Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь C.Мартынова информационному агентству «Рейтер»

Агентство «Рейтер»: Сергей Николаевич, сейчас высказывается достаточно много разных мнений о том, что после удачных переговоров с Россией Беларусь может отказаться от своих попыток, своего желания наладить диалог с Западом. Насколько это обоснованные предположения?
С.Мартынов: Прежде всего, хочу сказать, что внешняя политика Беларуси и ее основные направления не носят конъюнктурного характера и флюгером не являются.
Во-вторых, хочу подчеркнуть, что противопоставление Россия – Европейский союз как векторов внешней политики Республики Беларусь – это ложное противопоставление. И, условно говоря, выбор между Россией и Европейским союзом – это миф, которого не существует: такого выбора нет и не должно быть.
У Беларуси существует два мощнейших соседа. Это выбор не Беларуси, это выбор, если можно так сказать, географии, экономики, истории. Каждый из этих соседей для нас принципиально важен. Россия для нас является бесспорным и главным стратегическим партнером, и состоявшийся на днях официальный визит Президента России В.В.Путина самым ярким образом это подтвердил. Сомнений продолжение курса и Беларуси, и России на глубочайшее стратегическое партнерство приоритетного характера ни у кого не вызывает.
Одновременно Европейский союз продолжает для нас оставаться тем, чем он был: это сообщество, которое стало основным нашим экспортным партнером, с Европейским союзом у нас самая протяженная граница, с Европейским союзом мы должны вместе решать целый ряд проблем, в которых и мы, и они заинтересованы в равной и высокой степени. Это и вопросы стабильности транзита энергоресурсов, и безопасности стратегической инфраструктуры (на эту тему, кстати, по предложению Беларуси недавно на встрече министров иностранных дел ОБСЕ было принято специальное решение), это и вопросы транзита, таможенного оформления, экологии, миграции, преступности, т.е. совместных тем очень много и значимость их не уменьшается, а увеличивается. Поэтому Беларусь, как и прежде, намерена продолжать курс на развитие и углубление диалога с Европейским союзом настолько, насколько к этому будут готовы наши партнеры.
Приоритеты во внешней политике Беларуси не меняются, они не конъюнктурны.
 
Агентство «Рейтер»: По поводу встречи А.Г.Лукашенко и В.В.Путина высказывалось также много предположений, начиная с того, что Беларусь будет якобы расплачиваться за энергоносители своей собственностью, и, заканчивая тем, что она будет расплачиваться за кредит своим суверенитетом. Как обстоит ситуация на самом деле?
С.Мартынов: Такого рода рассуждения не очень квалифицированных толкователей событий – это тоже своего рода миф. Каких либо расплат, уступок на переговорах глав государств даже не обсуждалось. Расплачиваться за кредит Беларусь будет так, как и предусмотрено его условиями, а именно: точно в срок и точно в соответствии с кредитным соглашением – вот и вся расплата.
На самом деле на переговорах речь шла совсем не об уступках Беларуси и не об уступках России, а речь шла, прежде всего, и главным образом, о подтверждении глубокого и стратегического характера отношений между Беларусью и Россией. И официальный визит Главы Российской Федерации, и проведение здесь Высшего Государственного Совета в преддверии президентских выборов в России – ни что иное, как самое серьезное политическое подтверждение серьезности намерений двух государств относительно друг друга и значимости их отношений для каждого из партнеров. В этом и была главная суть переговоров. Если Вы внимательно прочитаете совместное заявление двух президентов, подписанное по итогам официального визита, это и есть суть переговоров. Никакой скрытой закулисной дипломатии, сделок не предусматривалось, и их не было.
 
Агентство «Рейтер»: В течение этого года Беларусь очень, я бы сказал, активно пыталась наладить диалог с Евросоюзом, чего не было в предыдущие годы. Отдельные страны Евросоюза, или отдельные чиновники Евросоюза, отмечали, что Беларусь сделала некие положительные шаги в данном направлении. Но, тем не менее, ЕС говорит, что Беларусь не выполнила всех условий по демократизации и что Беларусь не готова к этому диалогу с ЕС. Насколько это справедливо, на Ваш взгляд, и должна ли Беларусь, или будет ли Беларусь делать еще какие-либо шаги, или Беларусь будет ждать шагов со стороны Европейского союза?
С.Мартынов: В логике таких рассуждений, о которых Вы говорите, на мой взгляд, изначально неверный посыл. Диалог между партнерами не может основываться на предварительных условиях, иначе этот диалог не получится вообще, либо не будет результативным – это первое. Второе состоит в том, что, как я уже сказал, сферы, в которых мы предлагаем, хочу подчеркнуть слово «предлагаем», взаимодействие с Европейским союзом – это сферы взаимного интереса. В этих отношениях мы не выпрашиваем для себя, для Беларуси, ничего у Европейского союза. Мы предлагаем взаимодействие в тех сферах, которые отвечают взаимным интересам, и в тех сферах, где есть совершенно очевидная взаимная выгода, и сферы эти я назвал – сферы, которые, в принципе, можно было бы еще и расширять. Да, мы не скрываем того, что Беларусь заинтересована в углублении отношений с Европейским союзом. Это очевидно по причинам географии, экономики, истории, о которых я тоже уже говорил. Да, мы прилагаем усилия к тому, чтобы этот диалог был результативным. И Вы знаете, что диалог завязался уже или завязывается по ряду как раз такого рода направлений: энергетика, транспорт, транзит, таможенное оформление, окружающая среда и т.д. Поэтому логика предварительных условий – это логика, которую, навряд ли, можно увязать с реалиями и перспективой.
 
