Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации И.Петришенко изданию «Союз. Беларусь-Россия» (май 2017 г., №791)

Дружбу не положишь на весы

Ровно через месяц исполнится 25 лет с момента установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Мы посчитали, что это хороший повод для встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси Игорем Петришенко. Кстати, уже пятым по счету главой дипмиссии за четверть века. Впрочем, разговор наш вышел далеко за рамки обсуждения дипломатических церемониалов…

Игорь Викторович, 25 июня 1992 года между нашими странами были официально установлены дипотношения. Насколько важна эта дата в нашей истории? Помните эти дни? Где Вы тогда были — в Минске, Москве или..?

И.Петришенко: Сам факт установления дипотношений свидетельствует о взаимном юридическом признании государствами друг друга, говорит об их намерениях развивать дружественные двусторонние связи, поддерживать мир и безопасность. Именно в этом заключается принципиальная важность данного события в истории наших стран.

Установив дипотношения, Беларусь и Россия приступили к выстраиванию на этом фундаменте более глубоких межгосударственных отношений, которые сегодня с уверенностью можно назвать отношениями стратегического партнерства. Подчеркну, что 25 лет назад между нашими государствами были установлены именно дипломатические отношения, а не связи.

Что же касается белорусско-российских связей, то они неразрывны уже много веков, и, не сомневаюсь, мы их никогда не утратим. Это обусловлено не только совместной историей, но также общностью человеческих судеб, узами духовного единства, братства, наличием значительного количества совместных экономических, культурных, гуманитарных и иных проектов и программ.

По поводу личных воспоминаний… В эти дни я находился в Москве — сдавал государственные экзамены и защищал диплом. Завершение учебы, распределение — сам по себе очень напряженный период. А тут еще вокруг творится все то, что потом собирательно назвали крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Ясного, глубокого понимания и осознания происходящего не было, ведь еще вчера все вместе в одной великой стране жили, а сегодня — независимые, суверенные государства, дипломатические отношения, границы…

Мне, как и подавляющему большинству советских людей, с трудом верилось, что это все может быть надолго, навсегда. Какое-то ощущение нереальности происходящего. И новые смыслы знакомых слов: независимость, государственность… В этом историческом водовороте хотелось просто одного — достойно завершить учебу и уехать на службу домой, в Беларусь. Родная земля в такие периоды жизни видится человеку единственным, что в этом нестабильном мире не окажется вдруг миражом, что будет надежно и незыблемо…

А каким было первое белорусское Посольство в России? Кажется, этот особняк в центре Москвы на Маросейке белорусы обживают уже с 50-х годов прошлого века?

И.Петришенко: В новейшей истории Беларусь всегда была официально представлена в Москве. В период СССР функционировало Постоянное Представительство Совета Министров Белорусской ССР при Совете Министров СССР. После обретения независимости и установления между нашими странами дипотношений Представительство было трансформировано в Посольство Беларуси в РФ. В Минске же начало свою работу Посольство России.

Первым Послом Беларуси в России был Виктор Дмитриевич Даниленко, назначенный на эту должность 27 января 1993 года. С прискорбием вынужден сообщить, что три недели назад его не стало. При Викторе Дмитриевиче была заложена основа структуры белорусского диппредставительства в Москве, которое на то время было немногочисленным. В нем работали люди, которые ранее были сотрудниками Постпредства БССР, имели тесные связи с Беларусью. Благодаря их труду, энтузиазму в центре Москвы началось создание новой белорусской дипмиссии.

Немало сил отдали развитию Посольства замечательные люди, пришедшие на смену Виктору Дмитриевичу: Владимир Викторович Григорьев (тоже, к сожалению, уже ушедший от нас), Василий Борисович Долголев, Андрей Владимирович Кобяков (ныне премьер-министр Беларуси).

Кто они — нынешние сотрудники дипмиссии? И можно ли говорить об уже сложившейся школе белорусской дипломатии?

