В Беларусь без визы

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея в рамках XV Минского форума (17 ноября 2017 г., г.Минск)

Уважаемый господин Гáбриэль,

Уважаемый доктор Линднер,

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, позвольте мне от имени Правительства Республики Беларусь сердечно приветствовать всех участников XV Минского форума.

Для меня большая честь вновь участвовать в этом масштабном и представительном мероприятии.

Я искренне рад, что в нем принимает участие Вице-канцлер, Федеральный министр иностранных дел Германии, мой коллега, господин Гáбриэль. Действительно впервые в истории этого форума, этой площадки два министра иностранных дел принимают участие в его  заседании.

Символично, что визит господина Гáбриэля в Беларусь – это первый двусторонний визит Федерального министра иностранных дел Германии в нашу страну начиная с 1995 года. Он совпал сегодня с 20-летием Минского форума и, как мы сегодня говорили на встрече, с 25-летием со дня восстановления белорусско-германских дипломатических отношений.

Я хотел бы сразу сказать, что Минский форум – это действительно уникальная дискуссионная площадка, которая существует уже более 20 лет благодаря его крестному отцу, я бы сказал, господину доктору Райнеру Линднеру. Она на протяжении 20 лет собирает политиков, дипломатов, экспертов из Беларуси, Германии, Европейского союза для открытого диалога по наиболее актуальным вопросам белорусско-германского и белорусско-европейского сотрудничества.

За прошедшие годы наши отношения переживали разные времена: и взлет, и падение. Но даже в самые сложные времена Минский форум всегда оставался площадкой для диалога, был востребован и способствовал диалогу и взаимопониманию между нашими странами и народами.

В связи с этим я хотел бы выразить особую признательность и благодарность и поздравить с юбилеем Минского форума его инициатора и бессменного председателя – господина Райнера Линднера.

Уважаемые дамы и господа,

Германия, безусловно, является одним из ключевых партнеров Республики Беларусь на западном векторе, в рамках Европейского союза. Если не сказать ключевым партнером.

Это партнерство, которое для нас исключительно важно, стало возможным во многом благодаря успешным усилиям в преодолении последствий известных трагических страниц нашей совместной истории.

Отрадно, что наш диалог и взаимодействие по проблематике сохранения исторической памяти о Второй мировой войне продолжаются. 

Мы благодарны германской стороне, и в первую очередь Федеральному министерству иностранных дел ФРГ, за ощутимый вклад в реализацию проекта по созданию имеющего без сомнения общеевропейское значение мемориального комплекса на месте бывшего лагеря смерти «Малый Тростенец».

С удовлетворением констатируем наблюдаемую в последние годы активизацию контактов по линии внешнеполитических ведомств наших стран, а также между парламентами Беларуси и Германии. В Берлине прошли двусторонние консультации на уровне заместителей министров иностранных дел. Нынешний визит господина Гáбриэля в г.Минск свидетельствует о поступательном движении к новому качеству наших отношений. Мы рассчитываем на дальнейшее развитие позитивной динамики политического диалога.

Исключительно важно, что одной из главных опор белорусско-германского взаимодействия является экономическое сотрудничество.

Потенциал его, и об этом говорилось на сегодняшних встречах, задействован пока не в полной мере, но существенный рост товарооборота между двумя странами, который мы отмечаем в этом году, а это приблизительно 25 процентов, а также повышение интереса германских инвесторов к Беларуси внушают определенный оптимизм.

Мы видим дополнительные возможности наращивания экономического сотрудничества в открытии новых совместных производств, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции.

Убежден, что развитие промышленной кооперации, при которой белорусские предприятия могли бы выступать поставщиком промышленных полуфабрикатов и комплектующих высокой степени обработки, также отвечает интересам обеих сторон и имеет хорошие и обоснованные перспективы.

Наши посольства очень активно работают в этом направлении. Мы благодарны Посольству Германии здесь за то, что мы очень активно взаимодействуем по этим направлениям, за то, что они приглашают вместе с нашим Посольством делегации германского бизнеса в Беларусь. Мы ведем уже конкретные переговоры нескольким направлениям, которые, я считаю, являются перспективными для наших стран. 

Одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед белорусской экономикой, является модернизация промышленности. Германия – общепризнанный мировой флагман в высокотехнологичной индустрии. Беларусь крайне заинтересована в изучении и заимствовании германского опыта дигитализации и реформирования промышленности в рамках концепции «Индустрия 4.0».

Как представляется, такое взаимодействие может иметь двусторонний, взаимовыгодный характер. Нам есть чем гордиться в плане достижений в IT-сфере. Беларусь занимает второе место после Израиля по доле разработок информационных технологий в ВВП на душу населения.

Мы заинтересованы также в налаживании производственной кооперации в сфере электромобильности, позволю себе тут использовать термин наших немецких друзей. Этой сфере на данном этапе уделяется повышенное внимание в обеих странах и она, вне всяких сомнений, окажет существенное влияние на дальнейшее развитие автомобилестроения.

Хотел бы сказать, что действительно здесь мы тоже достигли конкретных результатов. Я надеюсь, что в ближайшее время мы приступим к разговору о реализации конкретных проектов в этой сфере. 

Надеюсь, что в рамках дискуссий Минского форума будут найдены новые перспективные области для белорусско-германской экономической кооперации.

В ткань разноплановых отношений Беларуси и Германии тесно вплетены межличностные контакты и взаимодействие на уровне гражданского общества.

Примечательно, и как представляется совершенно не случайно, что именно граждане Германии наиболее активно воспользовались введением в 2017 году 5-дневного безвизового режима для посещения Беларуси.

Белорусская сторона высоко ценит солидарность и многолетнее содействие со стороны ФРГ в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В оказании помощи Беларуси участвуют сотни германских гуманитарных инициатив. Ежегодно около трех тысяч белорусских детей проходят курс оздоровления в Германии. Сегодня на этот момент специально обратил внимание Глава белорусского государства, поблагодарив наших германских партнеров за сотрудничество в этой сфере.

Успешно развивается двустороннее сотрудничество в образовательной и научной сферах, а также в области культуры. Имеется значительный потенциал в расширении взаимодействия по тематике устойчивого развития.

Для активизации контактов и сотрудничества на местном уровне важно эффективно задействовать институт побратимства, в который на сегодняшний день вовлечены около 20 пар городов Беларуси и Германии. Возможно, пришло время подумать и о новом формате – партнерстве между Республикой Беларусь и отдельными федеральными землями ФРГ. С учетом масштабов немецкой экономики это может стать исключительно перспективной темой для задействования новых ресурсов регионального сотрудничества.

Уважаемые дамы и господа,

Белорусско-германские отношения, конечно же, неотделимы от «фактора Европейского союза». Тот факт, что мы соседствуем через 1200 км общей границы, ко многому обязывает и нашу страну, и ЕС. 

Мы высоко ценим поддержку Германией новых позитивных тенденций в наших отношениях с Евросоюзом. Совместными усилиями нам не только удалось снять ряд искусственных барьеров, но и расширить нашу общую повестку дня за счет целого ряда значимых для нас тем. 

Крепнущий диалог Беларуси с ЕС, я думаю можно так сказать, зиждется на принципе «реализм без запретов». Иными словами, никаких «табу» в дискуссиях, но на деле – четкое соотнесение желаемого с объективными реалиями и возможностями. Уже в ближайшее время мы рассчитываем согласовать первый совместный программный документ – «приоритеты партнерства», по которым мы будем работать с Евросоюзом до 2020 года. 

Продвигаются, и достаточно успешно, переговоры с ЕС о вступлении нашей страны в ВТО. С нынешнего года Европейский инвестиционный банк так же, как и Европейский банк реконструкции и развития, полноценно работает в нашей стране. С их стороны есть интерес к целому ряду наших крупных проектов развития транспортной и энергетической инфраструктуры, модернизации и реструктуризации предприятий, развития малого и среднего бизнеса. 

