Размер шрифта:

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций А.Дапкюнаса информационному агентству «БелТА» (25 марта 2017 г.)

Белорусская делегация в последние годы в своей работе в Организации Объединенных Наций наряду с реализацией масштабных тематических инициатив — по борьбе с торговлей людьми, поддержке семьи, отстаиванию интересов стран со средним уровнем дохода — все большее внимание уделяет методологии дипломатической работы, созданию в ООН условий, способствующих более эффективной работе организации. Что подвигло белорусских дипломатов обратить внимание на эту не самую заметную широкой публике сферу деятельности главной международной организации, корреспондент БЕЛТА попыталась выяснить в беседе с постоянным представителем Беларуси при ООН Андреем Дапкюнасом.

- Андрей Вадимович, примерно месяц назад появилось сообщение об одном из Ваших выступлений в ООН и предложении разработать для организации кодекс джентльменского поведения. Не могли бы Вы рассказать о том, что стоит за этой идеей и как она появилась? И разве любой дипломат по умолчанию не является джентльменом?

- Мне кажется, что каждый джентльмен может быть хорошим дипломатом, но, увы, далеко не каждый дипломат является джентльменом.

Профессия дипломата — это по большому счету ремесло. Как и в любой другой профессии, в ней кто-то может быть более умелым, а кто-то преуспеть меньше остальных.

Джентльмен же — это состояние души, которое либо есть, либо отсутствует. Главный смысл этого состояния души — органичная, развитая до уровня привычки и жизненной потребности способность к сопереживанию. Джентльмен — это человек, который поступает так, чтобы не заставить другого человека чувствовать себя неловко. Как он это делает? Каждый раз ставя себя на место другого человека и основывая свои действия на понимании другого, на естественной эмпатии.

Дипломатическую профессию осваивают в дипломатических академиях. Джентльменом, если это случается, человек становится значительно раньше — в детстве, общаясь с самыми близкими людьми — семьей.

Идею о необходимости разработки в ООН своеобразного кодекса джентльменского поведения мы предложили на ежегодной дискуссии во время сессии рабочей группы по активизации деятельности Генеральной ассамблеи.

Дело в том, что внешне жизнь в ООН продолжает идти по устоявшимся канонам — заседания, дискуссии, резолюции. Однако кардинально меняющаяся в последние 10-15 лет политическая картина мира, растущая угроза глобального конфликта заставляют мировое сообщество более трезво и требовательно взглянуть на возможность получения большей отдачи от ООН. С во многом декоративным статусом организации можно было смириться в более предсказуемые и управляемые времена двухполярного мира. Сейчас же, как никогда, становится востребованной роль ООН как практического механизма объединения усилий мирового сообщества в борьбе с глобальными вызовами.

Появиться такой механизм может лишь в результате живого взаимоуважительного диалога. Парадокс состоит в том, что при все нарастающем количестве дискуссий в ООН ситуации, когда такой диалог случается, можно пересчитать по пальцам.

Как это ни прискорбно осознавать, главным критерием успеха большинства мероприятий, которые проводятся сегодня в ООН, является простое соблюдение технического регламента: дать всем желающим возможность выступить и завершить заседание вовремя. Не результат дискуссии, не обсуждение новых идей для дальнейших совместных действий, а просто способность уложиться в отведенное конференционной службой время.

Понятно, что для организации, в которую входят 193 государства-члена, проведение любой дискуссии по мало-мальски интересному вопросу превращается в серьезное логистическое испытание. Однако такие сложности не могут быть оправданием ситуации, когда все говорят и никто друг друга не слышит.

Почему белорусская делегация вдруг решила апеллировать именно к джентльменским правилам поведения? Да просто потому, что во время дискуссий высокого и высшего уровня никакой даже самый строгий председатель заседания не в состоянии заставить оратора придерживаться жесткого регламента, если только это не будет считать для себя важным сам выступающий. Другими словами, нужна самодисциплина каждого как выражение понимания того, что злоупотребление собственным правом есть неизбежное ущемление права другого.