И.Петришенко: К настоящему времени в системе белорусских диппредставительств Посольство в России является наибольшим как по числу сотрудников и структурных подразделений, так и по количеству выполняемых функций. В самом Посольстве и в его отделениях в 11 субъектах России работают более 40 опытных дипломатов. Осуществляют также свою деятельность пять почетных консулов Республики Беларусь. В Москве на территории дипмиссии в 2015 году завершено строительство Делового и культурного комплекса. ДКК является знаковым и важным объектом. Здесь уже побывали многие представители руководства наших стран, зарубежных посольств, творческой интеллигенции, бизнеса. А о достоинствах нашего ДКК Вы, уважаемая Ольга Валерьевна, можете рассказать не хуже меня, как его постоянная гостья.

Что касается школы белорусской дипломатии, сразу назову имя Андрея Андреевича Громыко — нашего земляка, искуснейшего дипломата, долгие годы возглавлявшего МИД СССР. Современная же белорусская дипломатия начала складываться еще в довоенный период. И ошибочно думать, что в Советском Союзе все вопросы международных отношений решались в Москве. Это покажется, возможно, удивительным, но 1 февраля 1944 года (война бушует, страна на военном положении!) Верховный Совет СССР принимает закон, согласно которому союзные республики получили право вступать в непосредственные отношения с иностранными державами, заключать с ними соглашения, обмениваться диппредставительствами, консульствами. А в 1946 году Народный комиссариат иностранных дел Белорусской ССР был преобразован в Министерство иностранных дел БССР.

И, кстати говоря, наш МИД решал вполне серьезные самостоятельные задачи, представляя республику на международной арене в отношениях с иностранными государствами, занимаясь в том числе протокольными и консульскими вопросами. А с 1 сентября 1958 года начало функционировать Представительство Белорусской ССР при ООН (мы ведь в 1945 году были в числе учредителей этой международной организации). Мы гордимся тем, что в 1974-1975 годах Белорусская ССР была в составе непостоянных членов Совбеза ООН и в этом качестве достойно выполняла свои функции. Так что у белорусской дипломатии солидная история.

И где готовят сегодня белорусских дипломатов?

И.Петришенко: На факультете международных отношений Белорусского госуниверситета. На работу в систему МИД Беларуси могут быть приняты талантливые выпускники и других ведущих вузов страны. Белорусские студенты имеют возможность учиться дипломатии и в МГИМО. В этом московском вузе на ежегодной основе получают высшее профессиональное образование более 20 белорусских студентов. Кадровые сотрудники нашего МИД могут повысить свою квалификацию в старейшей дипломатической академии мира — Дипломатической академии МИД России. К слову, выпускники МГИМО и российской Дипакадемии сегодня весьма успешно работают и в нашем Посольстве. И я выражаю искреннюю признательность руководству МИД России, этих учебных заведений за содействие в подготовке высокопрофессиональных белорусских дипломатических кадров. Помимо ведущих российских образовательных центров белорусские дипломаты проходят подготовку и стажировки по специальным программам учебных заведений ряда зарубежных стран.

У Союзного государства свой календарь памятных дат: 21 год назад, 2 апреля 1996 года, Москва и Минск приступили к созданию общего политического, экономического и культурного пространства. Как бы Вы оценили нынешнее состояние российско-белорусских отношений в рамках Союзного государства?

И.Петришенко: Альтернативы Союзному государству нет, и наша приверженность дружбе с Россией неизменна. Уже 21 год Беларусь и Россия идут по пути интеграции. И названная Вами дата — 2 апреля — ежегодно отмечается в наших странах как День единения народов Беларуси и России.

За это время мы прошли значительный путь. Какие-то участки его мы проходили быстро, а на некоторых, что говорится, приходилось сбрасывать скорость.

На сегодня нам удалось главное — обеспечить равные права граждан. Мы тесно взаимодействуем на международной арене, в оборонной и в военно-технической сферах, за счет бюджета Союзного государства реализуются научно-технические программы, осуществляется активное взаимодействие в гуманитарной сфере и в области культуры.

