Размер шрифта:

Выступление заместителя начальника главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси Евгения Лазарева на 56-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, г.Вена, 14 марта 2013 г.

В 2012 году работа правительственных органов Беларуси была направлена на поддержание функционирования системы эффективного противодействия наркотизации населения, а также на реализацию мероприятий Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям на 2009–2013 годы.
 
С целью противодействия нарастающей наркоугрозе продолжена работа по совершенствованию законодательства.
 
Так, в октябре 2012 года вступил в силу Закон «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах». 
 
Благодаря введению понятия «аналоги наркотических средств и психотропных веществ», помимо профилактического воздействия, закон позволит более оперативно реагировать на появление на рынке новых видов синтетических и так называемых «клубных» наркотиков, распространяемых среди молодежи.
Только в 2012 году введен запрет на оборот 18 новых видов психотропных веществ, а всего за последние два с половиной года запрещен оборот 123 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, 34 прекурсоров и 3 наркосодержащих растений. Рассматривается вопрос о запрете еще 12 особо опасных психотропных веществ. 
 
Кроме прочего, вышеуказанным законом определен порядок транспортировки наркосодержащих препаратов, что позволит значительно ужесточить контроль в сфере их легального оборота, введен запрет пропаганды незаконного использования наркотиков, а один из разделов закона посвящен профилактике наркомании.
 
Продолжается работа по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства страны. 
 
В частности, рассматривается вопрос неприменения лишения свободы в отношении страдающих наркозависимостью лиц, впервые совершивших менее тяжкие преступления, с одновременным направлением указанных лиц в специализированные учреждения для лечения и реабилитации. В случае одобрения, законодательное закрепление подобной альтернативы уголовному наказанию будет стимулировать добровольную постановку на медицинские учеты лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества без назначения врача, снизить латентность наркомании в нашей стране, а также в значительной степени улучшит профилактическую составляющую.
 
Кроме того, предполагается ужесточить ответственность за изготовление наркотиков в условиях лабораторий.
 
Преступникам безопаснее создавать нарколаборатории в нашей стране, а не у себя на родине. Подтверждением сказанного служат цифры. Так, если в 2005 году пресечена деятельность только 2-х подпольных нарколабораторий, то в 2012 году их выявлено 10. Помимо этого, ликвидировано 18 помещений, специально приспособленных для выращивания растений «каннабис» с использованием лабораторного и другого оборудования. Следует отметить, что все прекурсоры и необходимое оснащение лабораторий преступниками приобретается за пределами Беларуси.
 
С целью координации деятельности республиканских органов государственного управления и иных организаций, проводящих государственную политику в сфере профилактики наркомании, в Беларуси создан Межведомственный совет по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака. Председателем Совета является заместитель премьер-министра Беларуси, что говорит о высокой степени внимания, которое уделяется в Беларуси проблеме наркомании.
 
Одним из первых решений Совета может стать введение государственной монополии на торговлю семенами мака, а также возможной уголовной ответственности за их незаконный оборот. Такая мера должна повысить эффективность борьбы с наболевшей проблемой употребления опия.

В результате принятых мер за 2012 год в Беларуси выявлено 4207 преступлений в сфере наркоконтроля, в том числе 884 – связанных со сбытом наркотиков. Выявлено 94 преступления, совершенных группой лиц, в т.ч. 5 — в составе организованной группы. Вскрыто 64 факта организации и содержания наркопритонов. Из незаконного оборота изъято 294 кг наркотиков и более 11 кг психотропных веществ. 
 
С учетом того, что в непосредственной близости от границ Беларуси происходит стабильное увеличение трафикинга героина, а сегодня это более 20 процентов от мирового объема производства, белорусским правоохранительным органам приходится все в большей степени пресекать поставки этого наркотика по маршруту его следования с Востока. Так, если в 2007 году было перекрыто 16 каналов наркотрафикинга, то за 2012 год – 48. 
 
В настоящее время сложился устойчивый маршрут трафикинга наркотиков с восточного направления. Беларусь является последней страной на пути транзита наркотиков в Европейский союз.
 
Хочу особо подчеркнуть, что на сегодняшний день все мероприятия в сфере противодействия незаконному обороту и транзиту наркотиков реализуются Беларусью за собственные средства. Беларусь не является получателем требуемой международной технической помощи в этой сфере ни с Запада, ни с Востока, ни со стороны международных организаций. Хотя такая помощь естественно востребована и могла бы внести вклад в эффективность международной борьбы с наркотиками. Другими словами принцип совместной ответственности международного сообщества за борьбу с наркотиками в отношении Беларуси пока не работает.
 
Это одна из причин, по которой мы поддерживаем скорейшее принятие решения об увеличении финансирования деятельности УНП ООН из регулярного бюджета ООН в целях снижения зависимости деятельности Управления от предпочтений доноров, в том числе политических. 

Беларусь намерена продолжить системную работу по выполнению своих международных обязательств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как внутри страны, так и в контексте борьбы с международной организованной преступностью. 
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by