В Беларусь без визы

Материалы подхода к прессе Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея по итогам переговоров с Министром иностранных дел Российской Федерации С.Лавровым (16 июня 2014 г., г.Минск)

16-06-2014



В.Макей: Уважаемые коллеги, прежде всего, хочу отметить, что нынешний визит Сергея Викторовича Лаврова в Минск, впрочем, как и все наши двусторонние встречи, прошел весьма конструктивно и был очень насыщенным.

Только что состоялась встреча с Президентом Беларуси Александром Григорьевичем Лукашенко. Состоялась обстоятельная, интересная беседа, которая еще раз подтвердила прочный и интенсивный  характер наших отношений.

Вчера и сегодня мы провели переговоры в узком и расширенном составах. Обстоятельно обсудили актуальные вопросы двусторонней и региональной повестки дня, «сверили часы» по различным направлениям нашего взаимодействия на международной арене.

Можно сказать, что повестка дня наших переговоров включала четыре основных блока.

Прежде всего, мы обсудили вопросы двустороннего партнерства, взаимодействия в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза.

Особое внимание мы уделили вопросу выполнения нашей Программы согласованных действий, определили хронологию наших контактов на различных уровнях в этом году и подтвердили приверженность выполнению в полном объеме всех важных, комплексных документов для дальнейшего укрепления внешнеполитического сотрудничества.

Мы договорились о том, что в конце этого года пройдет совместная коллегия МИД, договорились о повестке дня этой коллегии. По всем вопросам имеется абсолютно полное совпадение взглядов.

Второй блок вопросов касался нашего сотрудничества в рамках ООН. Мы рассмотрели ряд аспектов координации нашей работы в организациях системы ООН, включая совместное продвижение внешнеполитических инициатив на различных международных площадках.

Хочу отметить, что, развивая сотрудничество по самому широкому кругу вопросов международной повестки дня, Беларусь и Россия тем самым вносят вклад в решение международным сообществом актуальных проблем. К их числу, например, можно отнести проблематику противодействия торговле людьми и предупреждения незаконного оборота органов человека.

При рассмотрении вопросов взаимодействия Беларуси и России в рамках международных региональных организаций мы особое внимание уделили дальнейшим совместным усилиям по превращению ОБСЕ в полноценную международную организацию, которая на деле способствовала бы развитию сотрудничества и укреплению безопасности на евроатлантическом пространстве. Мы также обменялись мнениями по тематике Восточного партнерства и его дальнейшей эволюции. Здесь у нас полное совпадение взглядов, мы считаем, что развитие этой инициативы не должно привести к возникновению и созданию новых разделительных линий в Европе и ни в коей мере не должно привести к тому, чтобы Россия оказалась каким-то образом изолирована от развития этой инициативы.

Еще один важнейший блок вопросов был посвящен различным аспектам международной безопасности, нераспространения и контроля над вооружениями. Наши действия на этом направлении абсолютно скоординированы и очень эффективны.

Вот вкратце та тематика, которая обсуждалась вчера и сегодня на наших переговорах в узком и расширенном составах. С удовлетворением хочу отметить, что практически по всем обсуждаемым темам мы достигли конкретных договоренностей, как это и должно быть у настоящих партнеров и союзников.


Вопрос газеты «Известия» в отношении ситуации вокруг Посольства России в Киеве и действий и.о. Министра иностранных дел Украины А.Дещицы.

В.Макей: Я бы хотел прокомментировать ситуацию, которая сложилась в последнее время в нашем регионе. Это касается, в первую очередь, нападения на российское посольство в Киеве.  

Вы знаете, понятно, что подобные авантюрные провокационные действия заслуживают осуждения. Украинская сторона взяла на себя обязательства по обеспечению безопасности всех дипломатических учреждений, в том числе и российского дипломатического учреждения в данной стране, в соответствии с Венской конвенцией. Поэтому эти обязательства должны соблюдаться.

Что касается подобного рода оскорбительных скажем так действий, заявлений из уст главы дипломатического ведомства, то, в принципе, белорусская сторона привыкла к тому, что в отношении Беларуси навешиваются зачастую ярлыки – искусственные, заказные, ангажированные, такие как: «Беларусь – это последняя диктатура в Европе». Руководитель нашего государства не раз подвергался оскорбительным заявлениям и со стороны, извините, «журналистской братии» (может быть, не здесь присутствующих, но со стороны других журналистов), да и со стороны безответственных политических деятелей. Но одно дело, когда такие оскорбительные заявления в адрес главы другого государства делают безответственные журналисты, безответственные политики, другое дело, когда это звучит из уст дипломата, руководителя внешнеполитического ведомства. Знаете, посольства, внешнеполитические ведомства, руководители внешнеполитических ведомств служат для того, чтобы сближать народы, а не разъединять их. И мы должны руководствоваться именно этим принципом. Поэтому, конечно же, такого рода оскорбительные заявления личностного характера в адрес тем более руководителя другого государства абсолютно неприемлемы. Это наша абсолютно откровенная и искренняя позиция на сей счет.


Вопрос агентства «БелТА»: Недавно Беларусь, Россия и Казахстан подписали знаковый для трех стран Договор о Евразийском экономическом союзе. Каково Ваше видение перспектив реализации этого договора?



В.Макей:
Абсолютно оптимистичное видение. На сей счет уже было много сказано, на всех уровнях. Мы исходим из того, что подписание Договора о создании Евразийского экономического союза – это поступательный шаг в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве. И мы рассматриваем это как важное, серьезное мероприятие в рамках дальнейшего укрепления и развития интеграционных процессов.

Другое дело, что каждый из участников данного процесса может быть не совсем доволен конечным результатом на данном этапе, и мы считаем, что нынешний договор по своему содержанию и по форме может быть не совсем соответствует тем целям, которые были продекларированы ранее, но в любом случае это весьма позитивный шаг, и мы нацелены на дальнейшее укрепление сотрудничества между тремя государствами. Этот договор устремлен в будущее. То, что нам не удалось решить на данном этапе в трехстороннем формате, мы абсолютно нормально, спокойно утвердили, решили в двустороннем формате. Это означает, что интеграционный процесс движется вперед.

Мы говорили много на эту тему с Сергеем Викторовичем Лавровым. Мы считаем, что сейчас важно, чтобы наши европейские партнеры не ставили вопрос «ребром»: вы или участвуете в этом интеграционном процессе – будущем Евразийском экономическом союзе, или же вы отказываетесь от него и участвуете в наших европейских интеграционных процессах. Не должно быть «наших» и «ваших». Мы живем на едином пространстве, и наша задача – сделать так, чтобы мы сотрудничали друг с другом, а не проводили разделительные линии.

Поэтому мы считаем, что важно, чтобы в будущем мы развивали интеграционные процессы на постсоветском пространстве, а еще в более отдаленном будущем постарались сблизить эти два союза, которые существуют на нашем общем евразийском экономическом пространстве.