Visiting Belarus visa-free

The Interview of Mr.Vladimir Makei, Minister of Foreign Affairs of the Republic of Belarus, to the Magazine “Souznoe gosydarstvo”, December 2012(in Russian)

Mr.Vladimir Makei: Our countries and nations need Belarus-Russian integration

 

О перспективах Союзного государства, Таможенного союза, Единого экономического пространства с корреспондентом «СГ» поделился министр иностранных дел Республики Беларусь
 

 
 

Наиболее тесные двусторонние отношения у Беларуси сложились с Россией. Создано и развивается Союзное государство. Как Вам видится дальнейшее развитие процесса белорусско-российской интеграции?
 

 
 

Только динамичным и поступательным! Развитие белорусско-российской интеграции не может быть неуспешным. Во-первых, оно следует в духе общеевропейских и общемировых процессов, когда страны в условиях глобализации стремятся объединить свои материальные, интеллектуальные, политические ресурсы, чтобы противостоять различным вызовам и угрозам. Показателен следующий факт: две трети мировой торговли осуществляется в рамках региональных образований. Во-вторых, в основе нашей белорусско-российской интеграции лежат мощные объединительные факторы: географическая близость, общая история, духовное родство между народами, наше советское прошлое из которого мы взяли положительные моменты в виде взаимодополняемости экономик, мощных интеграционных и кооперационных связей на всех уровнях, различных механизмов взаимодействия, тесных культурных и человеческих контактов.
 

 
 

Сам процесс белорусско-российской интеграции соответствует логике развития двух стран. Он нужен нашим государствам и нашим народам. То, что этот процесс сохранится и будет развиваться очень динамично, для нас аксиома. Другое дело, что на том или ином этапе могут возникать различные дискуссии, споры по актуальным вопросам. Но это тоже вполне нормальный и объяснимый процесс. Даже между друзьями периодически могут возникать споры. Самое важное, что мы выходим из этих дискуссий еще сильнее и закаленнее, потому что мы приходим в конечном итоге к выработке взаимоприемлемых и компромиссных решений, которые идут на пользу нашим государствам и народам.
 

 
 

Еще раз подчеркну: белорусская сторона твердо убеждена, что этот процесс, процесс белорусско-российской интеграции будет динамично, последовательно и поступательно развиваться. Понятно, что при этом необходима еще и твердая политическая воля с обеих сторон.
 

 
 

Как вы отметили, белорусско-российская интеграция является частью общеевропейских, общемировых процессов. К примеру, европейцы активно пропагандируют ценности Евросоюза: в частности, безвизовое пространство, единый рынок труда, мультикультурализм. Какие, по вашему мнению, общие ценности у Союзного государства?
 

 
 

Те общеевропейские ценности, которые вы назвали, мы давно усвоили. И уже перешли к новому этапу. Единые ценности Союзного государства заложены в соответствующем Договоре о создании Союзного государства. В результате сегодня между Россией и Беларусью отсутствует граница. Наши страны имеют высочайшую степень взаимодополняемости экономик и унификации национальных законодательств. Мы реализуем масштабные межгосударственные проекты, осуществляем скоординированную внешнеполитическую деятельность. Фактически проводим единую политику в сфере обороны и безопасности.
 

 
 

Но главное – наши люди на деле реализуют равные права, которые подтверждают необходимость этой интеграции. Я имею в виду равный доступ к образованию, к услугам в сфере здравоохранения, возможность трудоустройства в любом месте, выбора места жительства и ряд иных ценностей, которые важны для  человека в повседневной жизни. К примеру, достаточно много моих знакомых из России приобрели жилье в Минске. Точно также много белорусов приобрели жилье в России. 
 

 
 

Поэтому главная ценность, на мой взгляд, заключается в том, что белорус в России и россиянин в Беларуси ощущает себя абсолютно комфортно, не чувствует себя как в чужой стране. Это самое главное завоевание, которое мы должны сохранить и приумножить. 
 

 
 

Одной из ценностей Союзного государства вы назвали скоординированность внешнеполитической деятельности. Расскажите, пожалуйста, подробнее о нынешнем уровне взаимодействия Беларуси и России на внешнеполитической арене.
 

