Размер шрифта:

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве С.Ф. Алейника на пленарном заседании 15-й сессии Группы правительственных экспертов государств-участников КНО

Господин координатор,

В межсессионный период белорусская сторона провела дополнительное изучение подходов, высказанных различными делегациями по рассматриваемой тематике в ходе предыдущей сессии ГПЭ.

Считаем необходимым, проинформировать Вас о том, что наша позиция не претерпела значительных изменений.

В целом, Беларусь по-прежнему считает нецелесообразной на данном этапе разработку нового международно-правового инструмента, нацеленного на введение дополнительных ограничений и запретов на применение противотранспортных мин (ПрТМ).

Заявляя данную позицию, мы исходим из следующего:

Процедуры применения ПрТМ детально регламентированы положениями Протокола II с поправками к Конвенции об обычном оружии (КОО).

Информация, содержащаяся в ежегодных докладах государств-участников данного Протокола, а также данные НПО показывают, что стороны названного инструмента ответственно подходят к выполнению взятых на себя обязательств.

Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что к Протоколу II с поправками присоединилось 85 сторон, в то время как участниками Оттавской конвенции является 151 государство.

В этой связи мы полагаем, что на данном этапе следует активизировать работу по универсализации Протокола II с поправками, а также самой КОО.

Состоявшаяся в рамках ГПЭ дискуссия выявила тот факт, что точная статистика о жертвах ПрТМ отсутствует. Кроме того, на сессиях ГПЭ отмечалось, что основными источниками гуманитарной озабоченности, связанной с применением ПрТМ являются вооруженные неправительственные формирования. При этом, названные неправительственные субъекты, как правило, используют не ПрТМ заводского производства, а самодельные взрывные устройства.

Беларусь неоднократно выступала в пользу продолжения дальнейшего изучения гуманитарных аспектов, имеющих отношение к применению ПрТМ. Мы выражаем сожаление в связи с тем, что в ходе предыдущей сессии ГПЭ отдельные делегации заявили о нецелесообразности дальнейших исследований по данному направлению.

Мы по-прежнему исходим из того, что противотранспортные мины, - исключительно оборонительный тип боеприпасов. Констатируем, что данный тезис принимается большинством делегаций как аксиома.

Считаем, что "предложение 30-ти и более стран" нацелено на существенное ослабление оборонных доктрин большинства государств мира. В указанном предложении не обеспечен баланс между гуманитарными соображениями и законными интересами национальной безопасности стран-участников КОО.

В региональном контексте реализация "предложения 30-ти" еще в большей степени нарушит баланс сил на европейском континенте в условиях отсутствия прогресса с ратификацией адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Считаем, что оформление нынешней редакции "предложения 30-ти и более стран" в виде нового Протокола к КОО ставит перед большинством государств мира задачу по замене либо модернизации имеющихся запасов ПрТМ. Особенно сложной является проблема оборудования ПрТМ механизмами самоуничтожения, самодеактивации и самонейтрализации. При этом, в настоящее время, технологии, призванные обеспечить уменьшение активного срока службы ПрТМ имеются только у отдельных развитых стран. Более того, по мнению целого ряда делегаций, предлагаемые технические решения не позволят в полной мере минимизировать позиционируемые гуманитарные риски.

Мы исходим из того, что новые типы ПрТМ в течение какого-то периода времени будут недоступны для большинства государств-участников КОО. Возможность приобретения таких боеприпасов может быть ограничена по политическим или иным соображениям. Это ставит под сомнение жизнеспособность и универсальность предлагаемого Протокола.

Указанное предложение не учитывает реальных финансово-экономических возможностей всех государств-участников Конвенции. Полагаем, что большинство развивающихся государств не имеют финансовых и технических ресурсов на замену имеющихся запасов мин.

Кроме того, принятие дополнительного Протокола о НМОП в его нынешней редакции неминуемо приведет к увеличению оборонных бюджетов всех государств-участников КОО с предсказуемым урезанием расходов на социальные и гуманитарные программы международной помощи.

Необходимо отметить, что в течение всего обзорного периода наша Группа занималась углубленным обсуждением "предложения 30-ти и более стран". Подробное изучение всех аспектов указанной инициативы было весьма полезным. Такое детальное обсуждение позволило выявить его наиболее слабые места, а также проблемы, которые будут вынуждены решать страны в случае принятия дополнительного Протокола о НМОП.

Вместе с тем, в рамках ГПЭ были оставлены без внимания весьма важные и интересные альтернативные рабочие документы по названной проблеме, представленные в разное время делегациями Китая, Кубы и Российской Федерации. Считаем, что указанные документы представляют несомненную ценность в плане определения направлений нашей дальнейшей дискуссии в рамках ГПЭ по рассматриваемому вопросу и заслуживают такого же подробного обсуждения, как и "предложение 30-ти".

Господин Координатор,

Белорусская сторона с удовлетворением отмечает тот факт, что в представленном Вами новом рабочем документе имеются важные элементы, нацеленные, на поиск компромиссного решения по проблематике НМОП/ПрТМ. В частности, учитывается мнение ряда других сторон в отношении того, что ГПЭ следует отказаться от использования термина "НМОП" и, в дальнейшем, сконцентрировать основное внимание на проблематике противотранспортных мин (ПрТМ). В этой связи, полагаем возможным изучить вопрос о внесении соответствующих изменений в мандат нашей рабочей группы в ходе предстоящей Обзорной конференции.

Вместе с тем, полагаем, что на данном этапе ГПЭ должна строго соблюдать исследовательский мандат. Призывы к свертыванию дискуссии и форсированию переговоров по тексту нового Протокола считаем контрпродуктивными.

В целом, Республика Беларусь исходит из того, что проблема запрещения и уничтожения мин, как типа вооружений, должна решаться поэтапно с учетом реальных финансовых и технических ресурсов мирового сообщества. В настоящее время первоочередной задачей является обеспечение универсальности КОО и действующих Протоколов к указанной Конвенции, Конвенции о запрещении противопехотных мин, а также уничтожение накопленных в мире запасов противопехотных мин.

В этой связи, Республика Беларусь считает возможным принятие юридически обязывающего международно-правового акта по противотранспортным минам только в контексте решения вышеуказанных задач.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by