Выглядит вроде бы как простая истина, но даже в ООН для ее осознания требуется серьезная разъяснительная работа.

- А Вам не кажется, что эта тема регламента и организации дискуссий не является столь уж важной? Может быть, все-таки важнее, что обсуждают в организации, а не то, сколько и как говорят?

- Эти вопросы мы задаем себе и каждый раз неизменно даем один и тот же ответ: без превращения ООН из дежурной трибуны для публичных выступлений в форум живого заинтересованного диалога и дискуссии — будь то в Генеральной ассамблее или Совете Безопасности — организация вполне может вскоре оказаться на задворках глобального политического процесса или вообще прекратить свое существование, насколько бы невероятным это не показалось сегодня.

Особенно важным видится то, что алгоритм, предлагаемый нами для усовершенствования достаточно приземленной организационно-логистической сферы деятельности ООН, как калька применим и для оздоровления международных процессов более высокого порядка.

Как перейти от представления своей праведной и непоколебимой позиции к честному и трудному диалогу с собеседником или оппонентом — в этом сегодня главный интеллектуальный вызов для мировой дипломатии не только в ООН, но и за ее пределами. В ответе на этот вызов таится и возможность прорыва в улучшении климата международного общения, реальной разрядке международной напряженности, действенном объединении сил всего мирового сообщества для борьбы с глобальными вызовами нашего времени: бедностью, болезнями, изменением климата, деградацией окружающей среды.

- Но скажите, разве эти задачи не решаются успешно во время реализации разработанных в ООН целей устойчивого развития, так называемой Повестки дня 2030? Если судить по информационным материалам на сайте организации, в этой сфере все процветает…

- Как любой крупный бюрократический организм, ООН может счастливо существовать в параллельной виртуальной реальности. Отчасти это происходит и сегодня. Никакой секретариат по-хорошему «приземлить» организацию, привязать ее деятельность к насущным нуждам народов мира не может. Это может сделать только ее коллективный хозяин — 193 государства-члена, которые и составляют организацию. Проблема только в том, что далеко не всегда это чувство хозяина и ответственности в деятельности государств-членов проступает. Тогда — естественно и объяснимо — секретариат организации, ее обслуживающий сегмент, с готовностью заполняет образовавшийся вакуум власти.

Дело ведь не в том, насколько впечатляют красиво нарисованные картинки, изображающие цели устойчивого развития, и рассказ о 1001 мероприятии ООН, на которых эта тема обсуждается. Значение Повестки дня 2030 проступает только тогда, когда национальные правительства проникаются ценностью содержащегося в этом документе видения процесса глобального развития как единого, комплексного и взаимосвязанного.

Цели устойчивого развития начинают жить не с фанфарами и помпой саммитов ООН, а с суверенным решением каждого правительства, которое не на публику, а практически принимает их в качестве важного практического приоритета и инструмента ускорения национального устойчивого развития.

Мы можем по праву гордиться тем, что Беларусь относится к числу стран, для которых свойственно такое ответственное понимание смысла и роли разработанных в ООН целей устойчивого развития.

Именно поэтому Беларусь приняла решение в июне 2017 года в числе первых государств мира представить во время политического форума ООН высокого уровня национальный опыт работы по достижению целей устойчивого развития. Нам есть о чем рассказать, и есть идеи, которыми мы готовы поделиться.

Важное значение для формирования такого понимания также имеют давние традиции эффективного взаимодействия структур государственного управления Беларуси с агентствами, программами и фондами системы ООН, представленными в стране. Причем взаимодействия не только институционального, но и межличностного.

Это тот случай, когда открытость, доверие и взаимопонимание на уровне человеческих контактов между представителями государственной власти Беларуси с одной стороны и работающими в стране сотрудниками органов ООН по содействию развитию с другой являются важным фактором успеха в реализации на практике прогрессивных подходов к стратегиям развития, разрабатываемым в далеком Нью-Йорке.