 
 

Мы абсолютно удовлетворены взаимодействием в сфере внешнеполитической деятельности с нашими российскими коллегами. Сотрудничество между МИДами двух стран строится на основе соответствующей программы согласованных действий в сфере внешней политики между странами-участницами Союзного государства. Эта программа утверждается на Высшем государственном совете. В 1996 году разработана первая такая программа. Сейчас мы работаем по девятой, рассчитанной на 2012-2013 годы.
 

 
 

Регулярно на заседаниях Высшего госсовета министры иностранных дел Беларуси и России отчитываются перед главами государств о проделанной работе и докладывают о задачах на перспективу. Хочу сказать, что на всех предыдущих заседаниях Высшего госсовета работа внешнеполитических ведомств обоих государств получала высокую оценку со стороны наших руководителей.
 

 
 

Более того, эффективная совместная работа министерств России и Беларуси проводилась и во время тех периодов, когда между нашими странами возникали определенные политические трения. Это также способствовало преодолению непростых этапов нашей предыдущей истории.
 

 
 

Сейчас мы очень тесно сотрудничаем с МИД России практически по всему спектру вопросов. В первую очередь это касается позиций в рамках международных организаций. Между нами нет никаких проблем и недопонимания.
 

 
 

Тесное взаимодействие существует между руководствами министерств. За два месяца, прошедших с момента моего назначения на должность министра, мы уже дважды встречались с министром иностранных дел России С.Лавровым и плотно обсуждали актуальные вопросы нашего сотрудничества, в том числе на международной арене. 
 

 
 

Контакты налажены между структурными подразделениями наших министерств. К примеру, недавно проходили консультации в сфере информационной работы между МИДами обеих стран.
 

 
 

Очень плотно работают наши диппредставительства за рубежом с российскими коллегами. Это касается в первую очередь постоянных представительств при международных организациях, а также белорусских  посольств в различных регионах мира. 
 

 
 

Еще раз подчеркну: в сфере внешнеполитического взаимодействия между нашими странами есть абсолютно полное взаимопонимание и поддержка. Мы действуем на международной арене как союзники. 
 

 
 

Россия последовательно продвигает вопрос о реформировании деятельности БДИПЧ ОБСЕ. Ваш коллега Сергей Лавров на встрече с белорусскими журналистами в июне 2012 года сказал о необходимости конкретизации мандата наблюдательных миссий этой организации, отказа от политики двойных стандартов. Поддерживает ли Беларусь – союзница России – стремление к реформированию деятельности ОБСЕ? Какие шаги предпринимаются для этого?
 

 
 

Беларусь не только поддерживает Россию в ее стремлении совершенствовать деятельность ОБСЕ, но и вместе с Россией была инициатором этого процесса. Более 10 лет мы ведем эту работу. Вопрос превращения ОБСЕ в полноценную международную организацию, действующую в интересах всех государств-членов, является для нас одним из приоритетов во внешнеполитической деятельности. Мы активно работаем с Россией в этом направлении, обсуждаем эту тематику на совместных коллегиях и консультациях.
 

 
 

Тема совершенствования работы ОБСЕ, конечно, намного шире, чем реформирование БДИПЧ ОБСЕ. Здесь речь идет о превращении ОБСЕ в подлинно международную организацию со своим уставом, о совершенствовании деятельности институтов и полевых присутствий ОБСЕ, об изменении методов работы организации в сфере человеческого измерения, о принятии ряда решений по единым правилам назначения на руководящие должности ОБСЕ, о решении вопросов, укрепляющих консенсусную природу организации. Это целый комплекс вопросов, требующий тщательного рассмотрения.
 

 
 

Вместе с тем реформирование БДИПЧ ОБСЕ является актуальным, потому что непосредственно касается наших государств. Мы чувствуем двойные стандарты, которые применяются по отношению к странам «восточнее Вены» (здесь расположена штаб-квартира ОБСЕ). К примеру, в Беларусь на парламентские выборы приезжало более 700 наблюдателей. Несколько лет назад их было более тысячи. А в США командируются обычно 15-20 наблюдателей от ОБСЕ. Сопоставьте размеры США и Беларуси, и то количество наблюдателей. Хотя международные обязательства каждой страны одинаковы и требования к проведению выборов со стороны ОБСЕ одни для всех. Поэтому вопросы реформирования БДИПЧ ОБСЕ, системы наблюдения за выборами являются главенствующими в плане будущего реформирования организации.
 

