Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь А.Н.Сычёва в Совете Безопасности ООН по вопросу "Правосудие и верховенство закона: роль Организации Объединенных Наций"

Обсуждение в Совете Безопасности пункта повестки дня «Правосудие и верховенство права: роль Организации Объединенных Наций» является весьма важным и своевременным.

Совет Безопасности и ООН в целом вносят ценный конструктивный вклад в восстановление национальных правовых систем в постконфликтных обществах, в частности в осуществление правосудия в переходный период.

Участие Совета Безопасности в осуществлении международного правосудия в отношении лиц, совершивших преступные деяния в период конфликтов, оказало существенное влияние на развитие системы международных уголовных судов и международного гуманитарного права. В то же время это участие вызывает немало критических замечаний со стороны членов мирового сообщества. Критические замечания касаются, прежде всего, соотношения этой деятельности Совета с национальными усилиями государств по восстановлению справедливости в постконфликтных обществах и достижению национального примирения.

Поддержание системы международного правосудия связано со значительными финансовыми затратами для государств-членов ООН. Это делает необходимым поиск новых рациональных путей покрытия финансовых издержек существующих под эгидой Совета Безопасности органов международного уголовного правосудия.

Уроки функционирования международных трибуналов по Югославии и Руанде говорят о том, что переходная система правосудия должна в большей степени опираться на национальную основу. В этой связи удачными примерами служат деятельность смешанного уголовного трибунала в Сьерра-Леоне и практика комиссий по установлению истины.

Деятельность миротворческих миссий ООН также представляет собой один из ключевых аспектов вовлеченности Организации в утверждение господства права и налаживание системы отправления правосудия в конфликтных и постконфликтных обществах. Совету Безопасности следует уделить больше внимания проблемам обеспечения безопасности персонала, задействованного в работе этих миссий. Трудности в обеспечении должной безопасности персонала ООН препятствуют эффективной работе по восстановлению национальных правовых систем и утверждению верховенства права в горячих точках планеты, в первую очередь в Ираке.

Господин Председатель,

Республика Беларусь понимает предложенную для обсуждения на сегодняшнем открытом заседании Совета Безопасности тему несколько шире, чем только вопросы правосудия и господства права в конфликтных и постконфликтных обществах. Совет Безопасности играет немалую роль в укреплении господства права в международных отношениях, главным образом, в области его основной ответственности - поддержание международного мира и безопасности.

Совет Безопасности является главным органом системы ООН, легализующим применение силы для урегулирования ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности, и принятие других мер принудительного воздействия на государства согласно Главе VII Устава ООН.

Беларусь не приемлет никаких «современных правовых изобретений», которые направлены на то, чтобы обойти компетенцию Совета Безопасности ООН в санкционировании применения вооруженной силы или же ограничить ее. Не должно существовать двойных стандартов в такой крайне важной области международного права для мирного сосуществования государств, как право международной безопасности. Двойные стандарты приводят к тому, что мировое сообщество скатывается с вершин Устава ООН, закрепляющего господство права в международных отношениях, к позициям доминировавшего на протяжении предыдущих веков господства силы.

В XXI веке возникли новые глобальные вызовы. В их числе международный терроризм, транснациональная организованная преступность, распространение оружия массового уничтожения, новые типы вооруженных конфликтов и др.

Сама жизнь заставляет Совет Безопасности адаптироваться к этим новым глобальным вызовам. Принят ряд важных резолюций по борьбе с международным терроризмом и предупреждению попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов, в частности резолюции 1373(2001) и 1540(2003). Эти резолюции говорят о том, что Совет Безопасности все больше выходит за рамки функций политического правоприменительного органа и реально влияет на формирование норм международного права.

Беларусь исходит из того, что участие Совета Безопасности в установлении норм международного права может быть оправдано лишь исключительными и чрезвычайными ситуациями, вызывающими угрозу международному миру и безопасности. Важно то, чтобы Совет Безопасности стал более демократичным и представительным органом ООН, а также обеспечивал общее согласие государств относительно своего нормотворчества.

Призываем членов Совета Безопасности к всесторонней экспертизе принимаемых решений на соответствие положениям универсальных международных договоров и другим нормам международного права. Включение в резолюции политических элементов, противоречащих действующим международно-правовым нормам, способно наносить ущерб идее верховенства права.

Совет Безопасности обладает самыми широкими полномочиями по применению санкций в соответствии со статьями 41 и 42 Устава ООН. Эти меры имеют юридически обязательную силу для всех государств-членов ООН. История применения Советом Безопасности санкций выявила существенные недостатки, связанные с их гуманитарными аспектами и последствиями для третьих государств. Устранение недостатков института санкций на основе правового подхода способствовало бы лучшей защите гражданского населения, испытывающего основные страдания из-за иногда жестких и продолжительных санкционных режимов, и привело бы также к большей правовой определенности при обращении к этим принудительным мерам.

Отмечаем необходимость развития более конструктивного и обстоятельного взаимодействия по вопросу о критериях применения и отмены санкций между Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и ЭКОСОС.

В целях содействия усилению системы международного правосудия и правовых основ своей деятельности Совету Безопасности следует поощрять обращение государств к услугам Международного Суда ООН, а также широко использовать возможность получения консультативных заключений Суда по правовым аспектам рассматриваемых им вопросов.

Господин Председатель,

Позвольте в заключение выразить надежду на продолжение практики обсуждения вопроса о роли ООН в обеспечении верховенства права и укреплении правосудия в открытом формате в Совете Безопасности. Полагаем, что при рассмотрении этого вопроса больший акцент следует делать в последующем на проблемах верховенства права в международных отношениях и роли Совета Безопасности в его обеспечении.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by