Размер шрифта:

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея программе «Главный эфир» на телеканале «Беларусь 1» (эфир — 3 января 2016 г.)

Вопрос: Владимир Владимирович, здравствуйте! Несмотря на то, что наше интервью выходит в первые дни нового года, я в первом вопросе все-таки вернусь к итогам 2015 года, потому что он был знаковым для МИД – это 95 лет белорусской дипломатии. Были знаковые события, я имею в виду, в первую очередь, «нормандскую четверку», которая собиралась на семнадцать часов в Минске, – эти переговоры, которые запомнил весь мир. В целом очень активный год для нас на международной арене. Лично Вы, как Министр иностранных дел, что бы выделили в качестве главного достижения белорусской дипломатии в 2015 году?

В.Макей: Я бы не стал так пафосно говорить о каких-то больших достижениях на международной арене. Все то, что происходит, в том числе и на международной арене, является результатом общей, комплексной работы по выполнению тех установок, которые дает нам Глава государства. Именно он определяет основные направления внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.

Год действительно был очень непростым, сложным для нашей страны, да и для мира в целом. Вы сами видите, что происходит на международной арене. Противостояние между глобальными игроками, которое приводит к тому, что есть опасность возникновения новых разделительных линий в мире и в нашем регионе. Финансово-экономические проблемы, с которыми сталкиваются все регионы, и которые, конечно же, оказывают влияние на ситуацию в таких небольших, средних странах, как Беларусь. Потому что с учетом нашей экспортоориентированной экономики мы зависим от ситуации на внешних рынках. Резко выросла угроза терроризма. И мы видим, что сегодня театр военных действий по противостоянию этой угрозе – он повсюду. События в Париже наглядно подтверждают это. Ни одна страна, ни один регион не застрахован от этой опасности.

Эти новые вызовы и угрозы определяли развитие событий на международной арене и, естественно, нашу позицию. Вы помните, что с трибуны ООН, выступая на саммите, Президент Беларуси четко заявил о настоятельной необходимости диалога в отношениях между государствами. Он напомнил об ответственности каждой страны, особенно крупных держав, за происходящее в мире, об ответственности политиков, о необходимости нахождения компромиссов в попытках разрешить те или иные спорные вопросы. Эти призывы очень важны и будут актуальными в ближайшем будущем.

Наша позиция на международной арене, наши конструктивные подходы к разрешению тех или иных конфликтов привели к тому, о чем Вы уже сказали, к проведению встречи в рамках «нормандского формата» в Минске. И, по общей оценке, сегодня минские договоренности являются той основой, на которой может быть урегулирован украинский кризис. Требуется лишь ответственный подход со стороны всех участников этого конфликта.

Мы действительно продвинулись по пути нормализации наших отношений с Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки. Были приостановлены ограничительные меры против Беларуси. Мы надеемся, что в ближайшее время произойдет и полная отмена этих санкций.

Мы очень серьезно продвинулись в наших отношениях с азиатскими партнерами. По общему признанию всех экспертов, Азия будет являться локомотивом развития мировой экономики в XXI веке. У нас есть серьезные подвижки на этом треке. Впервые за последние 14 лет состоялся визит Председателя КНР в Беларусь, в рамках которого было подписано порядка двадцати различных межгосударственных документов, в том числе Декларация о дальнейшем развитии и укреплении всестороннего стратегического партнерства. Состоялись встречи на высшем уровне Президента Беларуси с руководителями Вьетнама, Пакистана, Индии, Монголии. Это говорит о серьезности наших намерений закрепиться в этом регионе.

Этот год – год начала функционирования Евразийского экономического союза. И, несмотря на то, что пока эта организация функционирует не так, как нам хотелось бы, и недостаточно эффективно, но, тем не менее, мы намерены участвовать в этой интеграционной структуре. Потому что считаем, что в перспективе, если все участники будут ответственно выполнять положения соответствующего договора, она может функционировать эффективно, и наше участие принесет соответствующие дивиденды для Беларуси. Наше председательство в этом году было нацелено на то, чтобы превратить эту организацию в эффективно действующую международную интеграционную структуру.