 
 

Мы стараемся продвигать идею реформирования ОБСЕ в рамках различных интеграционных образований на постсоветском пространстве – в рамках ОДКБ, СНГ. В рамках ОДКБ мы уже достигли определенных успехов. Понятно, что подобные тесно скоординированные подходы к реформированию ОБСЕ в интересах всех членов организации не очень нравятся государствам, считающим себя устоявшимися демократиями. Но тем не менее мы вместе с Россией будем настойчиво продвигать идеи реформирования ОБСЕ. 
 

 
 

Определенные успехи уже есть. К примеру, нынешнее ирландское председательство уже приняло ряд мер по совершенствованию деятельности в контексте человеческого измерения. Суть в том, чтобы эта деятельность отражала актуальные проблемы во всех странах-членах ОБСЕ, а не только в тех государствах, которые определяет руководство организации. Обычно в числе таковых оказываются страны постсоветского пространства.
 

 
 

Конечно, мы не питаем иллюзий относительно того, что изменения в деятельности ОБСЕ произойдут быстро, но нацелены на то, чтобы настойчиво добиваться получения эффекта от реформирования этой организации вместе с нашими союзниками, в первую очередь с Россией. 
 

 
 

Правовая база Союзного государства стала основой для создания Таможенного союза и в последующем Евразийского экономического союза. Каковы в этой связи перспективы Союзного государства? Не растворится ли оно в новых интеграционных образованиях?
 

 
 

Действительно, некоторыми политиками и экономистами в свое время высказывалось опасение, что с образованием Таможенного союза, Единого экономического пространства Союзное государство уйдет в небытие. Это абсолютное заблуждение, потому что именно наработки в рамках Союзного государства стали основой для создания нормативно-правовой базы Таможенного союза и в последующем Единого экономического пространства. Это касается и унификации законодательства в экономической сфере и других вопросов.
 

 
 

Кроме того, ряд ключевых институтов в рамках Союзного государства являются уникальными. ЕЭП до создания таких институтов еще далеко. Например, институт союзного бюджета. Наш союзный бюджет за последние 14 лет увеличился более чем в 8 раз и составляет сейчас 4,9 млрд. российских рублей. Такого нет в Едином экономическом пространстве.
 

 
 

Реализуется ряд совместных межгосударственных программ в рамках Союзного государства. В 2011 году их было 17, сейчас – 13. Дополнительно осуществляется 25 отдельных мероприятий. Это программы в сферах, устремленных в будущее: космос, информационные технологии, медицина, энергетика и энергоэффективность, региональное сотрудничество.
 

 
 

Между Беларусью и Россией заключено более 150 международных договоров, они действующие. А если учитывать региональное измерение, то договоров, программ, соглашений более 350. Это база, позволившая нам создать тот уровень сотрудничества, до которого еще очень далеко идти в рамках ЕЭП.
 

 
 

Мы можем говорить о единой оборонной политике и политике в сфере безопасности. Мы тесно координируем работу в сфере военно-технического сотрудничества, военного строительства. 
 

 
 

Важным институтом в рамках Союзного государства, которого пока нет в ЕЭП, является Телерадиовещательная организация Союзного государства. Это служит доказательством, что мы проводим единую политику в сфере информационного обеспечения наших граждан. 
 

 
 

Резюмируя, можно сказать: наша задача состоит в том, чтобы различные формы интеграции взаимообогащали и дополняли друг друга. Я имею в виду и Союзное государство, и Таможенный союз, и Единое экономическое пространство, и будущий Евразийский экономический союз. Союзное государство, я убежден, как минимум в ближайшем будущем не исчезнет, потому что его работа приносит конкретные плоды конкретным людям. ЕЭП предстоит еще пройти долгий путь, чтобы достичь уровня взаимодействия, существующего в рамках Союзного государства. При этом очень многое зависит от воли политических руководителей государств. Белорусская сторона настроена на то, чтобы проект «Союзное государство» жил и развивался, потому что он служит во благо народов.
 

 
 

Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги в развитии евразийской интеграции?
 

