В Беларусь без визы

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Турецкой Республике А.Савиных информационно-аналитическому журналу «Конъюнктура рынков» (№12, 2017 г.)

Личные контакты — двигатель торговли

В свое время Турция стала первым иностранным государством, признавшим независимость Беларуси и установившим с ней дипломатические отношения. C тех пор контакты между нашими странами активно развивались. Импульс сотрудничеству придал первый в истории Беларуси визит Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в ноябре 2016 г., во время которого была поставлена задача выйти на товарооборот в $ 1 млрд в год. О том, как сегодня решаются вопросы двустороннего взаимодействия, рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Турецкой Республике Андрей САВИНЫХ.



— Андрей Владимирович, за последние десять лет взаимный товарооборот между Беларусью и Турцией увеличился более чем в пять раз и превысил по итогам 2016 г. $ 800 млн. По Вашим оценкам, удастся ли в текущем году выйти на товарооборот в $ 1 млрд?

– Действительно, торговля между Беларусью и Турцией развивается быстрыми темпами. Я полагаю, что в этом году мы вплотную подойдем к показателю $ 1 млрд. За первые девять месяцев 2017 г. объем взаимных поставок увеличился на 20 %.

Для нас не менее важен и другой показатель – динамика белорусского экспорта в Турцию. Здесь мы можем отметить, что темп роста поставок отечественной продукции за январь — сентябрь составил 170 %. При этом происходит диверсификация экспорта. В частности, расширяется номенклатура поставок белорусской химической продукции, льняных изделий, продукции машиностроения, станкостроения, деревообработки. Сегодня на турецком рынке представлена и продукция сельского хозяйства.

Большую роль в активизации нашей торговли играет проведение все большего количества двусторонних экономических мероприятий. Например, в этом году прошло уже около 30 крупных мероприятий по развитию внешнеэкономических связей, презентации экспортного и инвестиционного потенциала Беларуси. Развивается сотрудничество между торгово-промышленными палатами двух стран, концернами и ведомствами, свободными экономическими зонами Беларуси и организованными промышленными зонами Турции, проводятся секторальные визиты представителей предприятий, научно-технические консультации. Все это создает благоприятный климат для развития двусторонней торговли и достижения промежуточной цели по доведению товарооборота до  $ 1 млрд.

— Вы упомянули о присутствии белорусской сельскохозяйственной продукции на турецком рынке. На Ваш взгляд, перспективны ли  поставки в Беларусь турецких овощей и фруктов для последующего экспорта переработанной продукции на новые рынки?

 — Кооперация белорусских и турецких предприятий в пищевой отрасли, несомненно, имеет большие перспективы. Турция является одним из крупнейших мировых экспортеров фруктов, овощей и ягод, а по некоторым видам продукции, например по вишне и фундуку, — мировым лидером.

Беларусь может стать выгодной площадкой для реализации двусторонних проектов по совместному культивированию, сортировке и глубокой переработке плодоовощной и ягодной продукции в целях дальнейшей поставки на рынок ЕАЭС. Поэтому стоит вплотную заняться этим вопросом и переходить в ближайшее время к производству.

— Насколько заинтересованы в турецком рынке представители белорусской пищевой отрасли?

 — Оптимальные модели взаимодействия с турецкими предприятиями в пищевой отрасли требуют более активной проработки. Я считаю, что нам надо искать товарные ниши, которые позволят вписаться со своей продукцией в достаточной степени диверсифицированный турецкий рынок. Как представляется, на начальном этапе целесообразно делать ставку на кондитерские изделия, совместные производственные проекты с последующей поставкой готовой продукции в третьи страны.

В будущем году мы планируем обеспечить представительство наших предприятий на одном из самых важных ярмарочных мероприятий пищевой отрасли Турции — выставке Food Istanbul 2018. В рамках выставки планируется организация коллективного стенда «Сделано в Беларуси».

Нашим производителям нужно встречаться с турецкими партнерами и начинать серьезный разговор о будущей совместной работе.

— Сегодня рассматривается вопрос об открытии в Турции сборочных производств белорусских машиностроительных флагманов. Как скоро они могут начать свою деятельность?

 — Открытие таких сборочных производств — ключ к постоянному присутствию на турецком рынке. Здесь мы делаем ставку на такие предприятия республики, как ОАО «Гомсельмаш», ОАО «Амкодор», ОАО «МТЗ».

Эта работа началась с поставок нашей техники в Турцию и поиска надежных местных партнеров. В нынешнем году белорусская сельскохозяйственная техника уже применялась при уборке урожая в Турции, а снегоуборочные машины из Беларуси этой зимой будут очищать улицы северных регионов страны. Пока мы поставляем изготовленные в нашей стране машины в Турцию. Но эксперты двух стран работают над подбором наиболее востребованных местным рынком моделей, которые в перспективе будут собираться и дорабатываться на территории Турции. Мы рассчитываем пройти основную часть этого пути до конца 2018 г.

— Существует ли взаимный интерес к открытию турецких производств на территории Беларуси?

 — Да, турецкие предприятия также проявляют все больший интерес к созданию производств в Беларуси. Объем привлеченных турецких инвестиций в нашу страну за девять месяцев 2017 г. составил более $ 40 млн и увеличился по сравнению с прошлым годом почти в два раза. Турецкие предприятия в Беларуси производят резинотехнические материалы, санитарно-гигиенические изделия, электротехнику.

Полагаю, что для турецких инвесторов в нашей стране созданы уникальные экономические условия, которые включают возможность использования преференций для быстрого запуска проектов и занятия новых рыночных ниш. Выгодное географическое положение Беларуси может обеспечить турецкому бизнесу возможность присутствовать на рынках двух геополитических пространств — ЕС и ЕАЭС. Но здесь мы пока только в начале пути. Нужны первые истории успеха. Тогда приход турецких промышленников в Беларусь станет массовым. Мы, например, заинтересованы в создании новых предприятий с турецким капиталом в сфере легкой промышленности, машиностроения, деревообработки.

— Насколько известно, проводится работа над тем, чтобы связать Беларусь и Турцию удобными транспортными маршрутами. В частности, прорабатывается вопрос об использовании водного сообщения через реку Днепр. Реально ли запустить водное грузовое сообщение в среднесрочной перспективе?

 — Действительно, одним из наиболее перспективных направлений развития логистики между Беларусью и Турцией может стать доставка грузов морским транспортом по реке Днепр с использованием судов «река — море». По оценкам экспертов, по этому маршруту доставить груз можно будет не более чем за 5—7 дней при стоимости около $ 50 за тонну, что в два раза дешевле, чем при имеющихся сегодня способах транспортировки.

Реализация данного проекта требует создания регулярной линии грузового сообщения и строительства речного порта в Гомельской области. Сегодня активно обсуждаются перспективы и возможные этапы реализации проекта с турецкой стороной, идет работа по поиску логистического оператора для организации грузопотоков по новому маршруту между двумя странами.

Я надеюсь, что уже в течение следующего года будут проведены технические работы по улучшению судоходных условий на реке Днепр, что является основополагающим моментом для организации постоянного судоходства.

Создание водного грузового сообщения по реке Днепр является мощным фактором, который будет способствовать системному развитию белорусско-турецких кооперационных и производственных связей.

Ирина КОНЦАВЕНКО

Больше материалов о рынке Турции и перспективах белорусско-турецкого торгово-экономического сотрудничества — здесь.