Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Федеративной Республике Германия Д.Сидоренко журналу «Ost Contact» (7/8 2018)

Господин Посол, такие страны, как Казахстан и Узбекистан, активно занимаются вопросом привлечения немецких инвесторов в качестве партнеров по проведению приватизации предприятий. Как обстоят дела с приватизацией в Беларуси? 

Д.Сидоренко: Беларусь является страной с открытой экономикой. Поэтому мы стараемся в целях модернизации белорусских предприятий также привлекать иностранных инвесторов. Одной из составляющих таких усилий является процесс приватизации предприятий. При этом мы действуем более осмотрительно, чем некоторые партнеры в регионе. Те, в ком мы нуждаемся, это инвесторы, осуществляющие долгосрочное инвестирование с прицелом на продукцию будущего. 

Нам нужны инвестиции, которые не приведут к закрытию предприятий  и увольнению людей. Для таких с серьезными намерениями инвесторов, что касается приватизации, имеются все возможности. В целом практически любое предприятие и практически каждая отрасль открыты для приватизации со стороны иностранных инвесторов. 

В настоящее время мы ведем диалог с Европейским банком реконструкции и развития по подготовке некоторых крупных проектов по приватизации в банковской сфере и ряда крупных государственных промышленных предприятий. При этом нет какого-то особого акцента на отдельные отрасли. 

Несмотря на это, может быть есть конкретная «дорожная карта»?

Д.Сидоренко: Есть перечень крупных и малых государственных предприятий, которые в настоящее время могут быть приватизированы с различными сроками. Однако нет цели осуществить это любой ценой. Если есть инвесторы, у которых имеется явный интерес в отношении этих предприятий, вносятся соответствующие предложения, и это коррелируется с интересами белорусской стороны, тогда мы рассматриваем такие варианты. Но должна быть добавленная стоимость для такого рода предприятий. Если этого нет, то государство будет само продолжать их модернизацию. 

Имеются ли положительные примеры по осуществлению приватизации в стране? 

Д.Сидоренко: Одним из таких примеров является Минский часовой завод «Луч» – одна из самых известных марок часов на постсоветском пространстве. 

Предприятие было приватизировано швейцарским инвестором. Сейчас идет речь о налаживании выпуска хорошей продукции, ориентированной также и на экспорт. За последние пять месяцев уже были осуществлены успешные поставки около 70.000 часов, в том числе и в Германию. 

В настоящее время иностранные инвесторы во многом ориентированы на инвестирование в строительство новых объектов (Greenfield). И мы не настаиваем на покупке именно существующих фабрик/заводов. Для нас важны новые, высокотехнологичные проекты внутри страны. И для нас также представляет смысл и выгоду создание площадей для выпуска новой продукции. Лучшим примером этому является компания «Штадлер». Швейцарский производитель рельсовых транспортных средств не выстраивал свою работу на базе старого депо, а построил полностью новый завод. 

Инвесторы приходят только тогда, когда они знают то место, куда инвестируют. Каким образом Беларусь поддерживает интерес по отношению к себе как к стране со стороны Германии? 

Д.Сидоренко: За прошедшие годы мы смогли еще больше активизировать наши хорошие отношения с Германией как на уровне политических контактов, так и в экономической сфере. 

В этом и прошлом году состоялись два значимых визита. В 2017 году г.Минск с визитом приезжал Министр иностранных дел ФРГ З.Габриэль. Несколько недель назад впервые в истории белорусско-германских отношений Беларусь посетил Федеральный президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Данный уровень политических контактов и открытый диалог являются важным сигналом и индикатором. Инвесторы рассматривают такое политическое сближение в качестве положительных рамочных условий для реализации долгосрочных проектов в Беларуси. Все больше инвесторы демонстрируют свой интерес по отношению к наличию инвестиционных возможностей в нашей стране. Происходит так называемое новое открытие Беларуси в Германии и Европе. 

Беларусь расположена между двумя странами, у которых в настоящее время не самые лучшие отношения с ЕС, Россией, с одной стороны, и Польшей, с другой. Существует ли опасность для Вашей страны быть втянутой в конфликты такого рода, или это скорее шанс для нее?

Д.Сидоренко: Это вызов, но одновременно это и шанс. Мы видим себя одним из оплотов стабильности и связующим звеном в этом региональном евразийском контексте, учитывая тот факт, что у нас хорошие отношения и с нашим традиционным стратегическим партнером – Россией, и с нашими европейскими партнерами, будь то Германия или наши непосредственные соседи, такие как Польша или прибалтийские государства. Тем самым мы стараемся стать успешным примером того, как можно взаимодействовать на обоих направлениях, и можем вносить свой вклад в обеспечение стабильности и безопасности в регионе, а также в укрепление торговых связей. 

За первые месяцы 2018 года существенно вырос товарооборот с Германией. Насколько это важно для Беларуси?

Д.Сидоренко: Для Беларуси Германия является одним из важнейших торговых партнеров в мире. Среди экспортеров Германия занимает в настоящее время четвертое место, а среди импортеров – третье. Мы рады, что торговые показатели улучшились настолько существенно. За прошлый год объем торговли возрос на 25 процентов, в этом году мы отмечаем прирост в 30 процентов. Надеемся, что во взаимной торговле будет взят рубеж в 3 млрд. евро.

Интересно, что прирост наблюдается во всех отраслях. Это свидетельствует о диверсификации роста и экспорта. Для нас это признак устойчивого развития. В сфере услуг прирост у нас составил 30 процентов. В лидерах – транспорт и IT. В том числе и в этой области мы вместе могли бы создать более конкурентоспособные цепочки добавленной стоимости. К тому же мы наблюдаем у нас в стране новые инвестиции германских компаний: в первом квартале 2018 года их объем в два раза превысил показатели за весь 2017 год. Сейчас это конкретные проекты, будь то пищевая отрасль, производство мебели или наши новые особые экономические зоны, такие как индустриальный парк «Великий камень» в контексте Нового шелкового пути, в реализации которых активное участие принимают германские инвесторы. 

