Размер шрифта:

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями белорусских и зарубежных СМИ

Минск, МИД, 21 июня 2006 года



Уважаемые дамы и господа,

Как вы знаете, завтра и послезавтра в Минске состоятся важные международные события, связанные с проведением саммитов двух международных организаций - Евразийского экономического сообщества и Организации Договора о коллективной безопасности. В преддверии этих двух саммитов, которые запланированы на 23 июня, 22 июня состоятся встречи министров иностранных дел, министров обороны государств-участников этих организаций и государственных секретарей советов безопасности. События эти имеют неординарный для Беларуси и для нашего общего пространства характер, и в этой связи я готов ответить на ваши вопросы по данной теме.

БелТА: Сергей Николаевич, в свете предстоящего заседания Межгоссовета ЕврАзЭС как в целом белорусская сторона оценивает развитие интеграционных связей в рамках ЕврАзЭС? Насколько успешным является данное интеграционное образование?

Мартынов С.Н.: В целом мы расцениваем ЕврАзЭС как динамично развивающееся интеграционное образование с большой перспективой. Прежде всего, я хочу сказать, что ЕврАзЭС по достигнутому уровню интеграции является одной из наиболее продвинутых структур на постсоветском пространстве. В подтверждение этого приведу достаточно известный пример: тарифные ставки на 62 процента согласованы в рамках ЕврАзЭС между ее основными партнерами и, кроме того, основной объем торговли внутри пространства СНГ приходится, конечно, на торговлю внутри ЕврАзЭС.

Что касается дальнейших перспектив, то мы считаем, что у ЕврАзЭС при внимательном отношении государств-участников существует очень серьезная перспектива превратиться в успешное интеграционное образование на той географии, которую обычно называют "постсоветское пространство".

Газета "Советская Белоруссия": Сергей Николаевич, Беларусь председательствует в ЕврАзЭС. Это налагает на нее особую ответственность и в то же время позволяет ей добиться бoльших целей. Какие непосредственно цели ставит перед собой Минск, принимая саммит глав-государств этой организации?

Мартынов С.Н.: Прежде всего, хочу сказать, что Беларусь очень ответственно подходит к своему председательству в ЕврАзЭС. Как вы, очевидно, знаете, Беларусь не стремилась к этому председательству, не добивалась этого председательства, это была просьба к руководителю нашего государства его коллег, и эта просьба по их настоянию была принята. Но, взявшись за дело, Беларусь стремится подходить к этому основательно. И на минувшем внеочередном саммите ЕврАзЭС, который проходил в Санкт-Петербурге, Беларусь внесла в виде обращения Главы нашего государства, целый ряд серьезных предложений, которые мы и хотим продолжить обсуждать в Минске.

Цели ЕврАзЭС в глазах Минска на саммите должны быть следующими: серьезное продвижение к главной цели ЕврАзЭС - создание Таможенного союза; конкретное продвижение по остальным направлениям интеграции от научно-производственной базы до социальной. В частности, мы считаем, что ЕврАзЭС как серьезная международная организация должна постепенно двигаться к тому, чтобы заниматься не только сугубо экономической проблематикой, что происходит сейчас, но постепенно, исходя из пожеланий и потребностей своих народов, двигаться и направлении взаимодействия и в социальной области, в области здравоохранения, спорта и т.д. Достичь на саммите решений, которые позволят продвинуть всю эту повестку дня, будет главной целью Беларуси как председательствующей на данном саммите.

Первый национальный телеканал: На встрече в Минске будет рассмотрен также проект Концепции международной деятельности ЕврАзЭС. Этот документ разработан белорусской стороной в соответствии с требованием нашего Президента. На что направлен проект этого документа? Какие основные его положения?

Мартынов С.Н.: Мы считаем, что ЕврАзЭС, являясь серьезной интеграционной структурой - международной организацией, должно прилагать больше усилий для того, чтобы занять соответствующее место в международной структуре многостороннего сотрудничества. Имея такую серьезную общность экономических интересов и значительный уровень интеграции, о котором мы уже говорили, совершенно очевидно, что ЕврАзЭС имеет и общие совпадающие внешнеполитические интересы. В этой связи по инициативе белорусской стороны и была предложена разработка Концепции международной деятельности ЕврАзЭС, которая, в нашем понимании, подразумевает, что ЕврАзЭС должно на серьезной основе взаимодействовать с другими интеграционными структурами, такими, как и Европейский союз, и Шанхайская организация сотрудничества, и ВТО, и Азиатско-Тихоокеанское сообщество и т.д. И, наверное, резонным было бы, в нашем понимании, поскольку есть явные общие международные интересы, создать какой-то механизм обсуждения и координации по защите этих интересов между правительствами и, в частности, между министерствами иностранных дел государств-участников ЕврАзЭС. Это основная суть нашего подхода к Концепции международной деятельности ЕврАзЭС.

