Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Австрийской Республике Е.Купчиной газете «СБ. Беларусь Сегодня» (5 июля 2017 г.)

Копилка позитивных впечатлений

Елена Купчина рассказала о значении летней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ для Беларуси

Сегодня в Минске открывается летняя сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. О значении этого события для мировой геополитики в целом и нашей страны в частности — беседа с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Австрии, постоянным представителем Беларуси в ОБСЕ Еленой КУПЧИНОЙ.

Фото БЕЛТА.

- Уважаемая Елена Николаевна, нашу страну связывает с ОБСЕ 25 лет сотрудничества, но никогда еще такие события европейской значимости не проходили на белорусской земле. Как вы оцениваете его актуальность, в том числе в контексте новых вызовов и угроз, стоящих перед Европой?

- Действительно, это первое мероприятие ОБСЕ такого масштаба, которое будет проходить на территории Беларуси. Белорусская сторона приложит максимум усилий для комфортного пребывания всех участников ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ и ее результативного проведения на гостеприимной белорусской земле.

Выбор Беларуси в качестве площадки для проведения ежегодной сессии ПА ОБСЕ выглядит логичным и оправданным. Что сейчас важнее всего для Европы? На наш взгляд, безопасность и стабильность. Только в безопасной и стабильной Европе может быть обеспечено поступательное, устойчивое развитие и прогресс в политической, экономической, экологической и гуманитарной сферах.

В условиях нынешнего кризиса общеевропейской безопасности, продолжающегося конфликта на востоке Украины, обострения ситуации в Закавказье наша страна все больше воспринимается как полюс стабильности в регионе. И это неудивительно. На территории Беларуси отсутствуют военные и затянувшиеся конфликты. Мы вносим весомый вклад в борьбу с организованной преступностью, нелегальной миграцией, торговлей людьми. Белорусская сторона является настоящим «поставщиком» безопасности на пространстве ОБСЕ. В начале 2000-х годов Беларусь заключила двусторонние договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности с соседними государствами — Литвой, Латвией, Польшей и Украиной, формируя тем самым пояс добрососедства в регионе Восточной Европы.

Мы убеждены в том, что парламентская дипломатия должна играть более значимую роль в поддержании мира и безопасности, а также содействовать обеспечению стабильности и процветанию народов в регионе ОБСЕ. Именно поэтому нашим Парламентом была предложена и коллегами из других государств — участников ОБСЕ поддержана тема нынешней сессии Парламентской ассамблеи: «Укрепление взаимного доверия и сотрудничества во имя мира и процветания». Рассчитываем, что минская сессия позволит внести дополнительный важный вклад в процесс восстановления взаимного доверия и развитие конструктивного межгосударственного сотрудничества на благо народов наших стран.

- Уже давно говорится о необходимости создания общеевропейской системы безопасности. Тем не менее в реальности страны резко поляризуются по принадлежности к прямо противоположным военным блокам. На заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ в Белграде наш министр Владимир Макей обозначил проблему того, что средние и малые государства вынужденно помещаются в позицию выбора между крупными державами, что становится причиной многих конфликтов на континенте. Кроме того, нарастает тенденция, когда одни государства достигают своих целей за счет экономического доминирования. Это приводит к экономическому неравенству и, как следствие, еще большему дефициту безопасности. Какие существуют белорусские предложения на этот счет?

- Существующая система европейской безопасности создавалась в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века после окончания холодной войны. То время характеризовалось преобладанием духа сотрудничества и доверия, что и обусловило выработку ключевых документов СБСЕ/ОБСЕ в трех измерениях — военно-политическом, экономико-экологическом и гуманитарном.

Сейчас, к сожалению, мы видим обратную картину. Вместо укрепления доверия и диалога множатся разделительные линии. Происходит наращивание военных потенциалов, в том числе вблизи границ друг друга, что ведет к милитаризации региона и неизбежному росту напряженности на фоне продолжающейся эрозии военно-политических механизмов контроля над вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности.

В межгосударственных отношениях по-прежнему доминируют право силы, противостояние, санкционное мышление. Дипломатия отходит на второй план. В подавляющем большинстве случаев вследствие применения силовых методов ситуация обостряется до предела. Попытки наладить взаимодействие даже там, где государства сталкиваются с общими вызовами, все чаще не приносят результатов. Продолжает деградировать с таким трудом выстроенная архитектура европейской безопасности.

Итоговая декларация Астанинского саммита 2010 года предусматривает построение на пространстве ОБСЕ сообщества всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве и неделимой безопасности. Документ гласит, что «оно должно объединять все государства-участники в евроатлантическом и евразийском регионе, свободном от разделительных линий, конфликтов, сфер влияния и зон с разными уровнями безопасности». Пока, к сожалению, эта идея остается лишь долгосрочным ориентиром.

Какие шаги следует предпринять для того, чтобы цель сообщества безопасности стала ближе? Во-первых, необходимо снизить градус конфронтационности, особенно в нашем регионе, не допустить нового витка гонки вооружений, работать над повышением взаимного доверия в военной сфере.