Мы вплотную, по крайней мере так считает белорусская сторона, подошли к задаче договорно-правового оформления наших отношений. Отсутствие между нами современного договора – это последний из «пережитков» санкционного периода. Не думаю, что нашим европейским партнерам комфортно от того, что нас до сих пор «по умолчанию» связывает соглашение, которое было заключено еще в 1989 году СССР и Европейским экономическим сообществом. Давно пора положить конец этому правовому и политическому курьезу. Тогда еще, кстати, такой страны, как Республика Беларусь, не было на карте мира, а была Белорусская Советская Социалистическая Республика.

Для Беларуси полноценные и взаимовыгодные отношения с Евросоюзом – это необходимая предпосылка укрепления своей государственности, безопасности и стабильности. В этой части Европы для Беларуси, и об этом неоднократно говорил Глава белорусского государства, и сегодня это было повторено на встрече с господином Министром, в качестве партнера необходим сильный и влиятельный Евросоюз. Мы полагаем, что ключ к его авторитету и влиянию – это реалистичные цели и уважение специфических нужд и потребностей как региона в целом, так и каждой из его стран.

С другой стороны, если, как по образному выражению главы европейской дипломатии Федерики Могерини, «слабости наших соседей – суть наши собственные слабости», то надежные соседи – это залог стабильности Евросоюза. Наш лозунг «сильная и процветающая Беларусь» в этом смысле вполне созвучен нынешней логике «Восточного партнерства», реальное воплощение которого сегодня гораздо более прагматично, «заземлено» и близко пониманию Беларуси и других стран-участниц.

Мы всегда добивались, чтобы «Восточное партнерство» работало на благо регионального развития. Необходим справедливый баланс между экономическим ростом и демократией, темпом и устойчивостью реформ. Для нас, как и для других стран-партнеров Евросоюза, лучшим способом укрепления суверенитета и независимости была бы постановка во главу угла «Восточного партнерства» конкретных задач по повышению благосостояния обществ и конкурентоспособности экономик. Убежден, что в этом случае и наше движение по пути развития демократии, развития гражданского общества было бы намного более быстрым.

Отрадно, что и сам Европейский союз постепенно приходит к такому пониманию. Рассчитываем, что предстоящий 24 ноября саммит в Брюсселе закрепит эту тенденцию и сделает «Восточное партнерство» более эффективным, равноправным и адаптированным к современным реалиям.

Уважаемые друзья,

Мы живем действительно в турбулентное время. Наши страны и общества сталкиваются сегодня с многочисленными вызовами.

Конфронтация, как говорят многие, хотя я бы сказал несколько мягче – высокий уровень непонимания и недоверия между Россией и Западом – возвращают нас к эпохе «холодной войны» и блокового противостояния. И, к сожалению, это не просто метафора. В этих условиях мы, с одной стороны, неизменно сохраняем приверженность стратегическому партнерству с Россией, в том числе в военной сфере, а также первоочередную ориентацию на интеграцию в рамках ЕАЭС. Но с другой стороны, мы одновременно строим максимально конструктивные и прагматичные отношения с Евросоюзом и США. Такой баланс жизненно необходим нашей стране, чтобы не превратиться в «своеобразный буфер», что чревато серьезными угрозами нашей безопасности. Я прочел кратко отзывы о вчерашнем заседании Вашего форума. Я в принципе согласен с мнениями некоторых ораторов, которые сказали здесь, что функция моста, а тем более функция буфера, она очень опасна, потому что в любой момент мост может разрушиться, если одна из опор рухнет. Поэтому, для Беларуси важно найти свою миссию, чтобы способствовать не созданию новых разделительных линий, а, наоборот, сближению, сплочению и Востока, и Запада, и Севера, и Юга, преодолению тех противоречий, конфронтационной риторики, которая сегодня существует, к сожалению, в отношениях между Россией и Европой, между Россией и США. Вот задача всех нас, политологов, я думаю, что это тоже тема для размышления в рамках заседания Минского форума. Мы, конечно же, хотели бы лучше быть мостом, чем каким-то буфером, буферной зоной на стыке между Востоком и Западом, потому что в данном случае всегда есть опасность для этой зоны, для этого буфера быть разрушенным. Мы готовы и будем предпринимать все возможное для того, чтобы способствовать сближению и Востока, и Запада, преодолению тех разногласий, которые сегодня существуют.