В бюджете Союзного государства было аккумулировано и направлено на решение общих проблем (в эквиваленте) свыше 50 млрд российских рублей. Это позволило профинансировать более 60 совместных программ. На вскидку: созданы перспективные технологии по космической тематике, высокопроизводительные вычислительные комплексы и программное обеспечение, разработаны новые инновационные технологии в области автомобиле- и сельскохозяйственного машиностроения…

Но есть направления, на которых мы должны прибавить, и прибавить серьезно. Это касается промышленной кооперации, проведения согласованной политики в этой отрасли и в сфере сельского хозяйства. Важно отказаться от создания барьеров, различного рода искусственных ограничений, которые на руку тем, кто недобросовестно конкурирует с нами. Белорусские производители зачастую сталкиваются с ограничительными мерами, что особенно обостряется в условиях экономических неурядиц, когда особенно велик соблазн помогать национальным производителям в ущерб равной конкуренции. В Минске убеждены, что такого рода проблем в белорусско-российских отношениях быть не должно.

Пользуясь случаем, выскажу Вам, как представителю массмедиа, свое глубокое убеждение, что работать над устранением таких проблем в своем доме — Союзном государстве — надо не просто профессионально, но и без излишней информационной шумихи. Эта моя ремарка не имеет отношения к вашему изданию: газета «Союз. Беларусь — Россия» пишет о союзных проблемах подробно, объективно и очень интересно. Я еще не пропустил ни одного номера газеты, даже в отпуске читаю в Интернете. Искренняя благодарность всему коллективу газеты за высокопрофессиональную журналистскую работу.

Раз мы заговорили о союзных проблемах. Почему, принимая поправки в тот или иной закон, депутаты национальных парламентов подчас «забывают» о целом пакете союзных договоров, переводя граждан Союзного государства в разряд иностранцев? Так было с обязательной сдачей экзамена по русскому языку для белорусов, работающих в России (его отменяли целый год), сейчас белорусские водители стоят перед необходимостью пересдавать на российские права. Реально ли решить эту проблему?

И.Петришенко: С момента создания Союзного государства его характерной чертой можно считать особое правовое внимание к «человеческому измерению». Сегодня белорусы и россияне имеют равные права в сферах образования, социального обеспечения, медицины, в вопросах приобретения жилья, ведения бизнеса. Все это законодательно закреплено. Да, согласен, есть шероховатости, в правоприменительной практике остаются отдельные вопросы, но и они постепенно снимаются.

Но нужно признать, что в последнее время в России был принят ряд законодательных инициатив, которые, по нашему мнению, не лучшим образом сказываются на дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Союзного государства, а также и Евразийского экономического союза. Некоторые законодательные новеллы привели к тому, что сегодня затруднен доступ белорусской промышленной продукции на российский рынок, возникли определенные препятствия для участия белорусских предприятий в государственных закупках. Специалисты в области права отмечают, что определенные инициативы, которые поступают на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ, не в полной мере соответствуют международным обязательствам, принятым Россией в рамках основных интеграционных объединений — СГ и ЕАЭС.

Белорусская сторона привлекала внимание к этой проблеме, и в прошлом году была начата работа по юридическому закреплению нормы о предоставлении соответствующих заключений на законопроекты, поступающие в российский парламент. Но пока могу выразить только надежду, что эта работа будет доведена до конца.

А какую роль в этой работе Вы отводите союзному Парламенту?

И.Петришенко: Комиссии Парламентского Собрания Союза должны незамедлительно реагировать на возникновение в Союзном государстве любых проблемных вопросов. Нашим парламентариям необходимо выработать эффективный механизм взаимодействия с исполнительными органами власти. В дальнейшем развитии межпарламентского взаимодействия, в повышении его практической отдачи мы видим значительный ресурс развития всего комплекса белорусско-российских отношений.

Свидетельством тому являются Форумы регионов Беларуси и России, проводимые под эгидой наших парламентов. С 2015 года они проходят с участием глав государств. В рамках таких форумов подписываются солидные пакеты соглашений о сотрудничестве и различные договора.

