Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Венгрии и Республике Словения по совместительству Александра Хайновского газете «Дело» (Словения), 28 февраля 2013 г.

Идеального государства не существует, каждое должно найти свой собственный путь

Посол Беларуси Александр Хайновский: Рекордный товарооборот со Словенией в прошлом году – Верхушке белорусской политики ограничен въезд в ЕС.
 
Любляна: Недавно Беларусь назначила нового Посла в Словении Александра Хайновского. После вручения верительных грамот Президенту Словении Боруту Пахору господин Хайновский ответил на вопросы газеты «Дело» и рассказал о сотрудничестве между двумя странами, экономической ситуации в Беларуси и непростых дипломатических отношениях Европейского союза с «последней диктатурой» в Европе. 

Нейц Голе

Господин Хайновский, Посол Беларуси в Словении (по совместительству) из Будапешта, акцентировал три области сотрудничества между странами: экономика, политика и культура. Создана специальная межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, которая активно занимается вопросами увеличения объемов экономического сотрудничества. Наш собеседник рассказал нам, что в области политики Беларусь рассчитывает на поддержку Словении в ЕС, и что «Словения понимает, что во внешней политике нельзя мыслить только категориями черного и белого».
 
Сотрудничество же в области культуры укрепляется через реализацию различных проектов. Среди них следует отметить Люблянский фестиваль, в рамках которого есть возможность познакомиться с белорусскими деятелями искусства. 

Каким образом упомянутая комиссия помогает стимулировать рост экономического сотрудничества между государствами?
 
Деятельность комиссии уже помогла увеличить товарооборот. Согласно белорусской статистике, в прошлом году зафиксирован рекордный товарооборот между двумя странами, достигший почти 100 миллионов долларов США, кроме того, впервые почти 80 миллионов долларов составила торговля услугами. Этот рост связан с некоторыми важнейшими проектами словенских предприятий в Беларуси. Например, компания «РИКО» осуществляет строительство гостиницы «Кемпински» и устанавливает распределительные трансформаторные подстанции. На втором заседании комиссии в Любляне в декабре прошлого года мы сосредоточились на конкретных областях деятельности. Прежде всего, мы бы хотели сотрудничать в промышленной сфере, в частности, в автомобильной промышленности. Второе интересующее нас направление – сельское хозяйство. Здесь у нас пока не так много контактов, но представители словенского и белорусского министерств сельского хозяйства уже начали поиск возможных путей сотрудничества. Мы хотели бы, например, изучить словенский рынок и возможности поставок белорусских тракторов. Есть планы по сотрудничеству с новым словенским агентством «Spirit» в области науки и инноваций. Мы также договорились о посещении делегациями туристических выставок в Беларуси и Словении. Помимо этого, развиваем контакты по линии торгово-промышленных палат наших стран. В Словении уже побывали представители Белорусской торгово-промышленной палаты. 

Согласно же данным словенской статистики, товарооборот между двумя странами за первые одиннадцать месяцев прошлого года достиг 54,5 миллиона евро, что на полмиллиона евро больше рекорда, достигнутого в 2008 году 
 
Действительно, товарооборот в прошлом году превысил цифры предкризисного 2008 года. Задача межправительственной комиссии заключается не в том, чтобы проводить заседания, на которых чиновники министерств лишь собирались бы за столом переговоров выпить чашечку кофе. Мы нацелены на результат и поэтому практикуем параллельную организацию бизнес-форумов. Словенские предприниматели приезжают в Минск, белорусские – в Словению, и, таким образом, у представителей обеих стран есть возможность вести диалог и достигать конкретных договоренностей.

В каком состоянии сейчас находится белорусская экономика?
 
В прошлом году белорусский ВВП вырос на 1,5 процента. На этот год прогнозируется рост на 8,5 процентов. Рост отмечен в том числе благодаря тому, что государство все еще в значительной мере присутствует в экономике. Хотя в основных отраслях промышленности и сельского хозяйства доля частного сектора постоянно расширяется.  Именно благодаря управляемости со стороны государства Беларусь выдержала наиболее тяжелые годы кризиса, то есть 2008 и 2009 годы, однако после этого страна столкнулась с тяжелым посткризисным 
 
2011 годом. Назрела необходимость девальвировать национальную валюту, что поставило людей в тяжелое положение, но такая мера была неизбежна, она помогла выжить экономике страны. Сейчас экономическая система работает достаточно стабильно, правительство продолжает либерализацию…

В каком направлении?
 