Почему именно сейчас?

Д.Сидоренко: Все дело именно в сочетании факторов, которые воспринимаются бизнесменами как позитивные сигналы: политический контекст, ЕАЭС, благодаря которому белорусский рынок с 10 млн. потребителей превращается в рынок сбыта с населением в 180 млн., и рост белорусской экономики. В прошлом году рост составил 2,4 процента, в этом – около 4-5 процентов. Мы, конечно, и дальше продолжаем улучшать условия для инвесторов, предоставляя различные льготы, как, например, в парке «Великий камень» или в СЭЗ. Правовые рамочные условия тоже становятся лучше и четче. Разработаны новые положения в отношении цифровой экономики и предпринимательства, которые представляют интерес не только для иностранных инвесторов, но и для местных производителей и предполагают снижение вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. В скором времени должен быть принят проект нового Налогового кодекса Республики Беларусь, в котором предусмотрено упрощение различных процедур.

Вы говорили о товарной диверсификации, а как дела в целом с внешней торговлей?

Д.Сидоренко: У нас новая концепция для наших внешнеэкономических отношений. Безусловно, у нас есть такие наши многолетние, традиционные и добрые партнеры, как Россия и страны СНГ, которые таковыми и останутся. Однако для нашей открытой экономики с ее восприимчивостью к внешним факторам важна реальная диверсификация. Поэтому мы и разработали стратегию          30-30-30: одна треть внешней торговли должна приходиться на Россию, одна треть – на страны ЕС и одна треть – на третьи страны. Достичь этого непросто, это долгосрочная стратегия. У наших предприятий есть опыт работы на традиционных рынках, в то время как предприятиям, экспортирующим в страны ЕС или другие страны, не всегда приходится легко. Таким предприятиям мы пытаемся оказать государственную поддержку. Например, при поставках в ЕС при проведении сертификации, разработке новых маркетинговых стратегий и поддержке экспортных поставок. В настоящее время торговля с Россией составляет более 40 % всей нашей внешней торговли. В прошлом году на ЕС приходилось 26 %, а в этом – почти 30 %. Эта балансировка удельного веса торговли с разными региональными группами стран не означает, что мы хотим меньше торговать с Россией, а наоборот – больше с другими странами. 

Однако при экономическом росте в 2,4 – 3,0 % быстро становится очевидным, что для развивающегося рынка это явно слишком мало. 

Д.Сидоренко: Конечно, наша экономика способна генерировать более высокие темпы роста. Но мы также реалисты и должны учитывать контекст развития региона. Нам понятно, что два-три процента недостаточно. Для того, чтобы «догонять» экономически более развитые страны, нужны более высокие темпы роста. Однако если в этом году мы вырастем на 4 или 5 процентов, то это уже неплохо. В прошлом году из-за проводимой жесткой финансовой политики было непросто стимулировать внутреннее потребление. Однако это было очень важно для долгосрочной стабилизации наших финансов. Сейчас рамочные условия хорошие. В январе ОЭСР улучшила показатели оценки кредитных рисков Беларуси. Стабильная финансовая политика и экономический рост являются позитивными сигналами того, что Беларусь надежна для инвестиций. Для германских инвесторов это означает меньшие риски для платежей. К тому же инфляция достигла рекордно низких значений. В прошлом году она составила 4,6 % в год. Это абсолютно новая ситуация для нас. В этом году у нас вновь растет потребление, это придает дополнительные импульсы экономическому росту. 

Беларусь – важная страна на новом «Шелковом пути». Что значат китайские инвестиции для Вашей страны?

Д.Сидоренко: Китайская инициатива создания нового «Шелкового пути» – это шанс позиционировать Беларусь в качестве транспортно-логистического перекрестка (хаба), транзитной страны и одновременно как промышленного региона. Китайцы избрали Беларусь в качестве опорного пункта на пути из Китая в ЕС, поскольку она расположена недалеко от Европы и является членом ЕАЭС. Мы можем стать узловой точкой для дальнейшего развития инициативы.

Китайцы приходят в Беларусь с большими инвестициями, с конкретными проектами в различных областях, например, в пищевой или химической промышленности. Или новый автомобильный завод «БелДжи», на котором осуществляется сборка легковых автомобилей китайского производителя «Джили». Обсуждается реализация в будущем году больших проектов в области электромобильности.

Наши политические отношения носят стратегический характер и развиваются позитивно. Это позволяет нам представить преимущества реализации инициативы другим нашим партнерам. Возьмем, например, парк «Великий камень», который президент Китая Си Цзиньпин назвал «Жемчужиной на экономическом поясе «Шелкового пути». Этот логистический и промышленный проект мы развиваем совместно с использованием финансовых средств Китая и Беларуси. Сейчас добавится и германское участие, так как с этого года в проекте участвует оператор крупнейшего внутреннего порта Европы «ДуйсПорт». Это как раз именно в духе нового «Шелкового пути» – белорусско-китайско-германский проект, создающий возможности для инвесторов.

Мы надеемся, что инвестиции из Китая придут в инфраструктуру, автомобильную дорожную сеть или проекты по электрификации железных путей. Некоторые проекты очень хорошо коррелируют с теми, которые мы пытаемся реализовать с нашими европейскими партнерами в рамках «Восточного партнерства». Мы создаем новую сопрягаемость в регионе, необходимом нам в качестве торговых партнеров. 

Господин Посол, спасибо за беседу. 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by