Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Пакистане А.Ермоловича Белорусскому телеграфному агентству (1 февраля 2019 г.)

Беларусь и Пакистан разделяют не только пять тысяч километров, но и разные традиции, культура, религия, государственный строй. Тем не менее страны дружат уже четверть века, и для таких разных государств — дружат успешно. С какими достижениями Минск и Исламабад подошли к юбилею своих отношений и что мешает более активному взаимодействию, в интервью БЕЛТА рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Пакистане Андрей Ермолович.

- Беларусь и Пакистан 3 февраля отметят 25-летие дипломатических отношений. Андрей Григорьевич, что бы Вы назвали главным достижением в сотрудничестве между странами за прошедшую четверть века и как в целом оцениваете развитие двусторонних отношений на данном этапе?

- Главное достижение мы видим в создании полноценных базовых условий для развития двусторонних отношений по всему спектру сотрудничества, представляющего взаимный интерес. Я имею в виду созданную договорно-правовую базу, которая насчитывает более 80 соглашений, сформированные институциональные механизмы взаимодействия в виде комиссий и рабочих групп, систему межрегионального сотрудничества, заложенные основы межпарламентской дипломатии, гуманитарного сотрудничества.

Одним словом, сегодня мы вышли на полноценный формат двустороннего взаимодействия между Беларусью и Пакистаном, который создает перспективы для наращивания сотрудничества по интересующим нас направлениям. Дальнейшая работа будет построена на анализе текущей ситуации и поиске перспективных точек роста.

- В прошедшем году объем торговли с Пакистаном составил около $65 млн. А несколько лет назад стороны договорились достичь к концу 2020 года товарооборота в $1 млрд. Почему, на ваш взгляд, страны пока и близко не подошли к намеченной цифре?

- Во-первых, сама по себе задача достичь взаимного товарооборота в $1 млрд — это, прежде всего, сигнал, что главы государств дают зеленый свет форсированному развитию торгово-экономических отношений с получением конкретного результата в определенном временном отрезке.

Важно понимать, что между странами объективно существует возможность сделать существенный рывок, вывести экономические отношения на совершенно новый уровень и придать им абсолютно новое качество.

Во-вторых, следует помнить, в каких условиях озвучивалось это решение, и в каких условиях живем мы сегодня. Во время переговоров Президента Беларуси Александра Лукашенко и уже бывшего премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа, которые состоялись в Исламабаде в октябре 2016 года, стороны пришли к выводу, что при существующих подходах к развитию двусторонних отношений, при успешной реализации тех проектов, которые были разработаны в 2015-2016 годах, есть реальная возможность в десятки раз увеличить товарооборот. Поэтому такое решение и такой план были озвучены.

Мы помним, как это, без всякого сомнения, сразу подстегнуло деловые круги обеих стран к активной работе. Ведь в конце 2016 года и на протяжении всего 2017-го наша двусторонка получила такой всплеск событий, который не наблюдался с 1994 года. Активизировалась парламентская дипломатия: в течение трех месяцев прошли взаимные визиты руководителей высших законодательных и представительных органов власти Беларуси и Пакистана. Были организованы бизнес-форумы по сотрудничеству в сельском хозяйстве и текстиле, усилена работа по линии совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Задача по миллиарду готовилась быть оформленной сторонами официально, через подписание Декларации о стратегических направлениях экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан.

Этот исторический документ должен был быть подписан главами государств в Минске в августе 2017 года во время ответного визита премьер-министра Пакистана Наваза Шарифа. Однако за неделю до этого события пакистанский премьер ушел в отставку под давлением внутриполитических обстоятельств. В такой чрезвычайной обстановке, когда было назначено временное правительство и страна готовилась к очередным парламентским выборам, в Пакистане отошли на второстепенный план и ключевые международные договоренности, включая договоренность по миллиарду с Беларусью.

С другой стороны, по нашему твердому убеждению, смена правительства не может служить оправданием, почему потенциал наших стран по развитию торгово-экономических отношений не используется в полную силу.

Белорусская сторона в последние месяцы предприняла несколько тактических мер по перезагрузке наших отношений, установлению деловых контактов с членами нового правительства, которое было сформировано в августе 2018 года, трансформации договоренности по миллиарду в конкретную плоскость и, так сказать, вторичной материализации этой идеи.

- В каких сферах Вы видите наибольший потенциал для развития торгово-экономического сотрудничества?

- С учетом структуры экономик Беларуси и Пакистана можно выделить несколько перспективных направлений работы по увеличению взаимного товарооборота.

Во-первых, наращивание объемов взаимных продаж традиционной продукции: сельскохозяйственной, карьерной и строительной техники, продукции приборостроения и сельского хозяйства, химической и фармацевтической промышленности — в Пакистан, а продукции сельского хозяйства (рис, овощи, фрукты, орехи) и текстиля — в Беларусь.