Во-вторых, чрезвычайно важно преодолеть усиливающуюся экономическую фрагментарность на пространстве ОБСЕ и развивать экономическую взаимосвязанность (коннективность), как это предусматривается решением Гамбургского СМИД ОБСЕ. Мы выступаем за построение справедливой, предсказуемой и надежной торгово-экономической архитектуры в Европе и в целом на евроатлантическом пространстве, которая бы учитывала интересы всех государств-участников, опиралась на прочную законодательную основу в отношениях между странами и интеграционными объединениями и позволяла решать возникающие разногласия мирным путем. Площадка ОБСЕ может быть использована для налаживания диалога между различными экономическими интеграционными объединениями, в том числе Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом.

В-третьих, деятельность ОБСЕ в гуманитарном измерении, являющемся одним из трех столпов безопасности, необходимо использовать для развития конструктивного сотрудничества, оказания содействия государствам-участникам в выполнении ими взятых на себя обязательств по линии организации, но без принуждения, учитывая степень и темпы развития в них демократических институтов.

- Минск в последнее время стал площадкой для важных международных встреч и урегулирования одного из крупнейших кризисов в Европе. Можно ли рассматривать предстоящее мероприятие как тест по налаживанию нового масштабного диалога между Востоком и Западом, аналогичного Хельсинкскому процессу?

- Мы гордимся тем, что Минск стал переговорной площадкой по урегулированию украинского кризиса. Безальтернативной основой урегулирования конфликта в Донбассе является комплекс минских договоренностей. Беларусь всецело поддерживает деятельность Трехсторонней контактной группы и ее рабочих подгрупп, которые регулярно встречаются в нашей столице, Специальной мониторинговой миссии в Украине, а также политические усилия в рамках нормандского формата. Как неоднократно подчеркивал наш Глава государства, Беларусь и далее будет делать все, чтобы мир и покой воцарились на земле Украины.

ОБСЕ является тем региональным форматом и инструментом, который способен обеспечить объединение усилий государств-участников по реагированию на общие вызовы и угрозы безопасности. А Парламентская ассамблея, будучи неотъемлемым институтом организации, — это площадка для конструктивного межпарламентского диалога, выработки объединительной повестки, расширения сотрудничества и укрепления безопасности. Именно в этом видится ее особая значимость.

Мы всегда рассматривали ПА ОБСЕ в качестве важного форума для обмена мнениями по наиболее актуальным вопросам европейского сотрудничества и безопасности. Белорусская делегация активно участвует в работе Парламентской ассамблеи ОБСЕ, свидетельством чему является принятие в последние годы по инициативе белорусской стороны ряда резолюций ассамблеи по таким актуальным темам, как борьба с торговлей людьми, возобновляемые источники энергии, переход к зеленой экономике, защита и продвижение социально-экономических прав в регионе ОБСЕ.

На предстоящую сессию нашими парламентариями подготовлен проект резолюции по актуальной теме борьбы с новыми психотропными веществами. Рассчитываем на ее поддержку со стороны других парламентариев.

Кроме этого, на полях ежегодной сессии мы планируем проведение двух тематических дискуссий — по противодействию обороту новых психотропных веществ, а также по борьбе с торговлей людьми, которое организуется МИД и Парламентом совместно с Международной организацией по миграции. И идет в русле соответствующей инициативы Беларуси, выдвинутой нашим Президентом в ООН в 2005 году. Тем самым Беларусь стремится внести свой вклад в противодействие глобальным вызовам и угрозам современности и работает на объединительную повестку дня.

Что касается инициативы Президента по налаживанию нового масштабного диалога между Востоком и Западом, аналогичного Хельсинкскому процессу, то ее актуальность очевидна. А межпарламентские контакты способны быть той питательной средой, в которой могут вызревать решения, позволяющие преодолевать межгосударственные разногласия и противоречия. Законодательная власть более гибка в принятии решений тех или иных вопросов и не ограничена рамками, в которых находятся представители исполнительной власти. Парламентарии также могут подталкивать исполнительную власть там, где пробуксовывает решение насущных вопросов укрепления общеевропейской безопасности и стабильности. В любом случае Беларусь и на этой сессии, и в дальнейшем продолжит проводить линию на развитие диалога, строительство мостов и укрепление взаимного доверия на всем пространстве ОБСЕ.

- Многие аналитики указывают, что с проведением сессии ПА ОБСЕ у Минска будет возможность проявить «мягкую силу». Не сочтите вопрос циничным, но какие политические дивиденды мы получим от проведения этой сессии? И обернется ли это в конечном итоге экономическими дивидендами?

- Я бы, скорее, здесь вела речь о вовлеченности и взаимовыгодном сотрудничестве. Многие из наших гостей впервые посетят нашу страну, познакомятся с традиционным белорусским гостеприимством, с нашей замечательной белорусской природой, уникальным культурным наследием. Те, кто приезжает в Беларусь не в первый раз, возможно, смогут открыть для себя что-то новое, чему-то приятно удивиться.

Позитивные впечатления о Беларуси как об открытой, динамично развивающейся европейской стране и желание вновь сюда вернуться — вот, на мой взгляд, главные дивиденды, которые может принести проведение сессии Парламентской ассамблеи. А когда парламентарии и другие гости расскажут об этом своим друзьям и знакомым, будут рекомендовать своему бизнесу теснее познакомиться с нашей страной, вот тогда этот позитив может конвертироваться в финансовые и экономические дивиденды — от реализации совместных проектов до инвестиций в белорусскую экономику и туристическую сферу.

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by