В июне этого года в Москве состоится уже IV Форум на тему «Векторы интеграционного развития регионов Беларуси и России в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества».

Белорусская сторона стремится к реализации совместной политики в сфере промышленной, сельскохозяйственной кооперации. Но, особо подчеркну, всему новому необходимо выверенное законодательное обеспечение. Слово за Парламентским собранием и национальными парламентами — сейчас «мяч на стороне» законодателей.

Минувший год выдался непростым. И наиболее чувствительным моментом для россиян оказался запрет на ввоз в Россию ряда белорусских продуктов питания. Наш потребитель уже «подсел» на белорусское, что скрывать. И ведь вот что обидно: совсем мало информации у российского потребителя. К нам в редакцию пишут, звонят: вся ли продукция белорусских комбинатов негодная, или проблему раздули из какого-то единичного случая? Чем конкретно плоха колбаса или молоко? Белорусы провели «работу над ошибками», и уже можно покупать?

И.Петришенко: Для Беларуси поставки продовольствия на российский рынок были и остаются приоритетным направлением. На протяжении последних лет доля продовольствия в общем объеме белорусского экспорта в Россию составляет порядка 30%. Не стал исключением и первый квартал этого года. Уверяю Вас и всех российских потребителей, что поставляемая на внешние рынки продукция полностью соответствует всем самым высоким требованиям регламентов качества и безопасности, поэтому покупать ее можно без всяких опасений. В Беларуси нет пресловутых «двойных стандартов», на прилавках наших магазинов такие же продукты, какие идут и в Россию, и в страны Евросоюза (от них, кстати, мы не получили ни одной рекламации).

Действующие внутренние белорусские стандарты (СТБ) на производство продукции жестче некоторых межгосударственных стандартов Евразийского экономического союза. Продукция на внутренний и внешний рынок идет с одной производственной линии. К слову, наша продукция поставляется почти в 60 стран мира, но… Со стороны Россельхознадзора периодически возникают претензии к белорусским предприятиям. Об этом Вы знаете и лично писали. Зачастую эти претензии необоснованны. В ходе разбирательств выявляются случаи, когда исследованиям подвергалась совсем не белорусская продукция, а фальсифицированная недобросовестными производителями. При этом наказывается белорусское предприятие! Своеобразная, необоснованная и обидная для добросовестных производителей плата за узнаваемый и любимый россиянами бренд «Сделано в Беларуси».

Но разве нет реальных примеров нарушений?

И.Петришенко: Да, имеют место редкие факты, когда в результате проверок выявляется несоответствие фактического содержания жирности или белка параметрам, указанным на этикетке. Несоответствие составляет порой доли процентов. Думаю, что не очень корректно, к примеру, в этом случае заявлять в СМИ о попытке ввоза некачественной продукции. Сомневаюсь, что многие покупатели отказались бы, например, от покупки белорусского творога, если бы знали, что его жирность составляет не 7, а, скажем, 7 с половиной процентов.

Но чаще бывают случаи, когда запрещают ввоз продукции в связи с отсутствием какой-нибудь подписи или печати на сопроводительных документах. Да, это определенное нарушение, но не всегда строгость принимаемых мер соответствует его тяжести.

Процесс разбирательства сложный и кропотливый. Но белорусские предприятия дорожат репутацией поставщиков качественной продукции и полностью выполняют все обоснованные (и даже не очень) рекомендации Россельхознадзора. Материалы расследований выявленных недостатков и отчеты о принятых мерах по их устранению представляются в оперативном порядке. Однако «добро» на реанимирование поставок с закрытого предприятия дается кратно медленнее получения «красной карточки» на ввоз, хотя претензий к материалам нет.

Продолжая тему продовольствия. Как все же сохранить баланс между соблюдением национальных интересов и попыткой поддержать развитие конкуренции на едином пространстве Союзного государства?