Во-вторых, создание совместных производств белорусской техники в Пакистане (трактора, самосвалы, пассажирские автобусы, погрузчики и так далее), а также совместных производств по выпуску хирургических инструментов, кожаных изделий и спортивных товаров в Беларуси.

В-третьих, создание совместного производственного кластера по выпуску востребованных лекарственных средств. Это может происходить как на территории Беларуси, так и Пакистана. Повторимся, мы об этом упоминали неоднократно, в Пакистане налажено отличное производство сравнительно дешевых, доступных лекарств очень высокого качества. Сотрудничество в этой сфере должно стать предметом особенного изучения совместной группой по здравоохранению и фармацевтике, первое заседание которой будет вскоре проведено.

В-четвертых, привлечение пакистанского капитала к проектам модернизации белорусских предприятий текстильного профиля. Мы просто обязаны использовать два важных преимущества: в Пакистане богатые традиции текстильной промышленности, уходящие корнями вглубь веков, и есть состоятельные люди, готовые поделиться технологиями и инвестициями. Этот фактор нам представляется весьма важным при системном выстраивании экономических отношений с Пакистаном.

В-пятых, совместное производство продукции сельского хозяйства: мясо, молоко, мороженое, йогурты, детское питание и так далее. Эти вопросы рассматриваются на заседаниях рабочей группы по сотрудничеству в области сельского хозяйства, и стороны медленными, но уверенными шагами продвигаются к конкретным результатам.

В-шестых, реализация совместных проектов в научно-технической сфере с прямым выходом на производственный цикл. Активно работает двусторонняя профильная комиссия. Объявлен конкурс совместных научно-технических проектов, заявки на который ГКНТ принимает до 3 марта 2019 года. Будут внимательно изучены предложения в области материаловедения и инженерного дела, нанотехнологий, медицины и фармации, возобновляемой энергетики, информационных и коммуникационных технологий, стандартизации, промышленной химии и разведки минеральных ископаемых, функционального питания и пищевой безопасности.

В-седьмых, реализация проекта по созданию в Пакистане университета прикладных технологий и выход на качественно новый уровень совместной профессионально-технической подготовки пакистанских специалистов с использованием белорусских образовательных технологий. Это взаимовыгодный проект, Беларусь имеет все необходимое для реализации своих подходов, апробированных во многих странах, а Пакистан представляет для нас огромный рынок в этом отношении. Проект важен еще с точки зрения удобства, поскольку был бы создан процесс подготовки специалистов в Пакистане без выезда в нашу страну и с получением по завершении обучения белорусских сертификатов и дипломов.

Это главные направления работы. Мы не упомянули здесь несколько других, которые находятся в работе на протяжении последних лет и после согласования которых мы получим вполне ощутимые и долгосрочные результаты.

Резюмируя сказанное в плане рекомендации, белорусским предприятиям, министерствам и концернам важно понять следующее: чтобы добиться в Пакистане конкретных и серьезных результатов, в этой стране нужно присутствовать на регулярной основе. В условиях жесткой международной конкуренции шансы на успех будут невелики, если в режиме онлайн не держать руку на пульсе, не сравнивать конкурентные преимущества товаров, не обеспечивать послепродажный сервис, целиком и полностью не посвятить себя клиенту и рынку. Поверьте, это вывод, основанный на реалиях, и здесь ключ к миллиарду.

- В декабре прошлого года в Минск приезжал председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных Сил Пакистана Зубайр Махмуд Хаят. Он провел переговоры с главой государства, высокопоставленными чиновниками, посетил несколько белорусских предприятий. Какие договоренности были достигнуты во время его визита?

- Вся история Пакистана свидетельствует об исключительной роли армии — в строительстве государства, эволюции социальных и политических процессов в обществе, развитии экономической системы страны. Поэтому мы придаем большое значение развитию эффективных контактов с пакистанской армией.

Под патронажем армии в Пакистане реализуются серьезные инфраструктурные проекты, которые представляют для нас исключительный интерес с точки зрения производимой у нас дорожно-строительной и карьерной техники. Такие гиганты, как «Фонд Фауджи», «Организация приграничных работ», «Благотворительный фонд армии», «Национальная логистическая сеть», являются экономической основой пакистанской армии, с ними можно и нужно развивать системные отношения, поскольку это работает на озвученную выше задачу увеличить взаимный товарооборот.

Во время встречи с генералом Зубайром Махмудом Хаятом Президент Беларуси особо подчеркнул, что в Пакистане армия — это больше, чем армия. Именно в этой плоскости и лежат наши договоренности, которые были достигнуты во время состоявшегося недавно визита.

- Во время этой же встречи Александр Лукашенко передал приглашение премьер-министру Пакистана Имрану Хану посетить Беларусь. Планируются ли визиты на высшем уровне в 2019 году?