Агентство "Рейтер": Сергей Николаевич, в какие сроки, по мнению белорусской стороны, возможно формирование единого таможенного пространства в рамках ЕврАзЭС? Что препятствует созданию полноценного Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС? Известно, что страны "шестерки" приняли решение по отдельности вступать в ВТО. Не скажется ли негативно разное время вступления в эту организацию на создании Таможенного союза?

Мартынов С.Н.: Формирование Таможенного союза - это принципиально важная и главная цель ЕврАзЭС. Это - основа, вокруг которой должен развиваться весь остальной организм ЕврАзЭС. Относительно сроков, мы считаем, что необходимо серьезно ускорить работу, проводимую ЕврАзЭС. И мы хотели бы, чтобы предстоящий саммит принял решение на уровне глав государств о том, чтобы все государства-члены ЕврАзЭС к концу нынешнего года завершили все внутригосударственные процедуры, связанные с подписанием всех юридических документов по формированию Таможенного союза. Такого рода решение уже было принято главами правительств в мае в Минске, и мы ожидаем, что главы государств своим авторитетом скрепят это решение.

Параллельно мы считаем, что было бы необходимым и правильным, чтобы до конца этого года уровень согласования общего тарифа, который находится сейчас, как я говорил, на уровне 62 процентов, был повышен до 80 процентов, чтобы в следующем 2007 году были реально подписаны все главами государств те документы, которые, предположительно, должны быть разработаны и завершены внутригосударственным согласованием к концу 2006 года. После того как эти соглашения будут подписаны ориентировочно к середине 2007 года, в реальной жизни, конечно, еще потребуется срок порядка двух-трех лет на то, чтобы этим соглашениям придать материальное содержание, облечь их в плоть и кровь, что называется. Вот такой может выглядеть временная перспектива построения Таможенного союза при понимании, что такого рода решения будут приняты главами государств в пятницу и зададут соответственно темп такого движения.

Что касается проблематики соотношения целей ВТО и Таможенного союза, то это очень важный, фактически, один из коренных вопросов. Стабильная, последовательная точка зрения Беларуси состоит в том, что нынешняя концепция, нынешний подход к этому вопросу, по которому государства-члены ЕврАзЭС сначала вступают в ВТО, а затем будут решать возникшие с этим проблемы в рамках ЕврАзЭС, не совсем продуктивный по двум причинам. Первая - будет достаточно трудно совместить разношерстные обязательства, принятые этими государствами в одностороннем порядке при вступлении в ВТО. Во-вторых, как мы видим в реальной жизни, процесс вступления большинства государств ЕврАзЭС в ВТО затягивается и затягивается не по вине этих государств, а в связи с тем, что некоторые члены ВТО по политическим мотивам сознательно препятствуют вступлению этой группы государств в ВТО, выдвигая иногда требования совершенно неправомерного характера, которые не выдвигались к другим странам. В этой ситуации мы считаем, что было бы правильно, чтобы ЕврАзЭС рассмотрело возможность принятия иной схемы выстраивания, в первую очередь, Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Временные перспективы этого носят совершенно ясный практический характер. И затем на этой основе вступление уже в ВТО. Предварительное обсуждение этой темы показывает, что такой подход начинает пользоваться бoльшим пониманием государств-членов ЕврАзЭС, и главы государств в пятницу будут рассматривать именно эту проблематику по пункту 2 повестки дня в плане стратегии и тактики ЕврАзЭС. Это будет главным вопросом.

Агентство "Интерфакс": Сергей Николаевич, Вы имеете в виду вступление на этой основе в ВТО, т.е. уже Таможенным союзом?

Мартынов С.Н.: Соответственно.

Второй национальный телеканал: Вы сказали, что Таможенный союз - это главная цель ЕврАзЭС. А является ли она конечной, и не могла бы "шестерка" каким-то образом углублять интеграцию, скажем, до единого экономического пространства или валютного союза, наподобие ЕС?