 
 

Главный итог – выбор правильного курса на интеграцию. Некоторое время назад президенты Беларуси, России и Казахстана опубликовали в газете «Известия» статьи со своим видением, как должна развиваться евразийская интеграция. И там очень четко были обозначены ее выгоды для всех государств и народов.
 

 
 

В качестве промежуточных итогов хотелось бы назвать следующие. Во-первых, устранены тарифные и нетарифные барьеры в рамках ЕЭП и Таможенного союза. Во-вторых, унифицированы и значительно упрощены внешнеторговые процедуры. В-третьих, сняты все виды контроля на внутренних границах между нашими странами. Это привело к тому, что взаимная торговля в рамках ЕЭП и Таможенного союза значительно активизировалась. Например, Беларусь за январь-август этого года в страны Таможенного союза экспортировала товаров на 1 миллиард долларов больше, чем за такой же период предыдущего года.
 

 
 

С начала 2012 года вступили в силу 17 соглашений ЕЭП, в которых зафиксировано обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий в сфере энергетики, транспортировки и транзита нефти и газа, железнодорожных перевозок и т.д.
 

 
 

Подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии, которая регулирует всю деятельность и занимает наднациональное положение. Поэтому конкретные результаты от существования Таможенного союза и ЕЭП вполне осязаемы и ощутимы.
 

 
 

Я думаю, что это только начало, потому что мы до конца еще не втянулись в эту работу. Уже сам факт проявления интереса со стороны других государств к работе ЕЭП говорит сам за себя. Например, ряд стран – Вьетнам, Египет, Новая Зеландия, Сирия, страны Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия и Исландия) – заявили о намерении заключить соглашение о свободной торговле с ЕЭП. Сейчас с ними ведутся соответствующие переговоры.
 

 
 

Поэтому промежуточные итоги есть. Мы на этом не должны останавливаться, а активно продвигаться в совершенствовании наших интеграционных процессов, исходя из тех принципов, которые заложены в соответствующих уставных документах.
 

 
 

Совсем недавно Россия стала полноправным членом ВТО. Какие перспективы это открывает для Беларуси как союзного с Россией государства? На какой стадии находится процесс присоединения Беларуси к ВТО?
 

 
 

Мы приветствуем вступление России в ВТО и считаем, что это ускорит вступление и других членов Таможенного союза во Всемирную торговую  организацию. Хотя в свое время была достигнута договоренность о том, что все три страны Таможенного союза одновременно должны вступать в ВТО. Но случилось так, как случилось. Вместе с тем мы не видим здесь опасностей, потому что те нормы, которые закладывались при формировании Таможенного союза и Единого экономического пространства, изначально предполагали в значительной мере совпадение с соответствующими нормами ВТО. Поэтому, если встанет вопрос о нашем оперативном, практическом вступлении, то с точки зрения совершенствования экономического законодательства у нас не возникнет препятствий и трудностей.
 

 

Конечно же, мы заинтересованы во вступлении в ВТО. К сожалению, на определенном этапе этот процесс оказался сильно политизирован. В первую очередь со стороны европейских партнеров. И он был заторможен.
 

 
 

Мы заинтересованы во вступлении в ВТО, потому что более 60% нашей экономики ориентировано на экспорт. Но считаем, что вступление в ВТО всех стран ЕЭП выгодно не только этим странам, но и самой организации, потому что это придаст ей еще более универсальный характер и со стороны ВТО появится больше рычагов влияния на те или иные страны. Потому что после вступления эти государства будут вынуждены соблюдать общие правила. Здесь выгода обоюдная. Более того, это поможет развивать идею «интеграции интеграций», которую высказал Президент Беларуси, так как в рамках ВТО появится больше возможностей для сотрудничества ЕЭП с ЕС по тем единым правилам, которые существуют в рамках ВТО. 
 

 
 

Беларусь готова к тому, чтобы приступить к заключительному этапу вступления в ВТО. Мы сейчас работаем над устранением некоторых замечаний, которые были высказаны в рамках рабочей группы по присоединению к ВТО, и подготовкой соответствующего доклада. Предполагается, что он будет рассмотрен в ближайшее время. Мы надеемся, что на первое место выйдут прагматичные устремления наших партнеров, в том числе европейских, и Беларуси не будут создавать искусственных препятствий на пути вступления.
 

 
Беседовал Михаил Цылько