Во-первых, идет приватизация. Во-вторых, улучшаются условия ведения бизнеса в Беларуси. По исследованиям Всемирного банка «Doing Business 2013», оценивающим общий деловой климат, Беларусь поднялась на 10 позиций и сейчас занимает 58 место. Беларусь входит в десятку стран, достигших наибольшего прогресса за последние пять лет. Я упомянул приватизацию. Она хоть и не идет слишком быстрыми темпами, как ожидалось бы, но, тем не менее, процесс продолжается. Одновременно в Беларусь привлекаются новые инвестиции. 

Какие механизмы необходимы для увеличения объема сотрудничества между двумя государствами? Следует ли избавиться от каких-либо препятствий, сдерживающих данное сотрудничество?
 
Некоторые, возможно, полагают, что препятствием являются отношения ЕС с Беларусью. Но я с этим утверждением не соглашусь. ЕС уже два года является важнейшим экспортным партнером Беларуси; в прошлом году на рынки ЕС было экспортировано 40 процентов товаров и услуг, в то время как, например, в Россию – 31 процент. Политические трудности не ограничивают экономического сотрудничества. Наиболее важным видится налаживание контактов с использованием возможностей межправительственной комиссии и бизнес-форумов чтобы показать, что означает Беларусь для Словении и наоборот. Капиталовложения белорусских предприятий, конечно же, не так велики, как инвестиции европейских компаний, но и они в скором времени будут увеличены. Примером белорусской компании, находящейся в государственной собственности и инвестирующей в ЕС, является предприятие «Беларусь-трактор» («МТЗ»), поставляющее в Венгрию большое количество тракторов, которые занимают 55 процентов на венгерском рынке. Новый директор предприятия работает очень эффективно: обновил сеть продаж, наладил отличный сервис, поставку запасных частей. Ведется работа по улучшению конфигурации тракторов, чтобы те стали удобнее и проще в использовании. При этом трактора продаются по довольно доступным ценам. 

Как Вы прокомментируете достаточно шаткие дипломатические отношения ЕС с Беларусью? Брюссель даже подготовил список белорусских граждан, которым запрещен въезд в страны ЕС
 
Как я уже отметил, эти отношения нас не ограничивают в развитии экономического сотрудничества. Политика будет идти в ногу с экономикой как в отношениях с ЕС, так и в двусторонних отношениях. С Брюсселем мы ведем диалог по энергетике, окружающей среде и другим вопросам. Возможно, уровень политического диалога не столь высок, как нам бы хотелось. Каждое государство должно пройти свой путь: Словения, Венгрия, также и Беларусь. Этот путь определяется историей страны и ее менталитетом. Мы поступательно движемся в правильном направлении, к либерализации экономики и модернизации политической  системы. 

В «черный» список ЕС также внесен белорусский предприниматель Юрий Чиж, являющийся партнером компании «РИКО» по строительству гостиницы «Кемпински». Вначале Брюсселю не удалось внести Чижа в список, поскольку Словения выступила против, но позже он все-таки был включен в список, но не его предприятие, выступающее партнером «РИКО».
 
Данный список, запрещающий людям въезд в ЕС, неразумен. Невероятно, что министр иностранных дел какой-либо страны не может въехать в ЕС потому, что включен в список. Необходимо решить этот вопрос и отменить список.
 
И Президент Александр Лукашенко не может въехать в ЕС.
 
Он также значится в списке.

Европейский союз выступает с критикой Беларуси в связи с нарушением прав человека. 
 
Ни одно государство не является совершенным. Беларусь не идеальна, как и Словения, и Франция, и другие страны-члены ЕС. Сообщения о нарушениях прав человека можно найти во всех странах, ни одна страна не является исключением. Мы внимательно выслушаем наших партнеров в ЕС, но свою часть пути мы должны пройти сами, при этом наше общество будет неизменно развиваться. 
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by