Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (г.Нью-Йорк, 26 сентября 2009 года)

Этот зал Генеральной Ассамблеи — фактически «ситуационная комната» всего мира. Мне кажется, за последние годы мы здесь в этой комнате совместно поняли и знаем, что делать. Теперь главное — договориться, как делать. Нам всем нужен эффективный инструмент.

Партнерство

Есть надежда, что мы уже близки и к общему пониманию того, как, каким инструментом достигать наших общих целей. Вывода международного сообщества из череды множественных кризисов, преодоления разноплановых новых угроз можно достичь инструментом политики партнерств.

Современные международные отношения во все большей степени начинают строиться на основе горизонтальных «сетей». Сетей, которые охватывают всех заинтересованных и конструктивных игроков сегодняшнего мира — государства, как большие, так и малые, международные организации, гражданское общество, частный сектор. Партнерства — это механизм взаимодействия, который, по мнению Беларуси, в условиях множественного и противоречивого мира не имеет разумной альтернативы.

Особым политическим фактором, внушающим надежду на реалистичность этого подхода, является явно наметившееся встречное движение умов — разных сил, на разных континентах, увидевших в партнерствах то звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь.

В качестве иллюстрации назову призыв Беларуси два года назад с этой трибуны о переходе от систем, основанных на противостоянии и конфронтации, к новым международным системам, основанным на взаимодействии и партнерстве. Год назад, открывая 63-ю сессию Генеральной Ассамблеи, генеральный секретарь Пан Ги Мун отметил, что «государства не смогут далее защищать свои интересы или улучшать благополучие своих народов без партнерств с остальным миром». В нынешнем году США заявили о готовности «строить партнерства и решать проблемы, которые ни одна страна не может решить в одиночку». Евросоюз обратился к Генеральной Ассамблее со своим «посланием сотрудничества и партнерства». Президент России сказал с этой трибуны об «объединительной повестке дня», которая продиктована самой жизнью.

Похоже, мир после долгого перерыва вновь начинает мыслить в единой системе координат, осями которой выступают безопасность, партнерство и развитие. Похоже, что ведущие мировые политики начинают говорить на одном языке — языке здравого смысла.

Думаю, масштабным подтверждением принципиальной готовности идти по пути партнерств является и стремление двадцати крупнейших экономик мира объединить свои ресурсы для скорейшего вывода мира из глобального кризиса. Сюда же следует с удовлетворением отнести и состоявшиеся в последние месяцы саммиты некоторых региональных и субрегиональных экономических и политических объединений государств.

На менее оптимистичной ноте замечу на полях, что выполнение этих договоренностей самими их участниками пока в значительной степени зависает в воздухе, например, в теме отказа от и демонтажа уже принятых протекционистских мер в международной торговле.

Надо отметить, что и формат «большой двадцатки», не говоря уже о «большой восьмерке», слишком узок, чтобы быть представительным партнерством. Так, участие солидных по потенциалу экономических региональных группировок государств — например, если говорить о нашем регионе, ЕврАзЭС- сделало бы этот формат партнерством,   более отвечающим реалиям.

Мы верим также в большой потенциал диалога и партнерства между Движением неприсоединения и другими крупнейшими центрами силы.

Об этом шла речь в ходе недавнего XV саммита ДН в Египте. Ведь сегодняшнее Движение неприсоединения — это крупный международный фактор. Его участники вносят осязаемый вклад в международную безопасность и являются важным действующим лицом глобальной социально-экономической картины.

Сегодня я обращаюсь к своим коллегам из Евросоюза, США, России и других наиболее развитых стран с призывом проявить свое лидерство в решении беспрецедентных по масштабам задач глобального уровня — и сделать это по-партнерски, в тесной связке и координации действий со всеми членами международного сообщества, включая Беларусь.

Предлагаю членам международного сообщества, в особенности мировым центрам силы и ведущим политическим объединениям, направить имеющиеся положительные намерения в практическую плоскость на создание глобальных партнерств и стратегий борьбы с кризисами.

