Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на открытии совместного заседания коллегии Министерства иностранных дел Республики Беларусь и коллегии Министерства иностранных дел Российской Федерации (5 июня 2017 г., г.Москва)

Уважаемый Сергей Викторович!

Уважаемые члены коллегии!

Сегодняшняя совместная фотовыставка, посвященная 25-летию установления дипотношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, задает особую тональность нашему сегодняшнему заседанию коллегий.

Юбилей – это всегда хороший повод для обобщений, оценок динамики нынешней международной обстановки. Четверть века назад все мы исходили из весьма оптимистичного представления о развитии ситуации на мировой арене, рассчитывали на неизбежность прогресса в международных отношениях, о котором все так вдохновенно говорили.

Реальность оказалась несколько менее радужной. К великому сожалению, после распада СССР так и не произошло реальное сближение между Востоком и Западом, хотя шансы и возможности для этого были. Не удалось наладить подлинно взаимовыгодное сотрудничество, научиться воспринимать друг друга в качестве равноправных партнеров, а не потенциальных противников. Не выстроенным оказался и диалог по многим ключевым вопросам повестки дня. А рефреном многих сегодняшних форумов становится констатация того, что «мир вступил в самое беспокойное время с 1945 года…».

Действительно, во многих отношениях мир сегодня находится на распутье, переживает время перемен, геополитической неопределенности и перераспределения экономических потенциалов между регионами.

Вынуждены считаться с разбалансировкой привычной системы сдержек и противовесов между ведущими мировыми игроками, с неясными перспективами новой модели справедливого миропорядка, в основе которой должен лежать учет интересов не только крупных, но также и малых и средних государств.

В условиях перманентных конфликтов по различным поводам вновь и вновь возвращаемся к темам дефицита доверия, двойных стандартов, политики санкций. Нет необходимого компромисса и, казалось бы, по таким жизненно важным и объединяющим темам, как борьба с терроризмом, наркоугрозой, противодействие торговле людьми, нелегальной миграции.

И все же, думаю большинство из нас не утратило надежду на совместную работу ради решения современных проблем и поиска солидарных ответов на новые вызовы и угрозы. Не устаем приглашать всех заинтересованных сесть за стол переговоров и договориться о коллективных подходах. Обсудить новые правила поведения в международной политике. Само собой, коллегиально, с учетом мнений всех государств вне зависимости от их размера.

И сегодняшняя наша встреча является абсолютно своевременной. Формат нашего общения уникален, и он является отражением белорусско-российского стратегического партнерства и союзнических отношений. Беларусь и Россия сумели воспользоваться максимумом возможностей для ведения активного политического диалога на всех уровнях. Инструменты и механизмы нашего сотрудничества оттачивались годами и позволяют оперативно находить решения по любым проблемам двусторонней повестки, согласовывать позиции в двусторонних и многосторонних форматах.

По сути, наша сегодняшняя повестка охватывает весь спектр вопросов сотрудничества, которые мы традиционно включаем в Программу согласованных действий во внешней политике. Этот программный документ впервые увидел свет более 20 лет назад. Скрупулезный подход, который был нами изначально продемонстрирован при подготовке, а позже и реализован в ходе выполнения Программы, по-прежнему актуален.

С учетом этого и других механизмов взаимодействия мы можем гибко и согласованно реагировать на изменения политической и экономической ситуации, продвигать на внешней арене конкурентоспособные инициативы, эффективно отстаивать национальные интересы в многосторонних форматах.

Важным является и итоговый пункт повестки дня, посвященный Евразийскому экономическому союзу — самому молодому объединению, ставшему логическим продолжением предыдущих этапов интеграции.

Интересы, которые преследуют страны-участницы, развивая этот проект, известны. Минимум – повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность наших экономик. Максимум – расширить интеграционные перспективы, связать интеграционный потенциал всего евразийского континента.

В результате уже предпринятых усилий на внешнем контуре к ЕАЭС проявлен интерес со стороны ряда международных организаций и объединений, а также более сорока государств. А это – совокупный рынок, объединяющий ни много ни мало 3 млрд. человек.

Однако пока не везде и не всеми наши интеграционные устремления воспринимаются позитивно. Так или иначе, вынуждены отражать спекулятивные нападки на ЕАЭС, преодолевать предвзятое отношение Евросоюза к идее «интеграции интеграций».

Думаю, надо серьезно подойти к информационной поддержке международного авторитета ЕАЭС в интересах реализации того потенциала сотрудничества, который этот формат открывает и для бизнеса наших государств, и для бизнеса третьих стран.

Отдельное место в нашей работе по поиску регионального и субрегионального баланса интересов занимают вопросы международной безопасности.

Эту тему мы рассматривали три года назад, но сегодня возвращаемся к ней, хотя и под другим углом зрения.

Развертывание элементов ПРО в Европе, о чем здесь сказал Сергей Викторович, усиление восточного фланга НАТО становятся факторами, провоцирующими нарушение стратегического баланса сил и по большому счету новую гонку вооружений. Аргументация таких действий известна и шлифуется Альянсом от саммита к саммиту, но от этого не выглядит более убедительно.

Мягко говоря, НАТО сегодня не хочет видеть в России равноправного партнера, что резко сужает варианты для сотрудничества, ведет к поддержанию высокого уровня напряженности в регионе.

Мы вновь обсудим наши подходы к взаимодействию с НАТО с акцентом на вопросы двусторонней координации.

Наряду с мониторингом обстановки мы вынуждены задействовать весь наш потенциал для выработки решений о соразмерных шагах по укреплению безопасности и недопущению трансформации ситуации в противостояние в блоковом формате.

Само собой разумеется, что мы не пренебрегаем и оборонным компонентом поддержания безопасности, включая военное сотрудничество с Россией. В этой связи приходится вновь упоминать абсурдные, неуместные и демонстративные опасения по поводу регулярных совместных белорусско-российских учений «Запад». Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что они будут максимально транспарентными, открытыми для наблюдения.

Нами проводится исключительно много культурно-гуманитарных мероприятий, которые создают целостную картину духовно богатой и насыщенной жизни наших стран и наших народов. Представители искусства, культуры и спорта давно стали полноправными «послами» наших государств, а потенциал нашего взаимодействия в данном направлении должен использоваться еще более эффективно. Тут тоже есть о чем поговорить.

Пользуясь случаем, хотел бы вспомнить добрым словом состоявшуюся буквально накануне нашей коллегии встречу профсоюзных, молодежных и ветеранских организаций двух МИДов. Хочется сказать, что замкнулся полный круг взаимодействия наших внешнеполитических ведомств на всех уровнях. Надеюсь, что у этого трека будут отличные перспективы, и мы взрослые приняли решение принимать участие во всех молодежных форумах, которые будут проводиться в перспективе.

Уважаемые коллеги!

Нам предстоит проделать серьезный объем работы. Уверен, что решения, которые мы примем, будут способствовать реализации общих интересов Беларуси и России на международной арене.

Спасибо.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by