В перспективе, мы считаем, идея «интеграция интеграций», о которой заявил Глава государства, действительно, ориентирована на будущее, и, если мы реализуем эту идею, она даст эффект и для нашей страны, и для региона в целом, и для нашего народа, естественно.

Вопрос: «Интеграция интеграций» подразумевает не только тесные отношения с восточным партнером, но и с западными. И как раз 2015-й – это год «оттепели» в отношениях с Евросоюзом и США. Потому что, дойдя далеко, как бы хорошо это все не звучало, санкции, с одной стороны, заморозили, а, с другой стороны, все же продлили. В этой связи возникает вопрос, Вы каким-то особенным образом планируете выстраивать отношения с западными партнерами в 2016 году, и чей следующий шаг должен быть навстречу?

В.Макей: Вы знаете, мы всегда выступали за нормальный, равноправный, полноценный диалог в отношениях с нашими европейскими партнерами и Соединенными Штатами Америки. Мы не считаем, что надо устраивать здесь какие-то соревнования или тем более оказывать давление друг на друга. Мы считаем, что диалог подразумевает нормальный, равноправный разговор всех вовлеченных в него субъектов.

Мы всегда выступали за такой подход. И, действительно, благодаря тому, что наши европейские и американские партнеры за прошедшее время смогли взглянуть по-иному на Беларусь, понять мотивы принятия государственных решений в Беларуси, связанных с реализацией внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, это помогло нам вернуться к атмосфере взаимопонимания.

Нам удалось добиться решения о приостановлении определенных ограничительных мер в отношении Беларуси со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов Америки. Это мы рассматриваем как промежуточный шаг, окончательным шагом должна быть полная отмена соответствующих ограничительных мер, которая, конечно же, вывела бы сотрудничество с нашими европейскими партнерами на совершенно новый уровень. Но мы спокойно смотрим на происходящее и понимаем, что в силу, скажем, такой загруженности мощной бюрократической машины в Брюсселе эти процессы происходят медленно, не так как хотелось бы, но мы намерены и дальше спокойно работать с нашими европейскими и американскими партнерами.

Вопрос: Настроены ли они? Со стороны есть ощущение, такой, знаете, торговли. Вроде бы какие-то условия выставляли, Беларусь, по-моему, даже перевыполнила план. И вот они как бы сейчас смотрят, вдруг мы что-то забыли еще потребовать у Беларуси и, на всякий случай, пока санкции придерживаем, вдруг еще когда-то нам пригодятся.

В.Макей: Действительно, у нас тоже иногда возникают соответствующие размышления на сей счет, но мы четко говорим нашим партнерам, что никаких новых предусловий, никаких новых условий для отмены санкций не должно быть, и Беларусь не пойдет на это. Мы считаем, что санкции должны быть отменены, потому что они вообще противоречат логике межгосударственных отношений. Мы намерены спокойно развивать, выстраивать наши отношения и с европейцами, и с американцами. Мы намерены продолжать наше участие и в инициативе «Восточное партнерство». Это действительно для нас выгодно, потому что там мы планируем реализовать ряд важных региональных проектов. Мы активно работаем в рамках инициативы «Восточное партнерство» над реализацией отраслевых диалогов, ряда инфраструктурных проектов: совместных, значимых, которые будут важны для Беларуси.

