Áåëàðóñü . Ôàêòû

Интервью заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Е.Купчиной информационному агентству «БелТА» (15 декабря 2016 г., г.Минск)

Беларусь в 2017 году будет председательствовать в одной из первых региональных организаций, созданных для диалога и сотрудничества в Европе после завершения холодной войны — Центрально-Европейской инициативе. Сейчас страна активно готовится перенять эстафету у Боснии и Герцеговины, которая возглавляет ЦЕИ в нынешнем году. О том, какое значение имеет белорусское председательство в этой организации и какими будут его приоритеты, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель министра иностранных дел Елена Купчина.

Елена Николаевна, почему председательство в ЦЕИ имеет важное значение для Беларуси? Это возможность улучшить имидж страны в Европе или все-таки мы сможем извлечь из председательства какие-то практические результаты?

И то, и другое. Председательство в Центрально-Европейской инициативе по праву можно назвать историческим для страны событием. Субрегиональную европейскую организацию мы возглавим впервые. Никогда до этого Беларусь не председательствовала в организации, которая находится за пределами постсоветского пространства. Наряду со снятием санкций Евросоюза это наглядно свидетельствует о пересмотре подходов к сотрудничеству с Беларусью в Европе.

Безусловно, председательство в ЦЕИ будет работать на дальнейшее улучшение нашего международного имиджа. Мы хотим, чтобы в европейских странах, где долгое время не всегда объективно и разносторонне смотрели на Беларусь, в полной мере разглядели в ней нормального, перспективного и надежного партнера. Беларусь — цивилизованная и открытая европейская страна, которая может и готова привносить добавленную стоимость в развитие региона.

С другой стороны, как прагматичная нация мы всегда рассматриваем свое участие в международных, в том числе субрегиональных европейских, организациях, через призму потенциальных выгод для экономики. Центрально-Европейская инициатива — это организация, которая с первых дней своего существования была, в первую очередь, сфокусирована на развитии разнопланового экономического сотрудничества между ее странами-участницами. В этом плане наше председательство в ЦЕИ открывает дополнительные возможности для привлечения иностранных инвестиций, реализации новых совместных экономических проектов с зарубежными партнерами.

К слову, девиз нашего председательства — продвижение совместимости в большей Европе. Проще говоря, мы хотим, чтобы между европейскими странами развивалось как можно больше экономических и социальных связей. Под этим понимается развитие всего спектра соединений и взаимодействий как между странами региона, так и различными интеграционными площадками, включая Европейский союз, ЕАЭС, «Восточное партнерство», другие субрегиональные организации — Вышеградскую группу, Совет государств Балтийского моря, Организацию Черноморского экономического сотрудничества. Термин «совместимость» охватывает широкий круг тем, начиная с транспортной инфраструктуры и заканчивая сближением стандартов и процедур, внедрением современных информационных технологий в различных сферах деятельности, содействием межкультурному диалогу и контактам между людьми. При этом мы намерены продвигать сотрудничество вокруг крупномасштабных инициатив, имеющих важное значение для устойчивого экономического развития всего Европейского региона, таких как продвигаемый Китаем новый Шелковый путь.

О разновекторности внешней политики

Не отразится ли такое расширение связей на взаимоотношениях с нашим основным партнером — Россией? Ведь в этой ситуации мы, как говорят, между двух огней.

Наше участие в европейских интеграционных процессах не всегда правильно истолковывается, особенно в определенных экспертных кругах. В отличие от ряда других стран Беларусь не ставила и не ставит своей целью вступление в Европейский союз. Для нас европейские интеграционные процессы — это далеко не только ЕС. Это и ЦЕИ, и ОБСЕ, и Совет Европы, и «Восточное партнерство» — все площадки, направленные на развитие конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества в Европейском регионе. Единственное неизменное условие с нашей стороны — такое сотрудничество должно быть взаимоуважительным и не должно сопровождаться навязыванием странам искусственного выбора между Востоком и Западом.

Развивая европейский вектор внешней политики, Беларусь строго и ответственно соблюдает все свои международные обязательства по отношению к нашему главному союзнику — России, с которой создали и развиваем Союзное государство. Кроме того, Беларусь — одна из стран — основательниц ЕАЭС, приложившая значительные усилия к развитию этого интеграционного объединения.

Как нация, которая пережила две мировые войны, мы осознаем всю ценность мира, стабильности и благосостояния в Европе. Именно поэтому стремимся, образно выражаясь, к построению мостов между различными европейскими объединениями и организациями вопреки историческим, экономическим и культурным различиям между странами региона.

О приоритетах председательства

На чем сконцентрирует свои усилия Беларусь, когда возглавит Центрально-Европейскую инициативу?

Задач у нас несколько. О важности поддержки устойчивого развития и укреплении взаимосвязей между европейскими странами для обеспечения региональной безопасности и стабильности я уже говорила. В этом контексте Центрально-Европейская инициатива становится особенно востребованной в качестве давней и гибкой платформы для такого прикладного взаимодействия на межправительственном уровне. Организацией накоплен обширный опыт в продвижении прагматичного сотрудничества в целом ряде областей, включая транспорт, энергоэффективность, сельское хозяйство, научные исследования. ЦЕИ также вносит осязаемый вклад в развитие межкультурного диалога и контактов между людьми. Необходимо и дальше развивать ЦЕИ на этой основе.

Мы намерены более адресно поработать над развитием логистической инфраструктуры как ключевым фактором торговли и экономического роста. В частности, Беларусь намерена содействовать поиску решений для ликвидации существующих «узких мест» в транспортной инфраструктуре, улучшения транзитных возможностей и логистических цепочек, более широкого внедрения современных информационных технологий и решений. Именно на это в своем выступлении обращал внимание премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на заседании глав правительств стран — участниц ЦЕИ в Сараево.

Одновременно мы продолжим начинания боснийского председательства по поддержке процесса реформирования ЦЕИ с тем, чтобы расширить инструментарий прикладного проектного сотрудничества в этой организации, повысить ее эффективность в условиях новых региональных экономических и социальных вызовов. Беларусь готова внести свой вклад в этот процесс, в том числе в разработку нового Плана действий ЦЕИ на период до 2020 года.

В целом мы намерены использовать все возможности для интенсификации взаимодействия в регионе, в том числе на площадках мероприятий высокого уровня в Беларуси в 2017 году.

Беларусь открыта к всестороннему и конструктивному сотрудничеству со всеми странами — участницами организации.

О программе председательства в ЦЕИ


Когда планируется утвердить программу председательства Беларуси в Центрально-Европейской инициативе?

Проект программы уже разработан и находится в высокой степени готовности. Это рабочий документ, который не требует специального утверждения. Он включает проведение в Беларуси в 2017 году ряда регулярных мероприятий ЦЕИ, таких как ежегодная встреча министров иностранных дел, заседание Парламентской ассамблеи, бизнес-форум, а также ряда министерских встреч по актуальным отраслевым темам.

Сейчас мы ведем доработку программы совместно с другими странами-участницами и Секретариатом ЦЕИ с тем, чтобы максимально учесть пожелания всех стран по возможным дополнительным мероприятиям. По завершении этой доработки мы обнародуем итоговый вариант программы в январе 2017 года. Вместе с тем в дальнейшем этот документ будет постоянно дополняться с учетом предложений наших партнеров по Центрально-Европейской инициативе.