- Вне зависимости от политической ситуации в Пакистане, от политической партии, находящейся у власти в этой стране, наша задача — обеспечить непрерывное развитие двусторонних отношений по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, во благо граждан Беларуси и Пакистана. Это аксиома, которой мы будем придерживаться в наших отношениях с дружественной южноазиатской страной.

Пришедшее к власти в прошлом году новое руководство Пакистана озвучило амбициозные планы по дальнейшему социально-экономическому преобразованию страны и существенному повышению уровня благосостояния народа. Все это отражено в концепции пакистанского руководства, получившей название «Новый Пакистан».

Белорусская сторона приветствует искреннее намерение Исламабада реализовать свои подходы, ведущие к развитию и процветанию страны, и предлагает свое сотрудничество с акцентом на торговлю и инвестиции, на кооперацию и активное вовлечение в экономические отношения широких деловых кругов Беларуси и Пакистана. Именно этот мотив лежал в основе решения о приглашении в нашу страну с официальным визитом премьер-министра Пакистана Имрана Хана.

Мы полагаем, что начатая в 2018 году перезагрузка двусторонних отношений с учетом новых условий будет органично продолжена этим визитом на высшем уровне, который позволит сверить часы и заложить фундамент для реализации новых проектов. В настоящее время ведется работа по таким новым направлениям взаимодействия, верстке эффективной переговорной повестки и наполнению визита солидным договорно-правовым пакетом.

В марте в Исламабаде пройдет шестое заседание совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое станет подготовительной площадкой для визита на высшем уровне. Затем планируем провести очередной, уже четвертый, раунд политических консультаций между министерствами иностранных дел. Возможны визиты по линии руководителей внешнеполитических ведомств и парламентов.

- Вы уже более четырех с половиной лет возглавляете белорусскую дипмиссию в Пакистане. В чем нюансы работы и есть ли особенности в развитии отношений с новым руководством страны?

- Нюансы в целом ничем не отличаются от тех, которые присущи работе с другими странами региона Южной Азии. Пакистан — это страна с населением в 207 млн человек, ядерное государство с глубокими историческими и религиозными корнями, уважающее себя и настроенное на мирное сосуществование с соседями, экономическое развитие и процветание.

Как уже отмечалось, главным залогом успешной работы производителей на пакистанском рынке является постоянное присутствие. Чем чаще мы будем о себе напоминать, тем больше мы сможем объяснить преимущества нашей продукции перед аналогичными зарубежными производителями, наладить системное производство и сбыт, завоевать доверие покупателя.

Нынешнее руководство Пакистана, как и предыдущее, преисполнено самыми высшими и благородными целями — повышением уровня благосостояния своих граждан. А ведь понятно, что без развития взаимовыгодных экономических отношений с зарубежными партнерами, тем более с теми, кто, как Беларусь, искренне открыты к Пакистану, достичь этих благородных целей невозможно. И здесь наши интересы полностью совпадают.

- Белорусские туристы часто посещают Пакистан или он остается экзотической страной? О чем говорит статистика?

- К сожалению, статистика не говорит о массовом потоке белорусских туристов в Пакистан. Действительно, это интересное и новое направление, которое бы позволило нашим туристам познакомиться с уникальной природой, кухней, культурным и историческим наследием и главное — с прекрасными людьми.

В этом смысле Минск открыт к возможным предложениям пакистанской стороны по развитию отношений в области туризма и готов к обсуждению различных вариантов активизации такого взаимодействия. В рамках концепции «Новый Пакистан» руководство страны активно работает над повышением уровня безопасности с тем, чтобы возродить привлекательность Пакистана для туристов со всего мира. Сегодня правительством этой страны рассматривается возможность облегчения визового режима более чем с 55 странами.

Мы также не отстаем на этом направлении во взаимодействии с Пакистаном. Начат переговорный процесс с целью заключения межведомственного меморандума о сотрудничестве в сфере туризма. Подписание в ближайшее время этого документа позволит наладить контакты между туристическими операторами, в том числе для выработки механизмов обмена туристами.

Жители Пакистана в самый жаркий сезон в своей стране, в летнее время, смогли бы найти прохладу в белорусских санаториях и здравницах, расположенных в живописных местах на берегах рек и озер, посетить другие интересные и познавательные места, спортивные объекты, в том числе зимних видов спорта, увидеть своими глазами красоту нашей страны.

Пакистан в свою очередь мог бы порадовать белорусов своей природой с горными пейзажами, глубокой культурной традицией, мистическими суфийскими песнями и танцами, уходящими далеко в древность, а также пикантной, пряной кухней.

Естественно, для того, чтобы белорусы и пакистанцы смогли открыть для себя друг друга, сторонам предстоит провести большую совместную работу. Поэтому не исключаю, что во время мартовского заседания совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству одной из тем станет вопрос активизации взаимодействия в туристической сфере.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by