Visiting Belarus visa-free

The Statement by Mr.Vadim Pisarevich, Deputy Head of the Global Policies and Humanitarian Cooperation Division of the Ministry of Foreign Affairs of Belarus,at the 46th session of the UN Commission on Population and Development on April 23, 2013, New York (in russian)

Позвольте начать с выражения признательности Генеральному секретарю за качественно подготовленные материалы по рассматриваемому пункту повестки дня сессии.
 
Делегация Республики Беларусь отмечает чрезвычайную важность темы общих прений. Надеемся, что наша дискуссия, а также резолюция сессии помогут внести весомый вклад в ряд проходящих и предстоящих глобальных процессов в области развития. В частности, по нашему мнению, это относится к трем процессам — подготовке заседания высокого уровня по международной миграции и развитию, которое состоится в октябре текущего года, проведению в 2014 году обзора хода реализации Программы действий, принятой по итогам Международной конференции по народонаселению и развитию в 1994 году в Каире, а также разработке повестки дня в области развития на период после 2015 года.
 
Считаем, что доклад Генерального секретаря «Новые тенденции в миграции: демографические аспекты» весьма четко выявляет и описывает такие факторы, как причины внешней и внутренней миграции, ее последствия, существующие проблемы, а также важность миграции в контексте демографических процессов.
 
Миграция и развитие, особенно устойчивое развитие, имеют сложную взаимосвязь, которую мы, наверное, еще в полной мере не осознаем. Однако, становится очевидным, что миграция является весьма существенным компонентом демографических процессов. Например, снижая социальное напряжение в одних регионах, миграция содействует экономическому развитию других регионов. 
 
Главный вызов в контексте миграции, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы обеспечить должное регулирование и контроль миграционных процессов. В этом случае миграция, как отмечается в докладе Генерального секретаря, будет служить «инклюзивному социальному и экономическому развитию и будет важным элементом возобновленного глобального партнерства в целях развития». 
 
В противном случае, миграция будет увеличивать потоки нелегальных мигрантов и жертв торговли людьми. Ведь по большому счету – торговля людьми – это искаженная форма миграции. В этой связи мы считаем важным рассматривать проблемы миграции и торговли людьми комплексно. Успех в одной области, это, безусловно, успех и в другой. Поэтому, полагаем, что предстоящее в мае заседание Генеральной Ассамблеи ООН высокого уровня по оценке реализации Глобального плана действий в борьбе с торговлей людьми является важной вехой и в контексте глобальных усилий в области миграции.
 
Правительство Республики Беларусь придает важное значение вопросу миграции в контексте реализации своей демографической политики. Эти аспекты получили отражение в Национальной программе демографической безопасности на 2011-2015 годы. Поскольку Беларусь на протяжении ряда лет испытывает снижение численности населения, Программа преследует цель стабилизировать этот показатель на уровне 9,45 млн. человек к 2015 году и начать переход к последующему демографическому росту. В этом контексте Программа регулирует и миграционные процессы.
 
Мы заинтересованы в оптимизации миграционных процессов, в создании условий для уменьшения эмиграции, сохранении интеллектуального и трудового потенциала государства. Одновременно преследуем цель привлечения мигрантов, прежде всего, иностранных высококвалифицированных кадров.
 
Среди конкретных мер хотел бы остановиться лишь на некоторых.
 
Во-первых, Правительство проводит регулярный мониторинг миграционной ситуации в стране на основе системного анализа процессов миграции. Иными словами, мы видим, где и в каком количестве нам необходимы притоки в целях замещения естественной убыли населения.
 
Во-вторых, в контексте привлечения мигрантов мы стремимся в оптимальной форме использовать возможности соотечественников, проживающих за рубежом, а также белорусских диаспор. Мы принимаем меры по возвращению эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам. В этих целях налажено взаимодействие между заинтересованными государственными учреждениями, включая посольства и консульства страны. 
 
В-третьих, Беларусь проводит целенаправленную работу по интеграции мигрантов в общество. В этих целях Правительство реализует комплекс правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в стране. Особое внимание уделяется вопросу трудоустройства мигрантов. Например, Министерство труда и социальной защиты формирует национальный банк трудовых вакансий, что обеспечивает широкий доступ к информации не только для граждан страны, но и для иностранцев. 
 
Проводя миграционную политику в контексте демографии, Беларусь активно сотрудничает с международными организациями. В частности, хотел бы отметить совместную результативную работу Правительства и заинтересованных национальных партнеров с Фондом ООН в области народонаселения и развития в рамках проведения странового обзора о реализации Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию.
 
Мы также удовлетворены результатами сотрудничества с Международной организацией по миграции и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, особенно в контексте защиты прав мигрантов в Беларуси.