В принципе, есть ряд направлений, в которых мы заинтересованы, которые важны для нас. Это, в первую очередь, конечно же, вопросы финансового и торгово-экономического взаимодействия с Европейским союзом в целом и с отдельными странами-членами Европейского союза. Но самое главное, я считаю, мы должны добиться того, чтобы мы начали выстраивать наши отношения в будущем на основе нового базового документа между Беларусью и Европейским союзом. Потому что сегодня мы развиваем наше сотрудничество на основе еще тех соглашений, которые были заключены между Советским Союзом и Европейским экономическим сообществом. Я надеюсь, что в этом году ситуация сдвинется с мертвой точки, и наши партнеры поймут настоятельную необходимость подготовки нового документа.

Вопрос: Позвольте этот же вопрос, но сместить с уровня большой политики на обывательский уровень, а он выглядит на языке обывателя, наверное, как «визовый вопрос». Потому что сейчас идут переговоры белорусской стороны с Европейским союзом об упрощении визового режима. Вот мы слышали, что ЕС отменяет визы для граждан Украины, Грузии, и многие заговорили: вот хотя бы нам как-то упростить, потому что 60 евро дороговато. Есть шанс, что подвижки все-таки будут?

В.Макей: Вы имеете в виду по визам: упрощение или полную отмену?

Вопрос: Я, честно говоря, слабо верю, что в ближайшее время можно полностью отменить визы, но хотя бы с 60 до 35 евро снизить… Может быть, шанс у нас все-таки существует?

В.Макей: Насчет полной отмены виз, естественно, говорить об этом рано. Для этого нужно пройти соответствующий этап, связанный с упрощением визового режима между Беларусью и Европейским союзом. Этот вопрос имеет свою историю, свою логику развития. На каком-то этапе, еще в начале двухтысячных годов, мы сами инициировали этот вопрос перед Европейским союзом, перед Еврокомиссией. Но, к сожалению, тогда наши партнеры не были готовы. Затем, на каком-то этапе, в период санкций они нам предложили вернуться к нему, и мы через какое-то время согласились, понимая, что это важно для контактов между людьми, различными государственными структурами, для бизнеса и развития туризма и т.д.

Действительно, мы достаточно далеко продвинулись в течение 2014 и 2015 годов по работе над этими соглашениями – об упрощении визового режима и о реадмиссии. Мы были готовы, фактически, к парафированию этого соглашения, но, неожиданно, перед Рижским саммитом наши европейские партнеры, говоря дипломатическим языком, технически «вскрыли» некоторые положения соглашения об упрощении визового режима. И, в результате, мы были вынуждены по новой вернуться к рассмотрению этих положений. Поэтому сейчас этот вопрос согласовывается, мы не считаем, что это является непреодолимым препятствием. Будем работать дальше с нашими европейскими партнерами над устранением тех нюансов, которые возникли в последнее время.

Вопрос: Пытаюсь перевести с дипломатического языка, чтобы все-таки понять. Все-таки пока настраиваться на то, что в ближайшее время снизится стоимость виз для белорусов со стороны Европейского союза, не стоит рассчитывать? Но работа идет?

В.Макей: Работа идет над соглашениями. Работа над соглашениями была приостановлена не по нашей вине, но, повторюсь, мы не считаем, что те проблемы, которые возникли, носят непреодолимый характер. Их можно устранить. Для этого требуется ответственный подход со стороны каждого партнера. Но я хотел бы подчеркнуть, что, даже несмотря на вроде бы высокую стоимость виз, белорусы получают большее число виз в расчете на тысячу граждан по сравнению с остальными постсоветскими странами. И это говорит о многом.

Более того, я хочу сказать, что мы сейчас в целом работаем над либерализацией визового режима между Беларусью и другими странами, и не только странами Европейского союза. Мы сейчас готовим соответствующие предложения, вернее, они уже подготовлены. Надеюсь, что они будут согласованы со всеми заинтересованными органами госуправления, и мы будем докладывать их Президенту. Я думаю, что это поможет нам в развитии контактов, в первую очередь в сфере бизнеса, туризма.