И.Петришенко: Обратимся к статистике. По данным Белстата, в 2016 году в Россию поставлено продовольственных товаров из расчета 22 доллара на одного жителя страны, тогда как наши российские коллеги поставили нам товаров из расчета 75 долларов на одного жителя Беларуси. Вот, по сути, и весь ответ на Ваш вопрос, а также и всем тем, кто «возмущен белорусским валом». Будете в Минске, зайдите в любой гипермаркет. Российские йогурты, макаронные изделия, рыбная продукция, крупы, шоколад, печенье и т.д. занимают немало места на полках. При этом практически по всем названным позициям наши производители могут полностью обеспечить отечественный спрос. Но они не ропщут. Да — конкуренция, отнимающая часть «пирога», но она в хорошем смысле подстегивает производителей не снижать планки качества и разнообразия ассортимента. А потребитель, который всегда прав, имеет возможность широкого выбора, которому только рад. Это чистая экономика.

Игорь Викторович, к вопросу о равных правах. В последние годы все больше россиян трудоспособного возраста волнует проблема безработицы. Читатели нашего издания спрашивают: в Минске и других городах Беларуси есть потребность в кадрах? Могут ли россияне рассчитывать на то, что получат работу там, если здесь не могут реализоваться?

И.Петришенко: Никаких препятствий для трудоустройства российских граждан в Беларуси нет. Но назову несколько цифр. В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на конец марта 2017 года составил 1 процент к численности экономически активного населения (на конец марта прошлого — 1,2 процента). В первом квартале в органы соцзащиты за содействием в трудоустройстве обратились 61,5 тысячи человек.

В связи с оживлением экономики повысился и спрос на квалифицированную рабочую силу. В органы по труду, занятости и социальной защите в первом квартале поступили сведения о наличии более 44 тысяч вакансий. Потребность в работниках по рабочим профессиям составила 52,6 процента от общего числа вакансий.

Что в России? По данным Росстата, в 2016 году безработица в стране составляла 5,4 процента — это 4,1 млн человек, а на 2017 может составить от 7 до 7,5 процента. Делайте выводы. Трудоустроиться удастся далеко не каждому. Тем не менее россияне, желающие трудоустроиться в Беларуси, могут заниматься поиском работы, используя Общереспубликанский банк вакансий, который размещен в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте Государственной службы занятости по адресу. Банк вакансий содержит информацию о наличии свободных рабочих мест, а также сведения об имеющихся вакансиях с предоставлением жилого помещения. Он ежедневно обновляется. Там также можно разместить информацию о себе в виде анкеты-резюме для просмотра ее нанимателями.

В последние годы Беларусь активно развивает туристическую отрасль. Судя по социологическим опросам, с большим удовольствием к вам едут и россияне. Какая она, сегодняшняя Беларусь? Гостей ждете?

И.Петришенко: Сегодня каждый турист может выбрать в Беларуси отдых по вкусу: древние замки и родовые усадьбы, такие как Мирский и Несвижский; прекрасные храмы и монастыри — Софийский собор в Полоцке и Борисо-Глебская церковь в Гродно; уникальные уголки нетронутой природы — национальные парки «Нарочанский», «Припятский», «Браславские озера», «Беловежская пуща»; увлекательные музеи и удивительные этнографические деревни…

Особое внимание в Беларуси уделяется развитию агроэкотуризма. Это один из самых любимых видов отдыха россиян — 80% из общего количества иностранных граждан, посетивших белорусские агроусадьбы, которых уже более 2 тысяч. В стране стали появляться кулинарные маршруты и проводиться различные тематические фестивали, например Драник-фэст, Сырный фестиваль, «Мотальскiя прысмакi», вишневый фестиваль и другие.

Новым направлением становится промышленный туризм. Практически любое крупное предприятие принимает у себя гостей, а некоторые заводы по привлекательности не уступают музеям. Выбор «достопримечательностей» велик: можно посмотреть, как собирают гигантские автомобили и создают уникальные IT-программы, вяжут белорусский трикотаж и варят пиво, делают вкуснейшие колбасы и мороженое, продегустировать все. А побывать на БелАЗе (треть автомобильного рынка карьерных самосвалов) и взобраться (именно так!) на самый большой самосвал в мире — незабываемые впечатления. Ответу же на Ваш вопрос — какая она, сегодняшняя Беларусь — нужно посвятить не один выпуск «Союза»…

И мы не стоим на месте, внедряем во всех сферах передовой мировой опыт, адаптируя его к нашим условиям и возможностям государства.

