Размер шрифта:

Выступление Главы делегации Республики Беларусь, заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь А.Н.Сычёва на Ежегодной Конференции ОБСЕ по обзору в области безопасности (Вена, 24 июня 2004 года)

Господин Координатор,

Уважаемые участники Конференции,

Позвольте высказать удовлетворение возможностью принимать участие во второй Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору в области безопасности. Прошлогодний опыт и состоявшиеся дискуссии, безусловно, свидетельствуют о важности проведения данной конференции для обсуждения широкого спектра вопросов в сфере безопасности, а также роли и места ОБСЕ в новой архитектуре европейской безопасности.

Хотел бы также поблагодарить наших сегодняшних докладчиков за их содержательные и стимулирующие выступления.

Господин координатор,

Нынешняя Ежегодная конференция проходит накануне Стамбульского саммита СЕАП и НАТО. Однако в последнее время на фоне процессов расширения НАТО и Европейского союза роль нашей Организации в структуре европейской безопасности уходит на второй план.

Мы исходим из того, что ОБСЕ на сегодняшний день по-прежнему остается единственной всеобъемлющей организацией в области безопасности в евроатлантическом регионе, представляя собой уникальный форум для равноправного сотрудничества и диалога 55 государств, особенно тех, которые в обозримом будущем не станут членами других объединений в области безопасности.

В последние годы в рамках ОБСЕ предпринят ряд важных шагов, направленных на противодействие современным угрозам безопасности и стабильности, в том числе через принятие ряда документов в военно-политической сфере: Хартии европейской безопасности, Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в ХХI веке, а также Документов ОБСЕ о легком и стрелковом оружии и о запасах обычных боеприпасов.

В этом контексте представляется, что в настоящее время нет надобности стремиться к разработке новых, дополнительных документов. Сегодня необходимо подумать над совершенствованием уже существующих договоренностей, возможностью их адаптации к новым геополитическим реалиям и улучшением практики их имплементации.

Фундаментом современной системы европейской безопасности является контроль над вооружениями, ключевые инструменты которого - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу и Венский документ 1999 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности.

Несмотря на существенный прогресс в реализации многих военно-политических документов ОБСЕ, серьезную озабоченность продолжает вызывать затягивание ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Объективных причин для этого, на наш взгляд, не существует. В этой связи наша делегация вновь призывает государства-участники Договора ОВСЕ незамедлительно ратифицировать Соглашение об адаптации Договора ОВСЕ. Надеемся на то, что здравый смысл возобладает над политическими амбициями, и к 30-летнему юбилею ОБСЕ мы станем свидетелями реального прогресса в этом направлении.

Кроме того, назрела необходимость дальнейшего развития мер доверия и безопасности, если хотите создания МДБ четвертого поколения, отвечающих современному уровню взаимоотношений между государствами-участниками ОБСЕ. Такие МДБ могут быть разработаны как на основе положений Венского документа 1999 года, который пока не учитывает динамичного развития вооруженных сил государств-участников, так и за его рамками.

Очевиден прогресс в имплементации Документа ОБСЕ о ЛСО. Год назад Республика Беларусь первой в рамках ОБСЕ задействовала механизм операционализации Раздела V и обратилась в ОБСЕ с запросом об оказании содействия по утилизации и повышению безопасности хранения ЛСО. Уверены, что в успешном сотрудничестве, разработке и осуществлении конкретных проектов заинтересованы и Беларусь, и ОБСЕ. Этот первый опыт должен подтвердить способность ОБСЕ к эффективному реагированию и решению конкретных вопросов безопасности в области ЛСО. Полагаем, что в таком подтверждении сегодня нуждаются не только страны, заинтересованные в получении помощи, но и потенциальные страны-доноры. В этой связи рассчитываем на интенсификацию совместной работы и со своей стороны готовы приложить к этому максимум усилий.

Документ ОБСЕ о ЛСО достаточно эффективно функционирует уже почти четыре года. За это время был принят целый ряд решений ФСБ, включая Сборник Лучших практик имплементации, которые в той или иной степени развивали его, содействовали выполнению отдельных положений. Одновременно в ходе имплементации проявились отдельные пробелы и неясности. Считаем, что пришло время подумать об «инвентаризации» всех существующих решений в данной сфере, проведении обзора выполнения Документа ОБСЕ о ЛСО, в том числе с целью его возможного усовершенствования. В этом отношении нельзя не учитывать ход и результаты обзора выполнения Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.

Известно, что в 2005 году в Нью-Йорке планируется провести второе совещание по обзору выполнения Программы, а в 2006 году состоится Обзорная конференция. Полагаем, что результат, который может быть достигнут по итогам «инвентаризации» решений и обзора Документа ОБСЕ о ЛСО, позволит сохранить лидирующие позиции нашей Организации в вопросах борьбы с незаконным оборотом ЛСО и станет реальным вкладом в усилия ООН на глобальном уровне.

Господин координатор,

Полагаем, что приоритетом для ОБСЕ должна оставаться проблематика обычных боеприпасов, затрагивающая все измерения безопасности. Излишки боеприпасов представляют собой прямую и явную угрозу как странам, владеющим этими излишками, так и их соседям. С удовлетворением отмечаем, что уже три государства подали заявки по оказанию помощи по утилизации боеприпасов. Беларусь обратилась с просьбой к ОБСЕ об оказании содействия в утилизации 99 000 тонн боеприпасов в марте этого года, и мы надеемся на положительное его рассмотрение. Приоритетным вопросом в данной области для нас является утилизация гексогенсодержащих боеприпасов в количестве более 7000 тонн, которые представляют наибольшую опасность в контексте угрозы международного терроризма.

Для придания дополнительного импульса данному процессу предлагаем провести в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности отдельное мероприятие с участием экспертов, стран-доноров и партнерских организаций для рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с запросами Беларуси, России и Украины по оказанию помощи в утилизации боеприпасов.

Господин координатор,

Формирование новой архитектуры европейской безопасности немыслимо без регионального и субрегионального измерений. В этом контексте хотелось бы отметить прогресс, достигнутый в области региональных и субрегиональных мер доверия и безопасности (МДБ). Развитие МДБ объективно способствует уменьшению риска непонимания или неправильной оценки военной активности, а также предотвращения военной конфронтации. Республика Беларусь достигла соответствующих договоренностей о дополнительных МДБ с Литвой, Украиной и Латвией. В завершающей стадии находится переговорный процесс с Польшей. Полагаем, что оформление договоренностей Беларуси со всеми соседями позволит существенным укрепить безопасность, повысить транспарентность и предсказуемость в регионе Центральной и Восточной Европы.

В заключение хотел бы отметить, что военно-политическое измерение является важнейшим компонентом общеевропейской безопасности и ОБСЕ, что предполагает повышение роли Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в рамках организации. В этой связи Республика Беларусь также готова приложить все усилия к дальнейшему развитию системы контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности на европейском континенте.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by