Мартынов С.Н.: Сам по себе Таможенный союз - это чрезвычайно важная цель, которую достичь достаточно нелегко, как мы видим. Отвечая на Ваш вопрос, подчеркну, что основополагающие документы ЕврАзЭС определяют ЕврАзЭС как в конечном итоге именно экономическое пространство. Таким образом, цель движения от Таможенного союза в перспективе к единому экономическому пространству, бесспорно, присутствует. Но подходить к этому, естественно, следует поэтапно. Давайте пройдем все предыдущие ступеньки, прежде чем выйдем на следующий марш.

Агентство "Интерфакс": Сергей Николаевич, Вы сказали, что сейчас ЕврАзЭС - одна из перспективных и успешных интеграционных структур на постсоветском пространстве. Может быть, имеет смысл для Беларуси изменить экономические и политические приоритеты в большей степени в пользу ЕврАзЭС, особенно учитывая последние, скажем, проблемы в рамках "двойки"?

Мартынов С.Н.: Я не думаю, что мы должны вести речь об изменении приоритетов. Дело в том, что приоритеты Беларуси в интеграционной и в целом внешнеполитической сферах носят не искусственный характер. Они не взяты, условно говоря, с потолка, а продиктованы, с одной стороны, реальными потребностями жизни, и с другой стороны, реальными возможностями в этой жизни. Поэтому мы исходим из целесообразности сохранения существующих приоритетов, когда "двойка" является, бесспорно, наиболее продвинутой структурой по любым параметрам - от товарооборота до степени согласованности тарифов и т.д. Но при этом мы, естественно, в своей работе идем по принципу "от жизни". Если мы с течением времени увидим, что та или иная интеграционная структура на нашем пространстве является более успешной, естественно, этой структуре будет уделяться больше внимания. Здесь нет никакого наклеивания ярлыков: это важнее, это менее важно. Важно для нас все, что даст результат для народа.

Газета "Советская Белоруссия": Сергей Николаевич, если с экономикой все более или менее ясно, среднеазиатские рынки для белорусского экспорта очень важны и более тесная интеграция в ЕврАзЭС будет способствовать его увеличению, то, что касается ОДКБ, насколько безопасность Беларуси зависит от безопасности таких членов этой организации, как Таджикистан или Кыргызстан? И общий вопрос - какие цели преследует Минск в этом интеграционном объединении?

Мартынов С.Н.: На самом деле я думаю, что постановка этого вопроса только на первый взгляд звучит парадоксально: Кыргызстан, Таджикистан… какое нам дело до них, и какое дело им до нас? Все, кто более или менее предметно занимается темой безопасности, понимает, что безопасность неделима. Это - один из принципов построения безопасности. Помимо принципиального отношения к этому вопросу подчеркну, что ведь такие страны, как Кыргызстан, Таджикистан и другие страны только кажутся нам удаленными от нас. Если привести сугубо прагматические примеры: наркотрафик, идущий из Центральной Азии, не из Средней Азии, а из Центральной Азии, транзитом через Среднюю Азию, включая Таджикистан, Кыргызстан, в европейском направлении, затрагивает наши интересы безопасности? Конечно, затрагивает. Террористические элементы, которые также могут идти из того региона мира - центральноазиатского, транзитом через Среднюю Азию. Затрагивает это наши интересы безопасности? Затрагивает напрямую. Это - прямые прагматические моменты, но есть и более широкие моменты: нас всех объединяет то, что мы еще раз называем "единой географией, постсоветским пространством". Ведь это не случайная комбинация государств, которая в свое время была объединена в рамках Советского Союза. Некие формы сосуществования этих государств, какими бы различными они ни были, диктуются историей, географией, интересами и т.д. В интересах Беларуси иметь стабильную Среднюю Азию, т.е. ситуация развивается предсказуемым образом. В интересах Беларуси иметь их как надежных экономических партнеров, потому что, если будут процессы дестабилизации в этих странах, политические или военно-политические, мы потеряем их и как экономических партнеров. И в интересах этих стран, соответственно, иметь стабильную Беларусь во всех отношениях.

Поэтому, возвращаясь к началу Вашего вопроса, понятие неделимости безопасности абсолютно применимо и к пространству ОДКБ, и в этом смысле ОДКБ нам необходима, тем более, в условиях острой, включая и военно-политическую составляющую, конкуренции на глобальном уровне.

Мы все как члены этой организации должны иметь такую организацию, которая в состоянии эффективным образом защитить наши общие интересы на пространстве глобализации.

Агентство Белапан: Что касается вопроса ОДКБ, как Вы относитесь к созданию сил быстрого реагирования, которые будут участвовать в операциях не только на территории стран-членов организации этого договора, но и на территории третьих стран?