Но, возвращаясь к основной теме нашей беседы — 25-летнему юбилею дипотношений, — хочу отметить: главное все же в том, что мы — Беларусь и Россия — вместе, говорим на одном языке, не в смысле — на русском, а на нашем общем, ментально понятном. И наши национальные и общие трудности и проблемы вместе решаем, по-братски подставляя плечо в непростые времена. У нас много замечательных достижений за эти четверть века, реализованных проектов. Может быть, не все сразу и заметно глазу, но мы верим, что достигнем еще большего во имя и во благо наших народов.

Что творится на границе?

Игорь Викторович, свобода передвижения внутри Союзного государства — одно из основных преимуществ Союза. Но реальна и террористическая угроза. Как найти баланс, чтобы забота о безопасности граждан не превратилась в необоснованные ограничения? Как сейчас «переходят» границу?

И.Петришенко: В феврале 2017 года было объявлено о вступлении в силу приказов Федеральной службы безопасности РФ о пределах пограничной зоны на территории Брянской, Смоленской и Псковской областей. Чуть ранее российская сторона со ссылкой на нормы своего законодательства и положения международных договоров прекратила также пропуск иностранцев, следующих из Беларуси в Россию через белорусско-российский участок границы, по причине отсутствия на нем международных пунктов пропуска.

По сути, данные меры изменили существовавший фактически более 20 лет беспрепятственный порядок пересечения белорусско-российской границы не только гражданами Беларуси и России, но и гражданами иностранных государств. Теперь граждане третьих стран, в том числе граждане ЕАЭС, СНГ, вынуждены ехать через сухопутные границы Прибалтики или Украины — накладно, согласитесь, хлопотно.

А самолетом?

И.Петришенко: С 15 мая Россия перенаправила в международные терминалы все авиарейсы, которые летают между Беларусью и Россией. В погранслужбе ФСБ России журналистам еще раз «напомнили», что контроль паспортов в аэропортах связан с общим ужесточением правил пересечения границы России и Беларуси, после того как в Минске ввели пятидневный безвизовый режим для туристов из 80 стран. Я не стану даже возвращаться к «пугающей» теме белорусского «безвиза», поскольку аналогичный есть и в России. К примеру, упрощенный — через свободный порт Владивостока — в Приморский край и на паромах — вообще без виз — в Санкт-Петербург.

Наши авиаперевозчики обеспокоены таким решением, поскольку оно может заметно повлиять на потоки транзитных пассажиров, которым при полете через Минск придется проходить погранконтроль несколько раз. Но посмотрим, как на практике будут реализовываться эти новые подходы.

В отношении граждан Союзного государства, следующих из Беларуси в Россию, по информации, которой мы располагаем, российскими компетентными органами пока, к сожалению, осуществляется полноценный пограничный паспортный контроль всех прибывших рейсами из Минска. И более того, пассажиры этих рейсов проводят в очередях для прохождения контроля кратно больше времени, чем это было ранее. Надеемся, что в самое короткое время российской стороной будут приняты все необходимые меры по ликвидации этого дискомфорта для белорусов и россиян.

Каким образом?

И.Петришенко: У нас ведь создана солидная международная нормативно-правовая база в целях борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью, регулирования миграционных, пограничных и иных вопросов. Если это необходимо, силовые структуры должны адаптировать ее положения к реалиям сегодняшнего дня, сложившейся обстановки. Но без ущерба для интеграционных процессов, без отката на 20 лет назад в прошлое. Этот посыл касается, кстати говоря, и вопроса передвижения граждан третьих стран. Надо искать разумные и адекватные ситуации развязки.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by