолюции содержит элемент политических обязательств государств-участников и предлагает механизм соответствующего реагирования через Конференцию по разоружению. Просим государства-члены поддержать этот проект.
Активное развитие космических технологий, увеличение числа государств, имеющих программы освоения космоса, диктует необходимость продолжения работы по принятию дополнительных юридически обязывающих норм, нацеленных на предотвращение развертывания вооружений в космосе. Поддерживаем в этой связи появление новых инициатив, таких как разработанный Российской Федерацией во взаимодействии с Китайской Народной Республикой проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве.
Беларусь поддерживает продолжение дискуссии в рамках ООН по вопросам контроля над распространением легкого и стрелкового оружия (ЛСО). Считаем важным в первую очередь сконцентрироваться на выполнении обязательств в соответствии с Программой действий ООН по ЛСО и Международным документом по маркировке и отслеживанию. На национальном уровне, Беларусь создала эффективную действующую систему государственного контроля над оборотом, использованием и уничтожением ЛСО.
В противодействии незаконному обороту ЛСО может быть весьма полезен опыт некоторых региональных организаций. В частности, в нашем регионе это опыт ОБСЕ и ОДКБ — Организации Договора о коллективной безопасности. В настоящее время в Беларуси успешно реализуется проект ОБСЕ по повышению безопасности хранения ЛСО. Благодарим государства-доноры, которые оказывают нам поддержку в реализации этого проекта, и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в этом направлении.
Перед Беларусью также все еще стоит сложная задача по утилизации более трех миллионов противопехотных мин в соответствии с обязательствами по Оттавской конвенции. Эту задачу нам будет сложно выполнить без международной помощи.
В 2008 году Беларусь приняла поправку к статье 1 Конвенции о негуманном оружии (КНО) и ратифицировала Пятый протокол к Конвенции. Таким образом, на данный момент мы присоединились ко всем протоколам этой конвенции. Беларусь разделяет озабоченность мирового сообщества, связанную с проблемой применения кассетных боеприпасов, а также нарушениями рядом стран принципов международного гуманитарного права при применении кассетных боеприпасов. Считаем, что наиболее приемлемым форумом для согласования международной договоренности по кассетным боеприпасам является формат КНО.
Совершенствуя механизмы контроля над вооружениями и национальные системы экспортного контроля, необходимо поддерживать и развивать меры доверия и транспарентности в этой области. Республика Беларусь регулярно, начиная с 1992 года, представляет данные в Регистр ООН по обычным вооружениям. Мы также участвуем в стандартизированной отчетности ООН о военных расходах. Эту практику мы намерены продолжать и в будущем.
В заключение хотел бы присоединиться к заявлению уважаемого представителя Индонезии от имени государств Движения неприсоединения и пожелать всем делегатам успешной и плодотворной работы.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by