Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея в ходе открытия заседания Белорусско-Германского неправительственного совета делового сотрудничества (1 июня 2017 г., г.Минск)

Искренне рад возможности принять участие в заседании Белорусско-Германского неправительственного совета делового сотрудничества, который сегодня возобновляет свою работу после достаточно длительного перерыва.

Убежден – это действительно важное, знаменательное событие в наших двусторонних отношениях с Германией. Хотел бы поблагодарить Восточный комитет германской экономики, а также концерн «Ремондис» за поддержку в перезапуске данного востребованного формата и организацию визита столь представительной германской делегации в Республику Беларусь.

Безусловно, искренне признателен и Сергею Григорьевичу Новицкому, который возглавил Деловой совет с белорусской стороны и при поддержке ряда структур взял на себя основную работу по подготовке данного заседания, собрал в этом зале уважаемых руководителей ведущих предприятий и организаций нашей страны, заинтересованных в дальнейшем расширении своей деятельности на германском направлении и поиске новых партнеров.

Наше сотрудничество с Германией развивается в последнее время весьма интенсивно и опирается на целый ряд проверенных временем институциональных механизмов. Это и Рабочая группа по торговле и инвестициям, и различные отраслевые органы.

Неправительственный совет делового сотрудничества – это не просто еще один совместный орган, призванный дополнить существующий инструментарий белорусско-германского взаимодействия.

Мы ожидаем от него качественно новых, креативных, но при этом идущих «от жизни», от практики предложений, идей, инициатив, которые будут направлены на дальнейшее укрепление экономик наших стран.

Мы считаем, что Деловой совет также может сыграть важную роль в выявлении и устранении возможных искусственных, бюрократических препон для развития деловых контактов между компаниями наших стран.

Он должен сыграть бóльшую роль в повышении информированности германского бизнес-сообщества – как крупных концернов, так и средних, малых предприятий – об инвестиционном климате Республики Беларусь, условиях ведения бизнеса в нашей стране, действующих преференциальных режимах, перспективных отраслях.

Мы считаем, что этот совет должен способствовать установлению прямых контактов между белорусскими и германскими компаниями с последующим выходом на реализацию совместных взаимовыгодных проектов.

И это не только мои ожидания как Министра иностранных дел, который возглавляет министерство, отвечающее за внешнеэкономическую деятельность. Отнюдь нет. Деятельность Делового совета будет и впредь находиться в центре внимания руководства Беларуси, Президента Республики Беларусь, который выступил с инициативой создания данного совета в 2009 году. Это же касается в целом развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Германией.

Все предложения, которые будут сформулированы в рамках работы Делового совета, будут самым внимательным образом рассматриваться как в Правительстве Беларуси, с привлечением соответствующих органов государственного управления, так и во всех министерствах, ведомствах, во всех государственных структурах.

Я заверяю вас, что по всем вопросам будут приниматься конкретные решения, если потребуется – вплоть до инициирования изменений в действующее законодательство нашей страны. Действительно, если будет четко и аргументированно доказано, что этого требует сама жизнь, изменившаяся ситуация, изменившиеся подходы.

Мы рассчитываем на значимый вклад Делового совета в совершенствование экономического законодательства в Республике Беларусь с учетом германского опыта реформирования экономики, приватизации крупных предприятий в восточных регионах после воссоединения Германии. При этом я хотел бы особо подчеркнуть, что для нас исключительно важно не допустить роста социальной напряженности в ходе приватизационных процессов.

Мы рассчитываем и на активное участие белорусских членов совета, у которых тоже вполне могут быть вопросы, касающиеся условий выхода на рынки Германии и Европейского союза в целом, доступа к кредитно-финансовым ресурсам и т.п.

Открытое, доверительное, конструктивное взаимодействие, к которому мы стремимся в отношениях с Германией, предполагает и отсутствие «закрытых» тем для обсуждения, готовность к совместному поиску приемлемых решений по любым проблемным моментам.

Я считаю, что, конечно, мы не можем сказать, что у нас идеально выстроена экономическая система. Она, наверное, неидеальная в любой стране. Если мы видим какие-то проблемы, то наша задача не замалчивать их, а пытаться решить, обсуждая в откровенной, искренней атмосфере. Я думаю, бизнес, который заинтересован в том, чтобы постоянно развиваться, получать дивиденды от взаимного сотрудничества, более чем кто-либо заинтересован в устранении подобного рода препятствий, которые мы, к сожалению, создаем зачастую искусственно сами.

Германия, если говорить в целом, остается для нас самым важным экономическим партнером в Европе. Эта страна традиционно входит в пятерку ведущих внешнеторговых партнеров Беларуси. В 2016 году товарооборот составил около 2,3 млрд. долларов США, а несколько лет назад он достигал почти 5 млрд. (где-то 4,8 млрд.) долларов США. Я думаю, нам еще предстоит наверстать упущенное за эти годы.

Германия входит в пятерку наиболее крупных инвесторов в белорусскую экономику. Более трехсот совместных белорусско-германских предприятий нашли свои ниши и успешно работают в нашей стране на протяжении уже многих лет.

В то же время очевидно, что потенциал нашего сотрудничества значительно выше его нынешнего уровня. Поэтому хотелось бы услышать от членов Делового совета, от участников сегодняшнего (и последующих) заседаний Делового совета – что, по вашему мнению, не дает нам в полной мере реализовать этот потенциал? Какие шаги на уровне Правительства Беларуси и, может, Германии стоит предпринять, чтобы существенно повысить динамику делового сотрудничества, повысить интерес германских инвесторов к нашей стране?