Агентство «Рейтер»: В продолжение этого вопроса. Евросоюз предпринял ряд санкций по отношению к Беларуси: это и список «невъездных», и вопрос о торговых преференциях. Должен ли Евросоюз, на Ваш взгляд, их отменить или предпринять какие-либо действия, чтобы все-таки был диалог?
С.Мартынов: Эта тема фактически сопряжена с Вашим предыдущим вопросом, и здесь я хочу подчеркнуть, что в течение минувшего года взаимными усилиями и Европейского союза, и Беларуси, в общем-то, был сделан неплохой задел для осмысленного, скажем так, диалога на экспертном уровне по существу тех тем, которые я Вам назвал.
В этой связи, концепция выдвижения предварительных условий в ведении переговоров для нас неприемлема. Точно таким же образом мы и сами не навязываем предварительных условий для диалога. Для того и существует диалог, чтобы в процессе этого диалога постепенно наращивать взаимное доверие, постепенно наращивать взаимное сотрудничество, создавать позитивный опыт, который позволит обеим сторонам разрешать те озабоченности, которые у них имеются относительно друг друга – в этом главная ценность диалога.
Понятно, что диалог может быть успешным только в том случае, когда он не носит характер одностороннего движения, иначе, это и не диалог вовсе. В этой связи, совершенно очевидно, что логика каких бы то ни было ограничительных мер: будь то визовые, экономические или иные санкции – это логика, которая не приведет к успеху. Европейский союз об этом прекрасно знает и на ряде других направлений воздерживается от такой политики санкций, и говорит об этом вслух. Поэтому на направлении Беларуси, я думаю, что Европейскому союзу было бы важно предпринять соответствующие усилия для того, чтобы нынешнюю политику, которая основана на логике, не ведущей к успеху, логике, ведущей в тупик, постепенно менять на иную, более открытую политику. Прежняя политика Европейского союза ошибочна, на наш взгляд, не потому, что она нам не нравится, она ошибочна потому, что неэффективна. И мы рассчитываем, что эти процессы, которые сейчас в рамках непростого диалога у нас завязываются с Европейским союзом, в конечном итоге, как раз и повлекут смену логики, а смена логики повлечет и трансформацию в политических вопросах.
Что касается того, что мы бы хотели увидеть в рамках взаимного движения навстречу друг другу с Европейским союзом – это вещи тоже достаточно очевидные: отмена дискриминационных ограничительных шагов, будь то визовые вопросы, или вопросы преференциального режима. Естественно, мы хотели бы углубленного сотрудничества в тех сферах экспертного диалога, который мы уже начали.
Это вопросы, еще раз подчеркну, важные для всех – и по ту, и по эту сторону границы с Европейским союзом. Как я сказал, от энергетики до таможни мы хотим углублений и развития этого диалога.
Далее было бы чрезвычайно важно возобновить реальные переговоры по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию, которые в контактах с Европейским союзом, практически сейчас не развиваются, в то время как они сейчас развиваются в контактах с другими странами.
Естественно, нужно решать вопросы свободы передвижения граждан, потому что со вступлением наших соседних государств в Шенгенскую зону, стоимость визы для поездки белорусов в соседние государства очень серьезно выросла до 60 евро. И я должен прямо сказать, что это не соответствует ни заявляемой политике о свободе передвижений и контактов между людьми, ни, в конце концов, принципам Хельсинкского акта 1975 года. Беларусь, со своей стороны, неоднократно предлагала начать переговоры на эту тему, но, к сожалению, согласия Брюсселя на это пока нет. Правильно ли это с точки зрения интересов людей по обе стороны границы? Думаю, что нет. Думаю, что Европейскому союзу надо принять смелое, не бюрократическое решение, не ссылаясь на формальные какие-то причины, пойти по пути таких углубленных переговоров. Мы, со своей стороны, в последние годы делали даже некоторые односторонние шаги навстречу, упрощая визовый режим для европейцев. Вот Вам и реальная разница: мы упрощаем – они усложняют. Но мы тоже не хотим делать из этого casusbelle: мы просто рассчитываем на политическую мудрость Европейского союза, готовность учитывать интересы своих соседей, интересы народов.
 
Агентство «Рейтер»: Сергей Николаевич, каков Ваш прогноз на следующий год касательно взаимоотношений с Евросоюзом: оптимистический, пессимистический?
С.Мартынов: Я сторонник избегать каких-либо односторонних квалификаций. «Пессимистические», «оптимистические» – это все упрощенчество, которое не должно быть свойственно профессиональному подходу. Я бы хотел высказать надежду, что и Европейский союз, и мы продолжим этот непростой процесс, и в этом процессе будем руководствоваться взаимными интересами.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by