Роль ООН

Наибольший потенциал противодействия глобальным вызовам и угрозам, бесспорно, находится здесь, в Организации Объединенных Наций. Беларусь, как государство-учредитель Организации, убеждена в способности ООН играть лидирующую роль в формировании партнерских отношений с целью преодоления наиболее острых глобальных проблем.

Разве не под эгидой ООН после трагических событий 11 сентября 2001 года была заложена основа для формирования глобальной антитеррористической коалиции и выработки глобальной контртеррористической стратегии? Кстати, возможно, следует подумать об объявлении ООН  11 сентября Днем борьбы против терроризма. Мы были бы заинтересованы в реакции государств на эту возможность.

Разве не признаны во всем мире успехи созданного при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН Нового партнерства в интересах развития Африки? Цели развития тысячелетия декларированы в контексте формирования глобального партнерства в интересах развития.

Усилению ООН способствуют и отдельные наши достижения по ее реформированию. Особо отмечу в этой связи такой положительно зарекомендовавший себя новый элемент, как тематические слушания в рамках Генеральной Ассамблеи.

Торговля людьми

С учетом опыта и потенциала ООН Беларусь выступила с инициативой формирования одного из тематических глобальных партнерств — партнерства против торговли людьми и рабства в XXI веке. Это пока неформальный механизм, который в определенной степени сложился на Венском форуме по борьбе с торговлей людьми в феврале прошлого года. Для того, чтобы он эффективно заработал, необходима институционализация, — подчеркну, не бюрократизация, а институционализация — которая может быть достигнута разработкой и принятием Генеральной Ассамблеей ООН глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми.

Идея такого плана получила широкую поддержку в рамках состоявшихся в мае в Генеральной Ассамблее ООН тематических слушаний. Звучала эта поддержка и в выступлениях высоких участников нынешней дискуссии. Мы приветствуем недавнее решение председателя 63-й сессии Генеральной Ассамблеи назначить координаторами консультаций по вопросам разработки глобального плана уважаемых постоянных представителей Кабо-Верде и Португалии при ООН и призываем наших друзей и партнеров, все делегации государств-членов ООН активно включиться в эту работу.

Энергетика будущего

Глобальное экономическое развитие всегда движимо определенным «мотором» — уходящая модель сменяется новым, более эффективным «двигателем».

Например, для эпохи индустриальной революции таким «мотором» были уголь и сталь, для глобальной экономики после Второй мировой войны — нефть, в 90-х годах ей на смену пришли информационные технологии, экономический «двигатель» последнего десятилетия — финансы.

Совершенно очевидно, что глобальный кризис продемонстрировал необходимость замены устаревшего финансового «двигателя» современного экономического развития. Что может и должно прийти ему на смену?

Мы полагаем, что будущим «мотором» будет не один, а ряд факторов, однако при лидирующей роли   "зеленых"   -   чистых   -   технологий.   Ведь   в   условиях   растущей взаимозависимости и определяющей для выживания стран и глобальной экономики роли энергетики и окружающей среды по-иному быть не может.

В текущем году перед нами стоит особо важная задача — выработать новые пост-киотские соглашения в области борьбы с глобальным потеплением.

Их неотъемлемым элементом должно стать повсеместное внедрение новых и возобновляемых источников энергии.

Этот вопрос широко обсуждался в рамках состоявшихся в июне этого года тематических дебатов в Генеральной Ассамблее ООН. Это хорошее начало. Однако необходимо решительно двигаться дальше. Считаем, что растущая актуальность темы энергетики и окружающей среды требует разработки своего партнерства глобального механизма повышения доступности технологий новых и возобновляемых источников энергии для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Необходим четкий алгоритм согласованных действий ключевых игроков международного сообщества, позволяющий добиться более широкого, повсеместного использования передовых энергетических технологий новых и возобновляемых источников энергии в интересах всего мирового сообщества, во благо достижения Целей развития тысячелетия.

Давайте не будем откладывать этот вопрос в «долгий ящик». Надо заложить основу для качественного рывка вперед уже на этой сессии Генеральной Ассамблеи. Беларусь будет инициировать всеобъемлющее изучение этого вопроса с привлечением ведущих международных экспертов и включение результатов этой работы, выводов и предложений в будущий доклад генерального секретаря.