Кстати, я считаю, Беларуси повезло, что резидентом — координатором учреждений системы ООН в нашей стране сейчас является Санака Самарасинха — человек, в котором умения энергичного и творческого дипломата естественно сочетаются с качествами настоящего джентльмена, способного слышать, понимать и сопереживать.

- Вы сказали, что предлагаемый и продвигаемый Беларусью в ООН алгоритм действий как калька применим и для оздоровления международных процессов более высокого порядка. Вы не могли бы привести пример того, как практически это могло бы выглядеть?

- Как система коллективной европейской безопасности, о необходимости восстановления которой все чаще говорят в последнее время, так и система глобальной безопасности в условиях многополярного мира — это есть не что иное, как все тот же кодекс джентльменского поведения. Иметь расхождения со своими партнерами во взглядах на окружающий мир естественно. Опрометчиво и губительно — пробовать выстраивать свои действия исходя из непогрешимости своего взгляда, без учета мнения оппонента или партнера.

Распространенная в сегодняшнем политическом мире, в том числе в ООН, вера в возможность монополии на правду и праведность является одним из важнейших факторов риска сползания мира к глобальному конфликту.

 

 

В мире все ширится понимание того, что остановить эту саморазрушительную глобальную тенденцию можно будет только тогда, когда крупнейшие мировые державы и их лидеры найдут в себе гражданскую и моральную смелость начать прямой разговор друг с другом о коллективной ответственности за недопущение нового мирового противостояния.

Логика джентльменского поведения, разговор о которой мы пробуем завязать в ООН, сама по себе не способна отменить исключительное право сильного в мировой политике. Однако эта логика вполне может помочь хотя бы опосредовать это право соображениями человечности, солидарности, сопереживания и сочувствия.

По трагической иронии судьбы государства мира готовы тратить огромные силы и время на заведомо обреченные на неудачу, длящиеся десятилетиями дискуссии о реформировании состава Совета Безопасности ООН (которые, увы, сильно навевают воспоминания об известной басне Крылова). Сегодня многие в ООН с запалом готовы приняться за разработку юридически обязывающего международного документа о запрете ядерного оружия, хотя сами ядерные державы заведомо намерены его игнорировать или блокировать.

Грустным фактом жизни ООН стала готовность большинства тратить энергию на перетягивание словесного каната при согласовании необязательных к исполнению резолюций, не предпринимая практически никаких попыток просто понять своего оппонента, абстрагировавшись от часто лишенных смысла текстов.

К сожалению, многие государства с легкостью предпринимают действия, основанные на логике принуждения и препирания в угол, логике «кто кого», логике, ведущей в никуда. Причина этой ситуации видится в критическом дефиците доверия в мире.

За последние полтора десятилетия белорусская дипломатия последовательными действиями в ООН отстояла свое право на взаимодействие со всеми членами мирового сообщества на равных, без давления и понукания.

Сегодня Беларусь может оказаться одним из немногих активных поборников необходимости такого же открытого и уважительного обращения в отношении крупнейших мировых держав. Какими бы благими ни были мотивы государств, желающих достичь высокой справедливой цели (будь то изменение архитектуры Совета Безопасности ООН или освобождение человечества от оружия массового уничтожения) путем быстрого голосования, манипулирования, словесной казуистики или методом порицания, результаты таких усилий будут предсказуемо плачевны и бессмысленны.

Малые, неядерные страны могут и должны играть свою незаменимую роль в мировой политике. Однако гораздо более действенными инструментами их воздействия на более могущественных партнеров представляются открытое и настойчивое коллективное поощрение, убеждение и моральный призыв, не легкомысленное самодовольное размежевание, а смелый и упорный поиск того, что объединяет.

- Во время дискуссии в Совете Безопасности о конфликтах в Европе месяц назад Вы говорили о необходимости откровенного глобального разговора о новой разрядке, об оживлении начатого 40 лет назад Хельсинкского процесса для преодоления глобального отчуждения. Дискуссий, идущих сегодня в ООН, для этого, Вы считаете, недостаточно?

