Размер шрифта:

Присоединение Беларуси к ВТО

Республика Беларусь ведет переговоры по присоединению к ВТО уже около 30 лет, начиная с 1993 года, когда была подана заявка на присоединение Беларуси к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).

Переговоры по присоединению к ВТО ведутся по 3 направлениям:

приведение законодательства в соответствие с правилами ВТО;
доступ на рынок товаров и услуг;

государственная поддержка сельского хозяйства. 


Приведение законодательства в соответствие с правилами ВТО

Присоединение к ВТО требует от страны-кандидата серьезной работы по приведению законодательства в соответствие с правилами организации. Результаты этой работы оцениваются в ходе заседаний Рабочей группы ВТО.

Рабочая группа – это специально сформированный орган, в который входят все члены ВТО, заинтересованные в торговле и инвестиционном сотрудничестве с Беларусью. В состав Рабочей группы Беларуси входят 49 членов. В ходе заседаний Рабочей группы оцениваются достигнутые успехи в реформировании законодательства, задаются уточняющие вопросы в отношении регулирования торгового режима, вносятся предложения по принятию обязательств и по дальнейшему ходу переговоров. Именно по результатам таких заседаний принимается решение о переходе к очередному этапу переговоров.

Этапы переговоров предусмотрены процедурой ВТО по присоединениям и представляют собой определенную последовательность принятия переговорных документов: Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы.

В 2016 году Беларусь значительно активизировала работу по присоединению к ВТО. Был обеспечен переход от Сводного отчета к проекту Доклада Рабочей группы, и Беларусь вышла на финальную стадию переговоров о присоединении. В 2017 – 2019 годах состоялось пять заседаний Рабочей группы, последнее из которых проведено 11 июля 2019 года.

Доклад Рабочей группы – это комплексный документ, который содержит описание экономической политики Беларуси, влияющей на торговлю, а также весь ход переговоров в рамках заседаний Рабочей группы. Помимо этого, Доклад включает ряд обязательств по проведению экономической политики в соответствии с правом ВТО, которые Беларусь должна будет выполнять после присоединения.

Утверждение Доклада станет, по сути, финальной точкой в переговорах по присоединению Беларуси к ВТО.

Доступ на рынок товаров и услуг

Беларусь ведет переговоры с членами ВТО в двустороннем формате. Для присоединения к ВТО Беларуси необходимо согласовать условия доступа на рынки товаров и услуг с каждым заинтересованным членом организации и подписать соответствующий протокол.

Несмотря на то, что ключевые вопросы решаются на очных встречах, большая часть двусторонних переговоров проходит в форме письменного обмена предложениями по условиям доступа на рынки. Основными видами переговорных документов являются тарифный оффер и предложение по доступу на рынок услуг.

Тарифный оффер – основной документ в переговорах по доступу на рынок товаров. В нем отражаются актуальные предложения по уровню связывания тарифов, импортные тарифные квоты на отдельные виды товаров и перечень предоставляемых первоначальных переговорных прав.

Предложение по уровню связывания тарифов представляет собой те ставки, которые Беларусь не сможет превысить по той или иной линии товарной номенклатуры после присоединения к ВТО.

Импортные квоты – это тот объем продукции, который можно будет ввозить в Беларусь по ставкам ниже связанных (в пределах обязательств в ЕАЭС).

После создания ЕАЭС полномочия по установлению тарифных ставок находятся у ЕЭК. В связи с этим в переговорах по уровню связывания тарифов Беларусь, с одной стороны, практически не обладает переговорным резервом для удовлетворения запросов членов ВТО, а с другой стороны имеет весомый аргумент для сохранения текущего уровня тарифной защиты.

Первоначальные переговорные права представляют собой обязательства Беларуси при пересмотре уровня тарифов по той или иной группе товаров в первую очередь учитывать интересы тех стран, которым такие права предоставлены по соответствующей группе товаров.

Предложение по доступу на рынок услуг представляет собой перечень условий доступа иностранных компаний и физических лиц в различные сектора услуг Беларуси по четырем видам поставки: перемещению услуги через границу, потреблению услуги за границей, коммерческому присутствию поставщика услуг в Беларуси и перемещению физических лиц через границу для оказания услуг.

В предложении прописываются ограничения по доступу на рынок и национальному режиму, либо их отсутствие.

После подписания всех протоколов готовится консолидированный документ, в котором указывается сводный перечень всех условий по доступу на рынки. Такой перечень формируется по принципу наибольшего благоприятствования – по каждой тарифной линии либо услуге берется наиболее либеральное предложение из всех подписанных протоколов.

К настоящему времени завершены двусторонние переговоры по доступу на рынки с 22 членами ВТО. Последние протоколы подписаны с Швейцарией и Австралией. Необходимо завершить двусторонние переговоры еще с семью членами ВТО.

Государственная поддержка сельского хозяйства

Для присоединения к ВТО Беларусь также должна зафиксировать разрешенный объем государственной поддержки сельского хозяйства. Однако согласовывать необходимо не весь объем возможной поддержки, а лишь ту сумму, которая может быть использована в рамках мер так называемой желтой корзины.

Меры государственной поддержки сельского хозяйства по правилам ВТО разделяются на три корзины: зеленую, желтую и красную.

Меры зеленой корзины полностью разрешены и включают в себя обширный перечень инструментов политики (строительство инфраструктуры, научные разработки, услуги по маркетингу и продвижению товаров, борьба с болезнями животных и растений и другие).

В желтую корзину входят меры, оказывающие влияние на торговлю, но не относящиеся к запрещенным инструментам (льготное кредитование, выплаты на закупку сырья и удобрений, ценовая поддержка и другие). Именно максимально допустимый объем такой поддержки и согласовывается при присоединении к ВТО.

Меры красной корзины, куда входит субсидирование экспорта и программы импортозамещения, полностью запрещены, поскольку оказывают прямое влияние на свободную торговлю.

Переговоры по государственной поддержке сельского хозяйства проводятся в формате специальных заседаний и неформальных консультаций.

В 2017 – 2020 годах состоялось 3 специальных заседания по государственной поддержке сельского хозяйства и несколько раундов неформальных консультаций.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by