В Беларусь без визы

Выступление Главы делегации Республики Беларусь, заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь А.Н.Сычёва на Ежегодной Конференции ОБСЕ по обзору в области безопасности (Вена, 24 июня 2004 года)

Господин Координатор,

Уважаемые участники Конференции,

Позвольте высказать удовлетворение возможностью принимать участие во второй Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору в области безопасности. Прошлогодний опыт и состоявшиеся дискуссии, безусловно, свидетельствуют о важности проведения данной конференции для обсуждения широкого спектра вопросов в сфере безопасности, а также роли и места ОБСЕ в новой архитектуре европейской безопасности.

Хотел бы также поблагодарить наших сегодняшних докладчиков за их содержательные и стимулирующие выступления.

Господин координатор,

Нынешняя Ежегодная конференция проходит накануне Стамбульского саммита СЕАП и НАТО. Однако в последнее время на фоне процессов расширения НАТО и Европейского союза роль нашей Организации в структуре европейской безопасности уходит на второй план.

Мы исходим из того, что ОБСЕ на сегодняшний день по-прежнему остается единственной всеобъемлющей организацией в области безопасности в евроатлантическом регионе, представляя собой уникальный форум для равноправного сотрудничества и диалога 55 государств, особенно тех, которые в обозримом будущем не станут членами других объединений в области безопасности.

В последние годы в рамках ОБСЕ предпринят ряд важных шагов, направленных на противодействие современным угрозам безопасности и стабильности, в том числе через принятие ряда документов в военно-политической сфере: Хартии европейской безопасности, Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в ХХI веке, а также Документов ОБСЕ о легком и стрелковом оружии и о запасах обычных боеприпасов.

В этом контексте представляется, что в настоящее время нет надобности стремиться к разработке новых, дополнительных документов. Сегодня необходимо подумать над совершенствованием уже существующих договоренностей, возможностью их адаптации к новым геополитическим реалиям и улучшением практики их имплементации.

Фундаментом современной системы европейской безопасности является контроль над вооружениями, ключевые инструменты которого - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу и Венский документ 1999 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности.

Несмотря на существенный прогресс в реализации многих военно-политических документов ОБСЕ, серьезную озабоченность продолжает вызывать затягивание ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Объективных причин для этого, на наш взгляд, не существует. В этой связи наша делегация вновь призывает государства-участники Договора ОВСЕ незамедлительно ратифицировать Соглашение об адаптации Договора ОВСЕ. Надеемся на то, что здравый смысл возобладает над политическими амбициями, и к 30-летнему юбилею ОБСЕ мы станем свидетелями реального прогресса в этом направлении.

Кроме того, назрела необходимость дальнейшего развития мер доверия и безопасности, если хотите создания МДБ четвертого поколения, отвечающих современному уровню взаимоотношений между государствами-участниками ОБСЕ. Такие МДБ могут быть разработаны как на основе положений Венского документа 1999 года, который пока не учитывает динамичного развития вооруженных сил государств-участников, так и за его рамками.

Очевиден прогресс в имплементации Документа ОБСЕ о ЛСО. Год назад Республика Беларусь первой в рамках ОБСЕ задействовала механизм операционализации Раздела V и обратилась в ОБСЕ с запросом об оказании содействия по утилизации и повышению безопасности хранения ЛСО. Уверены, что в успешном сотрудничестве, разработке и осуществлении конкретных проектов заинтересованы и Беларусь, и ОБСЕ. Этот первый опыт должен подтвердить способность ОБСЕ к эффективному реагированию и решению конкретных вопросов безопасности в области ЛСО. Полагаем, что в таком подтверждении сегодня нуждаются не только страны, заинтересованные в получении помощи, но и потенциальные страны-доноры. В этой связи рассчитываем на интенсификацию совместной работы и со своей стороны готовы приложить к этому максимум усилий.

Документ ОБСЕ о ЛСО достаточно эффективно функционирует уже почти четыре года. За это время был принят целый ряд решений ФСБ, включая Сборник Лучших практик имплементации, которые в той или иной степени развивали его, содействовали выполнению отдельных положений. Одновременно в ходе имплементации проявились отдельные пробелы и неясности. Считаем, что пришло время подумать об «инвентаризации» всех существующих решений в данной сфере, проведении обзора выполнения Документа ОБСЕ о ЛСО, в том числе с целью его возможного усовершенствования. В этом отношении нельзя не учитывать ход и результаты обзора выполнения Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.

Известно, что в 2005 году в Нью-Йорке планируется провести второе совещание по обзору выполнения Программы, а в 2006 году состоится Обзорная конференция. Полагаем, что результат, который может быть достигнут по итогам «инвентаризации» решений и обзора Документа ОБСЕ о ЛСО, позволит сохранить лидирующие позиции нашей Организации в вопросах борьбы с незаконным оборотом ЛСО и станет реальным вкладом в усилия ООН на глобальном уровне.

Господин координатор,

Полагаем, что приоритетом для ОБСЕ должна оставаться проблематика обычных боеприпасов, затрагивающая все измерения безопасности. Излишки боеприпасов представляют собой прямую и явную угрозу как странам, владеющим этими излишками, так и их соседям. С удовлетворением отмечаем, что уже три государства подали заявки по оказанию помощи по утилизации боеприпасов. Беларусь обратилась с просьбой к ОБСЕ об оказании содействия в утилизации 99 000 тонн боеприпасов в марте этого года, и мы надеемся на положительное его рассмотрение. Приоритетным вопросом в данной области для нас является утилизация гексогенсодержащих боеприпасов в количестве более 7000 тонн, которые представляют наибольшую опасность в контексте угрозы международного терроризма.

Для придания дополнительного импульса данному процессу предлагаем провести в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности отдельное мероприятие с участием экспертов, стран-доноров и партнерских организаций для рассмотрения всего комплекса вопросов, связанных с запросами Беларуси, России и Украины по оказанию помощи в утилизации боеприпасов.

Господин координатор,

Формирование новой архитектуры европейской безопасности немыслимо без регионального и субрегионального измерений. В этом контексте хотелось бы отметить прогресс, достигнутый в области региональных и субрегиональных мер доверия и безопасности (МДБ). Развитие МДБ объективно способствует уменьшению риска непонимания или неправильной оценки военной активности, а также предотвращения военной конфронтации. Республика Беларусь достигла соответствующих договоренностей о дополнительных МДБ с Литвой, Украиной и Латвией. В завершающей стадии находится переговорный процесс с Польшей. Полагаем, что оформление договоренностей Беларуси со всеми соседями позволит существенным укрепить безопасность, повысить транспарентность и предсказуемость в регионе Центральной и Восточной Европы.

В заключение хотел бы отметить, что военно-политическое измерение является важнейшим компонентом общеевропейской безопасности и ОБСЕ, что предполагает повышение роли Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в рамках организации. В этой связи Республика Беларусь также готова приложить все усилия к дальнейшему развитию системы контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности на европейском континенте.

Благодарю за внимание.