В Беларусь без визы

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве С.Алейника на 61-ой сессии Комиссии ООН по правам человека (29 марта 2005 года)

Уважаемый господин Председатель,

Прежде всего, хотел бы напомнить уважаемым делегациям, что еще в ходе 60-ой сессии КПЧ Беларусь заявила свою позицию принципиального неприятия резолюции ни по сути, ни по форме, включая положение о назначении спецдокладчика и его мандат.

Тогда Беларусь подчеркивала, что в условиях принятия под жесточайшим давлением США политически мотивированной резолюции вся работа в ее рамках неизбежно будет контрпродуктивной, а средства, выделяемые для спецдокладчика, было бы разумнее использовать для оказания технической помощи развивающимся странам и реализации "права на развитие".

Предпринятая США попытка использовать трибуну 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН для оказания политического давления на нашу страну закончилась провалом. Американская резолюция, предписывающая Беларуси, в том числе сотрудничество со спецдокладчиком, была отклонена международным сообществом, что утвердило нас в правильности нашей позиции в отношении этого мандата.

В духе транспарентности мы распространили нашу позицию по спецдокладчику в качестве официального документа 61-ой сессии КПЧ (документ E/CN.4/2005/G/11).

В этих условиях высказанное спецдокладчиком сожаление в связи с невозможностью диалога с белорусской стороной воспринимается нами как демагогия и лицемерие.

Уважаемый господин Председатель,

Являясь добросовестным участником всех основных международных договоров в области прав человека, Республика Беларусь открыта для сотрудничества с правозащитными органами ООН на основе принципов универсальности, неизбирательности и объективности.

В январе 2004 года Комитет по ликвидации дискриминации женщин рассмотрел очередной доклад о выполнении Беларусью соответствующей конвенции ООН. Выполняя рекомендации Комитета, Беларусь ратифицировала в 2004 году Факультативный протокол к Конвенции, признав тем самым компетенцию Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб. В августе 2004 Комитет по ликвидации расовой дискриминации рассмотрел национальный доклад по выполнению Беларусью Конвенции по предотвращению всех форм расовой дискриминации.

Все эти примеры, а также визит в Беларусь Рабочей группы по произвольным задержаниям в августе 2004 года, доказательно демонстрируют готовность нашей страны к конструктивному диалогу с договорными органами ООН и специальными тематическими процедурами КПЧ, а также подчеркивают наше принципиальное неприятие использования правозащитной тематики для продвижения отдельными странами своих политически мотивированных интересов.

К нашему глубокому сожалению, деятельность спецдокладчика стала очевидным примером именно такого подхода, который принципиально отвергается нашей страной.

Уважаемый господин Председатель,

Следуя Вашей рекомендации, мы постараемся быть максимально корректными в оценке деятельности спецдокладчика и его доклада.

Сегодня мы могли бы обратить внимание Комиссии на грубейшие нарушения правил процедуры, которые выразились в сроках представления и практике распространения данного документа спецдокладчиком напрямую среди миссий в Женеве минуя секретариат УВКПЧ.

Однако для нас представляется значительно более важным высказать свою принципиальную позицию по существу доклада в целом.

Мы отмечаем попытки офиса УВКЧП "охладить" тональность доклада г-на Северина, чтобы вернуть его в правовое поле. Отказ спецдокладчика прислушаться к экспертному мнению сотрудников секретариата доказывает заказной характер обсуждаемого документа.

Об этом свидетельствует и факт назначения докладчика из страны-соавтора резолюции по Беларуси, и география его поездок в рамках мандата: Вашингтон, Брюссель, и три страны – соавтора антибелорусской резолюции.

В этих условиях мы не ожидали конструктивного и сбалансированного доклада, но то, что мы увидели в документе, шокирует своей беспрецедентностью.

Докладчик не просто вышел за рамки своего мандата. Складывается впечатление, что он пытается присвоить себе по меньшей мере полномочия Совета Безопасности ООН.

Легко заметить, что содержание второго раздела обсуждаемого документа целиком и полностью основано на скандально известном докладе Госдепартамента США о положении с правами человека в 196 странах мира, который, как известно, был обнародован 28 февраля 2005 года. Может, здесь кроется истинная причина столь поздних сроков внесения доклада? Тем более, что спецдокладчик с точностью воспроизвел даже структуру американского раздела по Беларуси.

Вызывает удивление, что американская сторона до сих пор не подала иск на спецдокладчика за нарушение авторских прав.