- В том виде, в каком эти дискуссии идут в ООН сегодня, явно недостаточно. Что мы намерены предпринять, чтобы изменить это положение? Во-первых, вместе с нашими единомышленниками из всех географических регионов планеты мы будем пытаться изменить к лучшему формат этих дискуссий. Нашим единомышленником в этом вопросе является и нынешний председатель Генеральной ассамблеи ООН, мы намерены попытаться в ближайшие месяцы согласовать конкретные шаги в рабочей группе по активизации деятельности этого единственного главного органа ООН универсального состава.

Во-вторых, так же, как исторически Европа была местом, где вспыхивали пожары двух мировых войн, так и сегодня пространство ОБСЕ — от Ванкувера до Владивостока — может и должно стать локомотивом положительной динамики в плане укрепления мер доверия в военной области и сфере безопасности. Откровенный и честный диалог о причинах международного кризиса ответственности и о путях его преодоления должен идти не только в ООН, но и в ОБСЕ.

Предметом такого диалога должно стать осмысление новых правил многополярности, поиск путей обеспечения взаимного уважения интересов друг друга, признание и уважение многообразия и многовариантности прогрессивного развития человеческой цивилизации.

Не случайно, что именно сейчас, впервые в отечественной истории один из наиболее опытных белорусских дипломатов Елена Купчина выдвинута Беларусью в качестве кандидата на высшую административную должность в ОБСЕ. На мой взгляд, помимо свидетельства высоких личных и профессиональных качеств кандидата факт этого выдвижения говорит об объективном усилении роли и признании Беларуси как гостеприимного места международного общения и белорусов как убежденных сторонников международного диалога и его непредвзятых организаторов.

- В заключение хочу поинтересоваться у Вас: что сегодня в творческой копилке белорусской миссии в ООН? Какие новые дела Вы планируете на этот год?

- Апрель — первое ознаменование Международного дня памяти о чернобыльской катастрофе. Как вы помните, этот день был провозглашен Генеральной ассамблеей ООН в конце прошлого года именно благодаря усилиям Беларуси. В ситуации, когда по известным причинам фактически прекратила свое существование «чернобыльская тройка» наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы стран, мы ощущаем на себе утроенную ответственность за сохранение внимания мирового сообщества не только к истории самой трагедии Чернобыля, но также к бесценному опыту страны по преодолению ее последствий и поощрению традиций искреннего гуманитарного отклика на беду ближнего и сопереживания.

В мае, если все пойдет, как задумано, вместе с азербайджанскими коллегами мы планируем представить на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН первую в истории резолюцию, касающуюся роли и значения перевода как профессии и искусства в сближении народов и содействии укреплению мира, взаимопониманию и устойчивому развитию. Почему эта тема и почему Беларусь в качестве инициатора? Перевод как один из важнейших аспектов дипломатической профессии связан с языком, который является воплощением души народа. Как вы, наверное, уже заметили, этот акцент на межличностное и человеческое в противовес чисто институциональному и формальному для нас представляется важным и принципиальным. К тому же в Беларуси одна из самых сильных в мире переводческих школ и традиций.

Главная тема года — специальное заседание высокого уровня Генеральной ассамблеи ООН в сентябре, на котором состоится обзор выполнения принятого семь лет назад по инициативе Беларуси Глобального плана действий по борьбе с торговлей людьми. Как координатор Группы друзей в ООН, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, делегация Беларуси чувствует особую ответственность за то, чтобы эта дискуссия и предшествующая ей подготовка итогового документа заседания прошли не для проформы, а привели к реальным положительным сдвигам в объединении сил мирового сообщества в борьбе со злом современного рабства.

И наконец, поскольку Беларусь в этом году председательствует в Организации Договора о коллективной безопасности и в Центрально-Европейской инициативе, в сентябре на сессии Генеральной ассамблеи ООН предполагается организация встреч этих объединений в Нью-Йорке на министерском уровне.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by