В Беларусь без визы

Статья Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Финляндии Александра Островского «Транзитный потенциал Беларуси» в издании «Baltic Rim Economies» (февраль 2015 г.)

Путь из Варяг в Греки впервые упоминается в Повести временных лет, хотя начало его функционирования относят уже к десятому веку. Это был важный торговый маршрут между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком, вынуждавший купцов использовать логистику земель, относящихся к современной Беларуси, России и Украине. Этот протяженный путь тянулся от скандинавских торговых центров через Балтийское море, проходил через Финский залив и Великий Новгород, далее – современную Беларусь по реке Днепр и через Киев – в Чёрное море.

На момент распада СССР именно Беларусь была базой перевалки грузов в страны Совета экономической взаимопомощи и Европейского союза. С учетом такой предыстории хотелось бы оценить в данной статье уровень и качество организации логистики в Республике Беларусь на фоне мировых тенденций развития этого вида услуг.

Находясь на пересечении транспортных магистралей, Беларусь стремится стать крупным центром международного перемещения товаров. Географическое положение страны весьма благоприятно для развития логистических центров на пути между Европой и Азией.

Высокая степень транзитивности Беларуси связана с тем, что через ее территорию проходят 2-й и 9-й международные транспортные коридоры (Берлин—Варшава—Минск—Москва—Нижний Новгород; Хельсинки—Санкт-Петербург—Киев—Бухарест—Дмитровград—Александрополис), коридор 9Б (Калининград/Клайпеда—Каунас—Вильнюс—Минск—Киев—Одесса).

Ключевые транспортные коридоры повышены до 1-й категории стандартов.

Сегодня транзитно-транспортный потенциал Республики Беларусь определяется геоэкономическими условиями и реализацией имеющихся преимуществ. Транспортный сектор играет важную роль в экономике и обеспечивает значительные поступления в доходную часть бюджета за счет транзитных услуг, способствует развитию внутренней и внешней торговли. В транспортном секторе занято около 6 % от общей численности работающих.

Ежегодно через территорию нашей страны следует свыше 100 млн. тонн европейских грузов, из них около 90% – между Россией и ЕС. При этом Беларусь в полной мере обеспечивает оперативность и безопасность транзита.

Автомобильный и железнодорожный транспорт являются значимыми чистыми экспортерами. Большинство поступлений в секторе автомобильных дорог обеспечивается за счет транзитных транспортных перевозок в третьи страны и из них.

Одним из определенных препятствий на пути развития сегмента международных транспортных услуг, которые, по прогнозам специалистов, в ближайшие годы будут преобладать в объеме международных услуг, является пока еще недостаточная развитость нашей транспортной логистики. Однако дело движется, и хорошими темпами. В 2009 году доля логистической составляющей в валовом национальном продукте (ВВП) Беларуси едва превышала 1 %. Сегодня за счет логистики в Беларуси формируется около 7,5 % ВВП.

Беларусь намерена увеличить инвестиции в строительство и развитие логистических центров и готовит «дорожную карту» развития этой сферы до 2030 года. Предполагается, что в 2015 году объем инвестиций на строительство и развитие логистических центров составит около 1 млрд. долларов США. Финансовые вложения в развитие логистики по итогам 2014 года составили более 150 млн. евро, а прирост логистических площадей – около 150 тыс. квадратных метров.

По индексу качества логистики (Logistics Performance Index (LPI) за 2007 год, Беларусь опережает все страны СНГ по таким показателям, как эффективность процедуры таможенного оформления, качество транспортной инфраструктуры, отслеживание прохождения грузов (более поздние сведения LPI по Беларуси в официальном доступе отсутствуют).

Имеется совершенно определенное понимание того, что в Беларуси необходимо более активно использовать в логистике аутсорсинг. В данном случае мы активно изучаем опыт китайских партнёров, у которых доля аутсорсинга на рынке транспортно-логистических услуг составляет 48%.

В стране разработана программа, эквивалентная транспортной стратегии и соответствующему плану действий, однако основным документом является Стратегия развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также Концепция развития транспортной системы Беларуси. В последней сформулированы цели, приоритеты, задачи, акценты и параметры развития белорусской транспортной системы до 2025 года, в том числе в ней заложены меры по минимизации последствий парниковых выбросов.

Задачи, решаемые в Беларуси в сфере логистики сегодня:

  • ускорение развития логистики посредством использования зарубежного опыта и заимствования соответствующих технологий, институтов, методов управления;
  • обеспечение законодательных условий для развития рынка логистических услуг;
  • содействие развитию конкуренции на рынке логистических услуг;
  • обеспечение комплексности и одновременности развития объектов логистической инфраструктуры;
  • обеспечение координации различных участков логистического рынка;
  • упрощение налогообложения и документооборота для логистических операторов;
  • либерализация таможенного законодательства в области транзита грузов.

Совершенно очевидно, что развитие рынка транзитных услуг в нашей стране неразрывно связано с общими геополитическими и экономическими трансформациями в Евразии. Тенденции последних 10–15 лет по перемещению капитала и услуг между Западной Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона свидетельствуют об их уменьшении в доле глобального кругооборота бизнеса. Тем не менее, Беларусь готова обеспечить товародвижение между Западом и Востоком в нынешних и еще больших объемах.