Вопрос: На фоне такого потепления отношений с Западом, с Европейским союзом, а уж тем более, ухватившись за тот факт, что свой первый официальный визит Глава государства совершает не традиционно в Российскую Федерацию, а в далекую Азию, кое-где в экспертной среде началось такое брожение и обсуждение, что, не поворот ли это в другую сторону? Учитывая, что год начинается и речь идет, я имею в виду в первую очередь, конечно, нашего традиционного партнера – Россию, стоит ли беспокоиться за белорусско-российские отношения? Есть ли что-то, на что мы должны обратить сейчас внимание?

В.Макей: Беспокоиться стоит всегда и не только за белорусско-российские отношения – за все отношения. Что касается «разворотов» и «поворотов», то наш Президент уже много раз высказывался на эту тему и, насколько мне помнится, наиболее ярко и эмоционально в инаугурационной речи после выборов.

Мы заинтересованы в развитии нормальных отношений со всеми государствами. При этом понятно, что Россия является нашим главным партнером и союзником. В силу географического нахождения, в силу контактов между людьми и вообще межгосударственных связей. У нас сейчас с Россией заключено более трехсот межгосударственных, межправительственных, различных региональных планов, программ, соглашений, которые тесными нитями связывают нашу экономическую, политическую, да и просто человеческую жизнь. И это разорвать невозможно. Но, знаете, это тоже ненормально, когда 50-60 процентов товарооборота у Беларуси существует только с одной какой-то страной. Потому что рано или поздно может возникнуть какая-то ситуация, которая приведет к негативным последствиям для Беларуси. Поэтому вполне логичным является стремление к тому, чтобы диверсифицировать торгово-экономические и политические отношения Беларуси с другими странами и выстроить сбалансированные торгово-экономические отношения и с Европейским союзом, который является вторым
для нас по значимости торгово-экономическим партнером, и со странами дальней дуги. Мы намерены развивать эти отношения с Азией, Африкой, Латинской Америкой, Европейским союзом и с Соединенными Штатами Америки абсолютно не в ущерб России и не за счет России. Повторюсь, на сей счет уже много раз высказывался Глава государства, и мы четко придерживаемся этого.

Вопрос: В принципе, у меня есть, что спросить всегда у Министра иностранных дел, но я понимаю, что у Вас очень немного времени. Вы, когда вспоминали главные события 2015 года, через запятую назвали среди самых главных событий «нормандскую четверку» в Минске. Может быть, по тому же принципу взяться за нормализацию отношений России и Турции, учитывая, что и Россия, и Турция для нас, в общем-то, экономически всегда были достаточно близкими партнерами?

В.Макей: Мы никому не собираемся навязывать наши посреднические услуги. Но мы исходим из того, что давление друг на друга, санкции в отношении друг друга – это не метод решения проблем в межгосударственных отношениях. Мы это испытали на себе. Мы знаем, что санкции никогда ни к чему хорошему не приведут, в первую очередь, для народов тех стран, которые вовлечены в то или иное противостояние. И более того, они не помогут решить проблему. Мы выступаем за нормальный диалог, за нахождение компромиссов в случае наличия того или иного конфликта и т.д.

Что касается последних разногласий между Россией и Турцией, то уверен, что рано или поздно удастся разрешить этот конфликт. Насколько мне известно, наш Президент имел разговор и с Президентом Турции Р.Эрдоганом в Туркменистане на сей счет, и разговаривал на эту тему и с Президентом России В.Путиным, высказывая свою точку зрения. Но мы не можем заставить те или иные стороны действовать, скажем так, как нам хотелось бы. Мы вправе высказать свою точку зрения, а уж дело основных субъектов принять эту точку зрения или не принять. Но мы заинтересованы в том, чтобы этот конфликт был урегулирован как можно скорее. И мы готовы, если понадобится, приложить максимум усилий для его урегулирования точно также, как мы это делаем по Украине, оказывая поддержку в заседаниях Трехсторонней контактной группы и в ряде иных случаев.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by