В Беларусь без визы

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на открытии совместного заседания коллегии Министерства иностранных дел Республики Беларусь и коллегии Министерства иностранных дел Российской Федерации (5 июня 2017 г., г.Москва)

Уважаемый Сергей Викторович!

Уважаемые члены коллегии!

Сегодняшняя совместная фотовыставка, посвященная 25-летию установления дипотношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, задает особую тональность нашему сегодняшнему заседанию коллегий.

Юбилей – это всегда хороший повод для обобщений, оценок динамики нынешней международной обстановки. Четверть века назад все мы исходили из весьма оптимистичного представления о развитии ситуации на мировой арене, рассчитывали на неизбежность прогресса в международных отношениях, о котором все так вдохновенно говорили.

Реальность оказалась несколько менее радужной. К великому сожалению, после распада СССР так и не произошло реальное сближение между Востоком и Западом, хотя шансы и возможности для этого были. Не удалось наладить подлинно взаимовыгодное сотрудничество, научиться воспринимать друг друга в качестве равноправных партнеров, а не потенциальных противников. Не выстроенным оказался и диалог по многим ключевым вопросам повестки дня. А рефреном многих сегодняшних форумов становится констатация того, что «мир вступил в самое беспокойное время с 1945 года…».

Действительно, во многих отношениях мир сегодня находится на распутье, переживает время перемен, геополитической неопределенности и перераспределения экономических потенциалов между регионами.

Вынуждены считаться с разбалансировкой привычной системы сдержек и противовесов между ведущими мировыми игроками, с неясными перспективами новой модели справедливого миропорядка, в основе которой должен лежать учет интересов не только крупных, но также и малых и средних государств.

В условиях перманентных конфликтов по различным поводам вновь и вновь возвращаемся к темам дефицита доверия, двойных стандартов, политики санкций. Нет необходимого компромисса и, казалось бы, по таким жизненно важным и объединяющим темам, как борьба с терроризмом, наркоугрозой, противодействие торговле людьми, нелегальной миграции.

И все же, думаю большинство из нас не утратило надежду на совместную работу ради решения современных проблем и поиска солидарных ответов на новые вызовы и угрозы. Не устаем приглашать всех заинтересованных сесть за стол переговоров и договориться о коллективных подходах. Обсудить новые правила поведения в международной политике. Само собой, коллегиально, с учетом мнений всех государств вне зависимости от их размера.

И сегодняшняя наша встреча является абсолютно своевременной. Формат нашего общения уникален, и он является отражением белорусско-российского стратегического партнерства и союзнических отношений. Беларусь и Россия сумели воспользоваться максимумом возможностей для ведения активного политического диалога на всех уровнях. Инструменты и механизмы нашего сотрудничества оттачивались годами и позволяют оперативно находить решения по любым проблемам двусторонней повестки, согласовывать позиции в двусторонних и многосторонних форматах.

По сути, наша сегодняшняя повестка охватывает весь спектр вопросов сотрудничества, которые мы традиционно включаем в Программу согласованных действий во внешней политике. Этот программный документ впервые увидел свет более 20 лет назад. Скрупулезный подход, который был нами изначально продемонстрирован при подготовке, а позже и реализован в ходе выполнения Программы, по-прежнему актуален.

С учетом этого и других механизмов взаимодействия мы можем гибко и согласованно реагировать на изменения политической и экономической ситуации, продвигать на внешней арене конкурентоспособные инициативы, эффективно отстаивать национальные интересы в многосторонних форматах.

Важным является и итоговый пункт повестки дня, посвященный Евразийскому экономическому союзу — самому молодому объединению, ставшему логическим продолжением предыдущих этапов интеграции.

Интересы, которые преследуют страны-участницы, развивая этот проект, известны. Минимум – повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность наших экономик. Максимум – расширить интеграционные перспективы, связать интеграционный потенциал всего евразийского континента.

В результате уже предпринятых усилий на внешнем контуре к ЕАЭС проявлен интерес со стороны ряда международных организаций и объединений, а также более сорока государств. А это – совокупный рынок, объединяющий ни много ни мало 3 млрд. человек.

Однако пока не везде и не всеми наши интеграционные устремления воспринимаются позитивно. Так или иначе, вынуждены отражать спекулятивные нападки на ЕАЭС, преодолевать предвзятое отношение Евросоюза к идее «интеграции интеграций».

Думаю, надо серьезно подойти к информационной поддержке международного авторитета ЕАЭС в интересах реализации того потенциала сотрудничества, который этот формат открывает и для бизнеса наших государств, и для бизнеса третьих стран.

Отдельное место в нашей работе по поиску регионального и субрегионального баланса интересов занимают вопросы международной безопасности.

Эту тему мы рассматривали три года назад, но сегодня возвращаемся к ней, хотя и под другим углом зрения.

Развертывание элементов ПРО в Европе, о чем здесь сказал Сергей Викторович, усиление восточного фланга НАТО становятся факторами, провоцирующими нарушение стратегического баланса сил и по большому счету новую гонку вооружений. Аргументация таких действий известна и шлифуется Альянсом от саммита к саммиту, но от этого не выглядит более убедительно.

Мягко говоря, НАТО сегодня не хочет видеть в России равноправного партнера, что резко сужает варианты для сотрудничества, ведет к поддержанию высокого уровня напряженности в регионе.

Мы вновь обсудим наши подходы к взаимодействию с НАТО с акцентом на вопросы двусторонней координации.

Наряду с мониторингом обстановки мы вынуждены задействовать весь наш потенциал для выработки решений о соразмерных шагах по укреплению безопасности и недопущению трансформации ситуации в противостояние в блоковом формате.

Само собой разумеется, что мы не пренебрегаем и оборонным компонентом поддержания безопасности, включая военное сотрудничество с Россией. В этой связи приходится вновь упоминать абсурдные, неуместные и демонстративные опасения по поводу регулярных совместных белорусско-российских учений «Запад». Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что они будут максимально транспарентными, открытыми для наблюдения.

Нами проводится исключительно много культурно-гуманитарных мероприятий, которые создают целостную картину духовно богатой и насыщенной жизни наших стран и наших народов. Представители искусства, культуры и спорта давно стали полноправными «послами» наших государств, а потенциал нашего взаимодействия в данном направлении должен использоваться еще более эффективно. Тут тоже есть о чем поговорить.

Пользуясь случаем, хотел бы вспомнить добрым словом состоявшуюся буквально накануне нашей коллегии встречу профсоюзных, молодежных и ветеранских организаций двух МИДов. Хочется сказать, что замкнулся полный круг взаимодействия наших внешнеполитических ведомств на всех уровнях. Надеюсь, что у этого трека будут отличные перспективы, и мы взрослые приняли решение принимать участие во всех молодежных форумах, которые будут проводиться в перспективе.

Уважаемые коллеги!

Нам предстоит проделать серьезный объем работы. Уверен, что решения, которые мы примем, будут способствовать реализации общих интересов Беларуси и России на международной арене.

Спасибо.