Мартынов С.Н.: Я думаю, Вы в своем вопросе забегаете вперед, потому что, во-первых, сейчас речь идет применительно к созданию сил быстрого реагирования только к региону Средней Азии и ни к какому другому. Ни о каких третьих странах речь пока не идет. Ну, и применительно в принципе к этой тематике скажу, что Беларусь, естественно, заинтересована в стабильной ситуации. Мы поддерживаем создание такого рода сил реагирования, если в этом заинтересованы страны и соответствующие регионы. Сами мы пока не планируем принимать участие в непосредственном формировании таких сил, считая, что это - задача государств этого региона или субрегиона, если правильно сказать.



Публікацыі

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями китайских средств массовой информации, состоявшейся 17 января 2007 года

Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова для представителей СМИ по итогам состоявшегося в Минске 28 ноября саммита СНГ

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций Андрея Дапкюнаса газете "Советская Белоруссия"

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова информационному агентству БелТА

Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в Латвийской Республике Александра Михайловича Герасимеко радио MIX FM 102.7

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями белорусских и зарубежных СМИ

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова российской газете "Время новостей"

Ответы начальника консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь Василия Анатольевича Жлутко на вопросы читателей газеты "Комсомольская правда"

Об интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова информационному агентству БелТА

Наша страна не реагирует на давление

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси С.Мартынова информационному агентству Интерфакс

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова агентству Рейтер

Сергей Мартынов: Позиция Беларуси в ООН - это честный взгляд на мир

Интервью и.о. начальника управления информации - пресс-секретаря МИД Р.О.Есина агентству БелТА

Белоруссия не та страна, которая работает под давлением

Ответственная миссия белорусской дипломатии

Беларусь – Італія: перапляценне лёсаў і культур

В.П.Пугачев о белорусско-российском внешнеполитическом сотрудничестве

«БЕЛАРУСЬ - ЛОКОМОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Развитие белорусского экспорта базируется на повышении объемов поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости

Визитная карточка большого континента

На пути к ВТО

На пути к ВТО Беларусь приближается к финишной прямой

Географическая карта безопасности

Пра вайну – у імя жыцця!

Через два с половиной года Беларусь может вступить в ВТО

Как расширение ЕС повлияет на белорусский экспорт в европейские страны

Актуальное интервью: Зона особого участия

Путь интеграции: статья Министра иностранных дел С.Мартынова в газете Республика

Выступление Посла Республики Беларусь в Итальянской Республике А.А.Скрипко на круглом столе под эгидой итальянского геополитического журнала «Лимес» по теме «Белорусско-итальянские отношения и расширение ЕС»

Сергей Мартынов: Дайте нам шанс

Беларусь и Китай: Сотрудничество развивается

Расширение Европейского союза и возможные последствия для внешнеторговых интересов Беларуси

Латвийский бизнес смотрит в сторону Беларуси

Пришло время перемен (сотрудничество с Болгарией)

Куба-Беларусь: дружба и торгово-экономическое сотрудничество

Выставочно-ярмарочная деятельность за рубежом как эффективный инструмент экспортного маркетинга

Даем, но и получаем (сотрудничество с ЮНИДО)

Дни Республики Беларусь в Москве

Павел Латушко: Мы должны использовать все плюсы расширения ЕС на восток и минимизировать негативные последствия

Павел Латушко: от взаимных интересов - к конкретным проектам

Я бы выразил осторожный оптимизм по поводу развития белорусско-польских отношений

Свердловская область - Белоруссия: партнерству крепнуть

Поле для кооперации -- предостаточное

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ. А лучше — на шаг впереди

Продавать в Канаде...

О сотрудничестве Республики Беларусь с регионами России

Беларусь -- Венгрия: Мы разные, но торговле это не вредит

Интервью корреспонденту БелТА

Будущее в области внешней торговли между государствами может измениться

Торговля в стране пирамид

Шанс для экспортера

Присоединение Беларуси к ВТО: дело сейчас за внутренней экономической работой

Один пишем - два в уме (о внешней торговле Республики Беларусь со странами Азии и Африки)

Об интеграционных процессах в рамках союза Белоруссии и России

ЕС-Беларусь: требования времени

Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

Международные режимы нераспостранения и политика экспортного контроля Республики Беларусь

Вместе с информационным сообществом

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by
© 2007-2020, Министерство иностранных дел Республики Беларусь