В духе этого подхода мы активно способствуем поиску точек соприкосновения между Востоком и Западом. Мы всячески поддерживаем международные усилия по мирному урегулированию украинского кризиса, в том числе и совместный труд Германии и других стран-участниц в рамках «нормандского формата». 

Еще несколько лет назад предыдущий глава делегации ЕС в Минске госпожа Майра Мора отозвалась о западной границе Беларуси как об одном из наиболее безопасных участков внешних рубежей Евросоюза. Сейчас в наших силах превратить эту границу в линию «образцового добрососедства», причем на континентальном уровне. Она может и должна стать своего рода «интерфейсом» между европейской и евразийской интеграциями. С точки зрения исторической логики, геополитики, «геоэкономики», да и просто здравого смысла их диалог не имеет альтернативы. Невозможно представить, чтобы два крупнейших и соседствующих между собой экономических блока долгое время «не видели друг друга в упор». 

Выгоды диалога ЕАЭС – ЕС не ограничиваются сугубо практическими вопросами (гармонизация стандартов, улучшение таможенных, транспортных и других технических условий торговли). Что более важно в сегодняшних условиях – это показать, что две интеграционные модели не являются несовместимыми и враждебными друг другу. Ведь именно этот вопрос о ложном выборе – «с нами или не с нами», «с Европой или с Россией», является первопричиной многих конфликтов в нашем регионе, в т.ч. и конфликта в Украине. Напротив, наглядное стремление двух союзов к сотрудничеству помогло бы примирить между собой и «западников» и «восточников», возвратить в расколотые общества мир и избежать новых напрасных жертв.

Две из шести стран «Восточного партнерства» сегодня входят в ЕАЭС, три другие – связаны зонами свободной торговли с Евросоюзом. Таким образом, на площадке ВП уже на каждодневной основе происходит соприкосновение двух интеграций. Поэтому «Восточному партнерству» объективно суждено сыграть свою роль в их сближении. Интересы сотрудничества в рамках «Восточного партнерства» диктуют, чтобы оно в полной мере учитывало отношения стран-партнеров с другими региональными игроками и само по себе было бы открыто к взаимодействию с ними. 

Убеждены, что для мира, безопасности и процветания в нашем регионе необходим также запуск открытого, инклюзивного диалога, аналогичного Хельсинкскому процессу 70-х годов прошлого столетия.

Рассчитываем, что Германия и Европейский союз поддержат инициативу Главы белорусского государства о начале такого диалога, которую он озвучил на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в г.Минске.

Возможно, многие скажут, что с учетом нынешнего уровня напряженности и недоверия в регионе новый Хельсинкский процесс – явно не дело сегодняшнего дня. Но, я думаю, будущее покажет, кто был прав, кто виноват. Еще Отто фон Бисмарк в свое время утверждал, что «политика есть искусство возможного». Как мы знаем, дипломатия – это, порой, искусство не только возможного, но и невозможного. И эту задачу, на грани казалось бы невозможного, нам нужно реализовать вместе во имя нашего общего будущего.

Убежден, что многие участники Минского форума могли бы активно подключиться к этому процессу для совместного поиска, в том числе на экспертном уровне, путей выхода из существующего кризиса европейской безопасности. Речь не идет о том, чтобы мы достигли сразу же каких-то конкретных результатов, успехов в рамках этого диалога. Речь идет о том, что надо, наконец, понять, что дальнейшее нагнетание конфронтационной риторики и напряженности в отношениях между государствами не приведет ни к чему хорошему. Мы должны начать диалог о том, как избежать дальнейшего нагнетания напряженности, как попытаться начать диалог по самым актуальным, животрепещущим темам, связанным с обеспечением мира и безопасности в регионе.

Уважаемые дамы и господа!

Завершая, я хотел бы выразить надежду, что в ходе нынешнего XV Минского форума прозвучат свежие, интересные, полезные идеи. Как это бывало уже не раз. Давайте не будем нарушать эту добрую традицию. 

Я желаю всем участникам форума плодотворной работы, конструктивных дискуссий, открытия новых точек взаимного интереса для расширения и углубления белорусско-германских и белорусско-европейских отношений.

Спасибо.