Страны со средним уровнем дохода

Еще одним «мотором» экономического и социального прогресса в современных условиях может стать, на наш взгляд, укрепление экономического потенциала и политической роли государств со средним уровнем дохода. Жизнь ясно показала: для обеспечения выхода из кризиса ресурсов и возможностей узкого круга традиционных мировых лидеров недостаточно. Наибольшие резервы роста сосредоточены именно в государствах «среднего достатка». Здесь уместна до определенной степени аналогия с ключевой ролью среднего класса для стабильности экономического и политического развития государств. Неслучайно взоры большинства компаний США и Европы устремлены сегодня именно на азиатские и другие рынки развивающегося мира.

С учетом такой роли, да и просто численности этой группы стран, в которую входят более ста государств, активным началом должна выступить система ООН. Понимая это, Беларусь совместно со своими партнерами инициировала в прошлом году принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 63/223 «Сотрудничество в целях развития со странами со средним уровнем дохода».

В текущем году впервые в этих стенах состоится предметный разговор о том, как в наилучшей степени использовать возможности системы ООН для содействия таким странам в решении их специфических и особо важных для устойчивого глобального развития социально-экономических проблем.

Хочу выразить надежду на то, что работа Генеральной Ассамблеи в этом направлении не будет рассматриваться через призму банальной конкуренции за скудные ресурсы донорского сообщества и ООН. Речь не об этом. Чем больше в мире будет существовать экономически состоятельных государств — тем крепче будет мировая экономика. Тем больше будет в ней предсказуемости и тем меньше кризисов и катаклизмов. Будет создаваться больше возможностей для экономического роста бедных стран и увеличения объемов выделяемой им международной помощи. В конечном счете, в выигрыше будут все.

Киото и Копенгаген

Не могу не вернуться к теме Киото и пост-Киото, являющейся камертоном дискуссии нынешней сессии Генеральной Ассамблеи. Возможный исход встречи в Копенгагене, к сожалению, не вполне ясен. Мы все, большие, средние и малые государства, должны приложить особые финальные усилия для ее успеха. Но лучшее не должно быть врагом хорошего.

Беларусь является единственным в мире государством, которое уже на протяжении нескольких лет добивается, на первый взгляд, парадоксального: взять на себя серьезные обязательства по сокращению выбросов в окружающую среду. Мы берем на себя эти обязательства — более серьезные, чем у многих наших соседей и чем у ряда стран ЕС. Скажу с этой трибуны очень прямо и откровенно — потому что мы все здесь партнеры: нам не понятно, почему многие государства и мощные союзы государств, кстати, лидирующие в призывах к пост-Киото, не дают нам взять на себя юридические связывающие нас и серьезные обязательства по Киото.

Обращаю призыв к партнерам и коллегам: если мы хотим укрепить режим Киото, не надо ослаблять его. Очень надеюсь, что призыв Беларуси к скорейшей ратификации ее присоединения к Киото будет услышан.

Саммит партнерств

Через год в Нью-Йорке пройдет саммит ООН 2010 года. Это единственный форум, объединяющий глав государств и правительств «Большой восьмерки», «Группы двадцати», ЕС, ДН, СНГ и других. Беларусь предлагает рассматривать саммит 2010 года в качестве саммита партнерств - площадки для озвучивания и затем реализации идей о глобальных партнерствах.

Беларусь поддерживает намерение председателя 64-й сессии Генеральной Ассамблеи заблаговременно начать подготовку к саммиту ООН 2010 года. В ходе его проведения предлагаем утвердить на уровне глав государств и правительств механизм, алгоритм или план тесного сотрудничества государств-членов на последующие годы для преодоления глобальных вызововВ ближайшие месяцы делегации могли бы внести свои предложения для наполнения такого документа, переговоры по которому можно было бы начать уже в январе 2010 года.

Спустя 65 лет после подписания Устава ООН мы можем и должны сделать достойную попытку «вернуться к корням»: вернуть исконный смысл определению «Объединенные» в названии нашей Организации.

Смотреть видео или скачать .pdf-версию можно здесь

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by