Докладчик полностью проигнорировал реализацию в нашей стране экономических, социальных и культурных прав. Мы понимаем, что США – основной соавтор резолюции – не являются членом Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и не придают им значения в своих докладах, но подобный дисбаланс со стороны спецдокладчика КПЧ ООН совершенно недопустим.

Соответствующая информация о позитивной динамике в области реализации экономических, социальных и культурных прав в Беларуси, представленная в различных докладах международных организаций, распространена нами в качестве официального документа текущей сессии. (документ E/CN.4/2005/G/27)

Уважаемый господин Председатель,

Ярчайшим примером полного искажения существующих реалий является третий раздел доклада, в котором автор утверждает о том, что "Беларусь стала предметом озабоченности по соображениям безопасности" и что наша страна "представляет угрозу для региональной безопасности и стабильности".

Беларусь по праву гордится своим вкладом в дело международной безопасности и разоружения. Следует напомнить, что Беларусь без всяких предварительных условий и оговорок добровольно отказалась от обладания ядерным оружием, которое досталось ей от Советского Союза, тем самым, фактически, положив начало процессу урегулирования вопросов ядерного разоружения на постсоветском пространстве в отвечающем интересам поддержания международного мира и безопасности направлении. Беларусь является участником большинства многосторонних договоров в области международной безопасности и разоружения, последовательно поддерживает усилия международного сообщества по предотвращению распространения оружия массового уничтожения (документ E/CN.4/2005/G/28).

Искаженное представление роли Беларуси в обеспечении международной безопасности свидетельствуют о цинизме, крайней степени политической ангажированности и безответственности автора доклада.

Далее докладчик предлагает (я цитирую) "проактивную и гибкую стратегию, сочетающую соответствующие санкции и стимулирующие бонусы".

Возможно, каким-то непостижимым для нас образом докладчик увязывает это с декларируемой им необходимостью "смены руководства" и "радикальной реструктуризации белорусского общества". Надо понимать, насильственной?

Эти высказывания уже выходят даже за рамки мандата Совета безопасности ООН!!!

Докладчик также предлагает создание международного фонда для Беларуси, постоянного круглого стола, проведения полномасштабной международной конференции с приглашением всех заинтересованных государств, формирование международной группы друзей прав человека в Беларуси, включая контактную группу и группу доноров. Как великий стратег он предлагает развернуть в сопредельных странах сеть телевизионных и радио станций, и оказывать политическую, финансовую, интеллектуальную и снабженческую помощь воинствующим НПО. Мы особо обратили внимание на это понятие, которое впервые вводится в терминологию ООН.

Кстати такие НПО уже находятся в кулуарах сессии и дискредитируют нашу страну, призывая к принятию американской резолюции. Может делегация США объяснит за чей счет они приехали и кто финансирует их деятельность? Может быть делегация США расскажет комиссии на какие цели в Беларуси они планируют потратить 40 миллионов долларов США? В прочем в этом нет необходимости. За них это уже сделал спецдокладчик.

Мы рассматриваем это не только как попытку неприкрытого вмешательства во внутренние дела суверенного государства, но и как модель гуманитарной интервенции, которая носит настолько универсальный характер, что может быть впоследствии использована в отношении любой другой страны.

Единственная искорка правды в этом докладе заключается в размышлениях о "сложной геополитической игре, связанной с внешним влиянием на Беларусь". И совершенно очевидно, какую роль в этой игре соавторы резолюции отвели спецдокладчику. Роль марионетки!!!

Подобные формы и методы работы спецдокладчика носят откровенно враждебный характер по отношению к суверенному государству, дискредитируют институт специальных процедур КПЧ, подрывают авторитет и деятельность Комиссии в целом.

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемая госпожа Верховный комиссар,

Мы выражаем наше глубокое возмущение высказываниями докладчика "об отсутствии национальной идентичности у белорусского народа".

Мы воспринимаем это как грубое и недвусмысленное оскорбление нашей страны и нашего народа.

Хочу напомнить господину Северину, что мы находимся на заседании международного правозащитного органа сообщества наций, которое проходит во Дворце наций. И оскорблять в этих стенах целый народ одной из стран-основателей ООН не позволено никому!!!

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемая госпожа Верховный комиссар,

Как глава белорусской делегации, как представитель белорусской нации и как гражданин Беларуси я заявляю решительный протест в связи с формами и методами работы спецдокладчика и содержанием его доклада!

И требую, чтобы господин Северин принес публичные извинения за оскорбление белорусского народа и нашей страны.

Благодарю за внимание.