Размер шрифта:

Выступление заместителя начальника управления глобальной политики и гуманитарного сотрудничества МИД Беларуси Ирины Величко в рамках дискуссии ГА ООН по вопросу улучшения положения женщин, г.Нью-Йорк, 11 октября 2013 г.

Белорусская делегация ознакомилась с докладом генерального секретаря ООН о вкладе организации в продвижение гендерного равенства. Мы приветствуем положительную тенденцию по увеличению доли резолюций ООН, касающихся гендерной проблематики. В то же время считаем, что ООН должна не просто отражать гендерный вопрос на бумаге, а активнее использовать свой технический потенциал для оказания помощи государством в продвижении гендерного равенства на местах. Необходимо наращивать разработку проектов международной технической помощи в области защиты прав женщин. Считаем важным подключение к этой работе «ООН-женщины», которой нужно активнее участвовать в работе страновых офисов ПРООН.
 
Хотели бы отметить эффективную работу Комиссии ООН по положению женщин, которая является главным политическим форумом по продвижению прав женщин.
 
Беларусь добилась значительного прогресса в урегулировании правовых, политических, экономических и культурных аспектов проблемы равенства между мужчинами и женщинами. 
 
Одним из приоритетов государственной политики, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Трудовом кодексе, Уголовном кодексе, Гражданском кодексе, других законодательных актах, является обеспечение равных возможностей мужчин и женщин в реализации принадлежащих им равных прав и свобод. 
 
Беларусь досрочно выполнила сформулированную в Декларации тысячелетия цель развития, связанную с обеспечением гендерного равенства.
 
В стране продолжается реализация четвертого национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Беларуси на 2011 – 2015 годы, направленного на улучшение положения женщин в социально-экономической сфере, развитие гендерного образования, профилактику насилия в семье. В рамках реализации данного плана подготовлен проект Концепции обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь, в которой разработаны индикаторы и определены задачи по созданию условий для паритетного представительства женщин и мужчин в сфере управления и принятия решений.
 
В результате проводимой политики занятости населения сокращается число женщин, состоящих на учете в качестве безработных. Особенности регулирования труда женщин комплексно учтены в трудовом законодательстве. Принимаются специальные меры, направленные на обеспечение занятости женщин: проведение ярмарок вакантных рабочих мест с преимущественным использованием женского труда; направление на профессиональную подготовку и переподготовку безработных женщин по наиболее востребованным специальностям; выделение бюджетной ссуды нанимателям, создающим рабочие места для трудоустройства женщин. Важнейшим направлением является содействие самозанятости и предпринимательской деятельности среди женщин. 
 
Ключевым общественным институтом, через который осознаются и реализуются на практике гендерные роли, является семья. Поэтому государственная семейная политика направлена на обеспечение условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. 
 
Система материальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей включает гарантии в сфере пенсионного, трудового, жилищного, налогового законодательства. Семейными пособиями охвачено 99 процентов детей в возрасте до 3 лет. 
 
На безусловное  сохранение значимости репродуктивной функции женщины направлено трудовое законодательство. Законодательно закреплен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с сохранением рабочего места. Такой отпуск может быть предоставлен любому члену семьи. Для работников с семейными обязанностями существует ряд трудовых гарантий. Однако до настоящего времени востребованность таких гарантий среди женщин остается гораздо более высокой, чем среди мужчин. В этой связи в стране для воспитания ответственности отцовства в Беларуси действуют папа-школы. 
 
Ежегодно с 2006 года совместно с представительством ООН в рамках Всемирной кампании «16 дней активных действий по ликвидации насилия в отношении женщин» проводится информационная кампания по привлечению внимания населения к проблеме домашнего насилия. 
 
Для оказания социальной поддержки лицам, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми или домашнего насилия, пострадавшим от преступной деятельности, в отделениях социальной адаптации и реабилитации территориальных центров социального обслуживания населения создаются «кризисные комнаты». В первом полугодии 2013 года 85 человек получили помощь в 53 «кризисных комнатах» страны. 
 
Для оказания экстренной социально-психологической помощи в территориальных центрах работают телефоны «горячая линия». 
 
В июне 2013 года Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла проект Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», которым закрепляется определение термина «насилие в семье», устанавливаются основные профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье, соответствующие международному опыту предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
 
В августе 2013 г. вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, в соответствии с которыми устанавливается административная ответственность за умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления.
 
В рамках реализации проектов международной технической помощи по противодействию домашнему насилию ведется работа по созданию в Беларуси национальной модели по борьбе с мужчинами-агрессорами на основе международного опыта, а также внедрению национальной модели межведомственной координации мер по борьбе с домашним насилием. С августа 2012 года в Беларуси действует Сеть некоммерческих организаций по противодействию домашнему насилию, которая объединяет 19 НПО, осуществляющих деятельность по профилактике домашнего насилия, оказанию помощи пострадавшим и продвижению инициатив по разработке законодательства в области домашнего насилия.
 
В Беларуси женщины и мужчины имеют одинаковые условия для ориентации в доступе к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий.  Образовательный уровень женщин в нашей стране достаточно высок. Женщины составляют 53,4 процента от общей численности населения. Среди работающих женщин 54,6 процента имеют высшее и среднее специальное образование. Положительной является тенденция роста числа женщин в системе подготовки кадров высшей научной квалификации. 
 
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что женщины являются важнейшим жизнеобразующим элементом человеческой цивилизации. Без их участия устойчивое развитие невозможно.
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by