Размер шрифта:

Интервью заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Е.Купчиной информационному агентству «БелТА» (15 декабря 2016 г., г.Минск)

Беларусь в 2017 году будет председательствовать в одной из первых региональных организаций, созданных для диалога и сотрудничества в Европе после завершения холодной войны — Центрально-Европейской инициативе. Сейчас страна активно готовится перенять эстафету у Боснии и Герцеговины, которая возглавляет ЦЕИ в нынешнем году. О том, какое значение имеет белорусское председательство в этой организации и какими будут его приоритеты, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель министра иностранных дел Елена Купчина.

Елена Николаевна, почему председательство в ЦЕИ имеет важное значение для Беларуси? Это возможность улучшить имидж страны в Европе или все-таки мы сможем извлечь из председательства какие-то практические результаты?

И то, и другое. Председательство в Центрально-Европейской инициативе по праву можно назвать историческим для страны событием. Субрегиональную европейскую организацию мы возглавим впервые. Никогда до этого Беларусь не председательствовала в организации, которая находится за пределами постсоветского пространства. Наряду со снятием санкций Евросоюза это наглядно свидетельствует о пересмотре подходов к сотрудничеству с Беларусью в Европе.

Безусловно, председательство в ЦЕИ будет работать на дальнейшее улучшение нашего международного имиджа. Мы хотим, чтобы в европейских странах, где долгое время не всегда объективно и разносторонне смотрели на Беларусь, в полной мере разглядели в ней нормального, перспективного и надежного партнера. Беларусь — цивилизованная и открытая европейская страна, которая может и готова привносить добавленную стоимость в развитие региона.

С другой стороны, как прагматичная нация мы всегда рассматриваем свое участие в международных, в том числе субрегиональных европейских, организациях, через призму потенциальных выгод для экономики. Центрально-Европейская инициатива — это организация, которая с первых дней своего существования была, в первую очередь, сфокусирована на развитии разнопланового экономического сотрудничества между ее странами-участницами. В этом плане наше председательство в ЦЕИ открывает дополнительные возможности для привлечения иностранных инвестиций, реализации новых совместных экономических проектов с зарубежными партнерами.

К слову, девиз нашего председательства — продвижение совместимости в большей Европе. Проще говоря, мы хотим, чтобы между европейскими странами развивалось как можно больше экономических и социальных связей. Под этим понимается развитие всего спектра соединений и взаимодействий как между странами региона, так и различными интеграционными площадками, включая Европейский союз, ЕАЭС, «Восточное партнерство», другие субрегиональные организации — Вышеградскую группу, Совет государств Балтийского моря, Организацию Черноморского экономического сотрудничества. Термин «совместимость» охватывает широкий круг тем, начиная с транспортной инфраструктуры и заканчивая сближением стандартов и процедур, внедрением современных информационных технологий в различных сферах деятельности, содействием межкультурному диалогу и контактам между людьми. При этом мы намерены продвигать сотрудничество вокруг крупномасштабных инициатив, имеющих важное значение для устойчивого экономического развития всего Европейского региона, таких как продвигаемый Китаем новый Шелковый путь.

О разновекторности внешней политики

Не отразится ли такое расширение связей на взаимоотношениях с нашим основным партнером — Россией? Ведь в этой ситуации мы, как говорят, между двух огней.

Наше участие в европейских интеграционных процессах не всегда правильно истолковывается, особенно в определенных экспертных кругах. В отличие от ряда других стран Беларусь не ставила и не ставит своей целью вступление в Европейский союз. Для нас европейские интеграционные процессы — это далеко не только ЕС. Это и ЦЕИ, и ОБСЕ, и Совет Европы, и «Восточное партнерство» — все площадки, направленные на развитие конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества в Европейском регионе. Единственное неизменное условие с нашей стороны — такое сотрудничество должно быть взаимоуважительным и не должно сопровождаться навязыванием странам искусственного выбора между Востоком и Западом.

Развивая европейский вектор внешней политики, Беларусь строго и ответственно соблюдает все свои международные обязательства по отношению к нашему главному союзнику — России, с которой создали и развиваем Союзное государство. Кроме того, Беларусь — одна из стран — основательниц ЕАЭС, приложившая значительные усилия к развитию этого интеграционного объединения.

Как нация, которая пережила две мировые войны, мы осознаем всю ценность мира, стабильности и благосостояния в Европе. Именно поэтому стремимся, образно выражаясь, к построению мостов между различными европейскими объединениями и организациями вопреки историческим, экономическим и культурным различиям между странами региона.

О приоритетах председательства

На чем сконцентрирует свои усилия Беларусь, когда возглавит Центрально-Европейскую инициативу?

Задач у нас несколько. О важности поддержки устойчивого развития и укреплении взаимосвязей между европейскими странами для обеспечения региональной безопасности и стабильности я уже говорила. В этом контексте Центрально-Европейская инициатива становится особенно востребованной в качестве давней и гибкой платформы для такого прикладного взаимодействия на межправительственном уровне. Организацией накоплен обширный опыт в продвижении прагматичного сотрудничества в целом ряде областей, включая транспорт, энергоэффективность, сельское хозяйство, научные исследования. ЦЕИ также вносит осязаемый вклад в развитие межкультурного диалога и контактов между людьми. Необходимо и дальше развивать ЦЕИ на этой основе.

Мы намерены более адресно поработать над развитием логистической инфраструктуры как ключевым фактором торговли и экономического роста. В частности, Беларусь намерена содействовать поиску решений для ликвидации существующих «узких мест» в транспортной инфраструктуре, улучшения транзитных возможностей и логистических цепочек, более широкого внедрения современных информационных технологий и решений. Именно на это в своем выступлении обращал внимание премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании глав правительств стран — участниц ЦЕИ в Сараево.

Одновременно мы продолжим начинания боснийского председательства по поддержке процесса реформирования ЦЕИ с тем, чтобы расширить инструментарий прикладного проектного сотрудничества в этой организации, повысить ее эффективность в условиях новых региональных экономических и социальных вызовов. Беларусь готова внести свой вклад в этот процесс, в том числе в разработку нового Плана действий ЦЕИ на период до 2020 года.

В целом мы намерены использовать все возможности для интенсификации взаимодействия в регионе, в том числе на площадках мероприятий высокого уровня в Беларуси в 2017 году.

Беларусь открыта к всестороннему и конструктивному сотрудничеству со всеми странами — участницами организации.

О программе председательства в ЦЕИ


Когда планируется утвердить программу председательства Беларуси в Центрально-Европейской инициативе?

Проект программы уже разработан и находится в высокой степени готовности. Это рабочий документ, который не требует специального утверждения. Он включает проведение в Беларуси в 2017 году ряда регулярных мероприятий ЦЕИ, таких как ежегодная встреча министров иностранных дел, заседание Парламентской ассамблеи, бизнес-форум, а также ряда министерских встреч по актуальным отраслевым темам.

Сейчас мы ведем доработку программы совместно с другими странами-участницами и Секретариатом ЦЕИ с тем, чтобы максимально учесть пожелания всех стран по возможным дополнительным мероприятиям. По завершении этой доработки мы обнародуем итоговый вариант программы в январе 2017 года. Вместе с тем в дальнейшем этот документ будет постоянно дополняться с учетом предложений наших партнеров по Центрально-Европейской инициативе.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by