Хочу сказать, что мы регулярно встречаемся и с господином Послом, и с представителями германского бизнеса. Я пообещал, что всегда буду находить время для встречи с ними, чтобы обсуждать именно вот эти животрепещущие проблемы и пытаться найти возможности для устранения тех пробелов, которые мешают более широкому экономическому взаимодействию наших стран.

Я благодарен коллегам за то, что они откровенно высказывают свое мнение и высылают по нашим запросам информацию для того, чтобы мы предпринимали соответствующие меры по устранению тех или иных препятствий и барьеров.

Я уверен, что всем присутствующим известны традиционные преимущества Республики Беларусь – это стратегически выгодное и удобное географическое положение, высокая квалификация кадров, современный технический уровень ведущих предприятий, стабильная политическая и социально-экономическая ситуация.

По сути дела, сегодня практически вся территория Беларуси – это различные успешно функционирующие преференциальные режимы. Иностранные компании могут снизить инвестиционные затраты и налоговую нагрузку при размещении своего бизнеса в рамках свободных экономических зон, Индустриального парка «Великий камень», в малых и средних городах Беларуси.

Еще один существенный стимул для потенциальных инвесторов и торговых партнеров нашей страны – это членство Беларуси в Евразийском экономическом союзе, которое открывает выход на 180-миллионный рынок пяти государств со свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Убежден, что Деловой совет может и должен внести весомый вклад в продвижение идеи создания единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, налаживание прямого диалога между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом. Именно германские деловые круги, по моему мнению, могут сыграть ведущую роль в налаживании такого сотрудничества, которое также будет способствовать снижению напряженности между Россией и Евросоюзом. Я думаю, сегодня предпринимательские круги более чем кто-либо понимают, что нынешние взаимные санкции между Россией и Европейским союзом никому не идут на пользу и надо думать, как решить эти проблемы в самом ближайшем будущем. Бизнес более чем кто-либо может внести серьезный вклад в разрешение этой ситуации. Никто, я думаю, не заинтересован в сохранении такого статус-кво сегодня.

Буквально на днях – 15 мая – было подписано Рамочное соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Европейским инвестиционным банком. Поэтому сегодня все три ключевых европейских финансовых института – Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Северный инвестиционный банк – имеют возможность полноценно работать в Беларуси. Я думаю, это открывает дополнительные возможности и для германского бизнеса в реализации инвестиционных проектов в нашей стране совместно с белорусскими партнерами.

Со своей стороны, я заявляю с глубокой убежденностью, мы готовы отвести германскому капиталу особую роль в наших планах по модернизации, структурной перестройке экономики и приветствовали бы выход германского бизнеса, который сейчас отстает от ряда других стран ЕС в освоении белорусского рынка, на передовые позиции среди иностранных инвесторов.

Конечно, мы понимаем, что с этим связаны определенные шаги, которые должно осуществить Правительство Беларуси. Я убежден, что в ходе нашего дальнейшего взаимодействия мы выйдем на взаимное понимание по форме, скорости, формату данных шагов.

Мы заинтересованы в том, чтобы германские инвесторы пришли в первую очередь в те сферы, в которых они являются признанными лидерами, – в машиностроение и автомобилестроение, химическую и нефтехимическую отрасль, энергетику (включая использование возобновляемых источников энергии), сферу высоких технологий (биотехнологии, фармацевтика, микроэлектроника) и другие.

Большой потенциал для взаимодействия сохраняется также в сферах транспорта и логистики, производства и переработки сельхозпродукции.

Мы приветствовали бы создание в Индустриальном парке в перспективе производственного кластера германских предприятий высоких технологий.

Уверен, что интересам обеих сторон отвечало бы налаживание кооперационного взаимодействия в виде поставок белорусских комплектующих на германские предприятия.

Особое внимание в Беларуси уделяется развитию «зеленой» экономики в соответствии с Национальным планом действий и с принятыми некоторое время назад на Саммите тысячелетия целями устойчивого развития. В числе наших приоритетов – развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности, развитие строительства энергоэффективных жилых домов и повышение энергоэффективности жилищного фонда, максимальное вовлечение в хозяйственный оборот отходов в качестве вторичных материальных ресурсов.

С учетом опыта Германии в названных областях мы весьма заинтересованы в привлечении соответствующих германских технологий и реализации инвестпроектов.
В качестве конкретного примера стоило бы назвать идею создания в Республике Беларусь промышленного производства электромобилей совместно с германскими партнерами. Я думаю, что для этого есть необходимые условия и определенные наработки. Если мы вместе с вами попробуем это сделать и реализуем эту идею, это будет являться серьезным вкладом в развитие нашего двустороннего экономического взаимодействия.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что Беларусь открыта для широкого сотрудничества с Германией по всем направлениям. Мы готовы внимательно рассмотреть и поддержать любые взаимовыгодные проекты.

В заключение хотел бы пожелать членам Совета, всем нам плодотворной работы, содержательных, предметных переговоров, которые бы увенчались конкретными результатами. И я еще раз хотел бы заверить членов Совета, всех присутствующих в том, что со стороны Министерства иностранных дел Республики Беларусь работе Совета будет обеспечена максимальная поддержка. Мы будем оперативно реагировать на все ваши предложения, на все идеи, связанные с развитием нашего сотрудничества.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by